В своем разъяснении регулятор ссылается на тематическое письмо Минфина РФ от 31 января 2025 года, в котором ведомство также уточняло порядок применения новых практик.
В частности, Минздрав указывает, что в первом приложении к правительственному постановлению содержатся товары, для которых вводится запрет на закупку, если они происходят из иностранного государства. В этом перечне присутствуют вакуумные пробирки для взятия образцов крови, автомобили СМП, аппараты ИВЛ, медицинская мебель (больничные кровати, стеллажи для палат пациентов, прикроватные ширмы и другие), медицинские маски.
Товары из второго приложения к постановлению №1875 облагаются ограничением закупок, то есть такую продукцию иностранного происхождения запрещено приобретать, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки. В этот список входят медицинская и стоматологическая мебель, эндоскопические комплексы, некоторые виды рентгеновских аппаратов, системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, оториноскопы, тонометры, литотриптеры, дефибрилляторы, детские неонатальные обогреватели, медицинские микроскопы, контейнеры для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов и другие медизделия. Помимо этого, в группу входят и лекарственные препараты.
В третьем приложении к постановлению содержится перечень товаров с минимальной обязательной долей закупок продукции отечественного производства.
Как объясняет регулятор, преимущество, по которому ценовое предложение участника закупки с российской продукцией нужно снижать на 15% при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, а заключать договор с таким подрядчиком по предложенной им изначально цене, было введено «исключительно в отношении товаров». «Соответственно, преимущество не применяется, если объектом закупки являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется», – указали авторы письма. При этом такой алгоритм действует, даже если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях №1 и №2.
Минздрав также уточнил, что в перечни, подготовленные Минфином, вносились предложенные федеральными органами исполнительной власти группы товаров, работ и услуг, которые выступают наименованиями соответствующих группировок по ОКПД-2. «В ОКПД-2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки», – пояснил регулятор.
Особое внимание Минздрав обратил на пункты, затрагивающие препараты из перечня СЗЛС. При госзакупки таких лекарств с 1 сентября 2025 года начнут действовать преференции для локальных производителей активных фармсубстанций (АФС). Регулятор сообщил, что заявки, содержащие предложение о поставке лекарства, происходящего из государств – членов ЕАЭС, но все стадии производства которого на территории союза не осуществляются, будут приравниваться к предложениям о поставках иностранных препаратов.
Постановление о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство РФ утвердило в конце декабря 2024 года. За разработку документа отвечал Минфин, утвержденная версия была идентична проекту, опубликованному ведомством в начале декабря 2024-го. В нем, в частности, содержалось предложение о распространении механизма «второй лишний» на закупки препаратов из перечня ЖНВЛП и списка СЗЛС. Первоначальную версию проекта, представленную в конце августа 2024 года, отраслевое и пациентское сообщества восприняли скептически, однако двойственности в прочтении регламента не удалось избежать и в его второй (утвержденной) редакции.
Согласно документу, с 1 января 2025 года механизм «второй лишний» начал применяться по отношению к иностранным препаратам, производство которых не локализовано в России.
Законопроект о закреплении понятия «перечень СЗЛС» в правовом поле был принят Госдумой в феврале 2025 года, однако он до сих пор не подписан президентом РФ. Сейчас формулированием принципов включения в такой список препаратов совместно занимаются Минпромторг, Минздрав и ФАС. Как сообщали представители первого ведомства, тематический нормативный акт планируется представить в мае 2025 года.
В своем разъяснении регулятор ссылается на тематическое письмо Минфина РФ от 31 января 2025 года, в котором ведомство также уточняло порядок применения новых практик.
В частности, Минздрав указывает, что в первом приложении к правительственному постановлению содержатся товары, для которых вводится запрет на закупку, если они происходят из иностранного государства. В этом перечне присутствуют вакуумные пробирки для взятия образцов крови, автомобили СМП, аппараты ИВЛ, медицинская мебель (больничные кровати, стеллажи для палат пациентов, прикроватные ширмы и другие), медицинские маски.
Товары из второго приложения к постановлению №1875 облагаются ограничением закупок, то есть такую продукцию иностранного происхождения запрещено приобретать, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки. В этот список входят медицинская и стоматологическая мебель, эндоскопические комплексы, некоторые виды рентгеновских аппаратов, системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, оториноскопы, тонометры, литотриптеры, дефибрилляторы, детские неонатальные обогреватели, медицинские микроскопы, контейнеры для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов и другие медизделия. Помимо этого, в группу входят и лекарственные препараты.
В третьем приложении к постановлению содержится перечень товаров с минимальной обязательной долей закупок продукции отечественного производства.
Как объясняет регулятор, преимущество, по которому ценовое предложение участника закупки с российской продукцией нужно снижать на 15% при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, а заключать договор с таким подрядчиком по предложенной им изначально цене, было введено «исключительно в отношении товаров». «Соответственно, преимущество не применяется, если объектом закупки являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется», – указали авторы письма. При этом такой алгоритм действует, даже если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях №1 и №2.
Минздрав также уточнил, что в перечни, подготовленные Минфином, вносились предложенные федеральными органами исполнительной власти группы товаров, работ и услуг, которые выступают наименованиями соответствующих группировок по ОКПД-2. «В ОКПД-2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки», – пояснил регулятор.
Особое внимание Минздрав обратил на пункты, затрагивающие препараты из перечня СЗЛС. При госзакупки таких лекарств с 1 сентября 2025 года начнут действовать преференции для локальных производителей активных фармсубстанций (АФС). Регулятор сообщил, что заявки, содержащие предложение о поставке лекарства, происходящего из государств – членов ЕАЭС, но все стадии производства которого на территории союза не осуществляются, будут приравниваться к предложениям о поставках иностранных препаратов.
Постановление о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство РФ утвердило в конце декабря 2024 года. За разработку документа отвечал Минфин, утвержденная версия была идентична проекту, опубликованному ведомством в начале декабря 2024-го. В нем, в частности, содержалось предложение о распространении механизма «второй лишний» на закупки препаратов из перечня ЖНВЛП и списка СЗЛС. Первоначальную версию проекта, представленную в конце августа 2024 года, отраслевое и пациентское сообщества восприняли скептически, однако двойственности в прочтении регламента не удалось избежать и в его второй (утвержденной) редакции.
Согласно документу, с 1 января 2025 года механизм «второй лишний» начал применяться по отношению к иностранным препаратам, производство которых не локализовано в России.
Законопроект о закреплении понятия «перечень СЗЛС» в правовом поле был принят Госдумой в феврале 2025 года, однако он до сих пор не подписан президентом РФ. Сейчас формулированием принципов включения в такой список препаратов совместно занимаются Минпромторг, Минздрав и ФАС. Как сообщали представители первого ведомства, тематический нормативный акт планируется представить в мае 2025 года.