Критерии разрабатывал Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России совместно со специалистами разных профилей. По замыслу министерства, новая система оценки медпомощи существенно упростит проведение проверок — как служебных (внутри медучреждений), так и со стороны регуляторных органов. Кроме того, эти критерии позволят определить, имело ли место врачебная ошибка.
«Алгоритм критериев оценки качества медпомощи был предложен Минздравом и институтом качества, который в итоге мы приняли за основу», — рассказала участвовавшая в разработке документа главный врач клиники института иммунологии ФМБА России Наталья Ильина.
Основывающиеся на клинических рекомендациях, критерии представляют собой три блока вопросов – событийные, временные и по эффективности проведенных мероприятий, на которые проверяющий должен получить конкретный ответ. Каждый блок содержит по 3-4 вопроса.
«Представим ситуацию: анафилактический шок. Вопросы следующие: вводился ли адреналин? Да или нет. Если не вводился – то это грубейшее нарушение. Это событийная оценка. Дальше идет временная: как быстро вводился адреналин, в течение 3-х минут? В течение первого часа? На все ответ: да или нет», — объяснила Ильина.
По ее словам, введение таких критериев поможет нивелировать проблему низкой компетенции проверяющих органов, и, как следствие, полного непонимания возникшей ситуации. «Не секрет, что наши проверяющие, которые часто у нас бывают, и по страховой медицине и по другим различным ведомствам, зачастую демонстрируют достаточно низкий уровень компетенции, особенно по узкими специализациям», — уточнила главный врач клиники института иммунологии.
В Минздраве корреспонденту Vademecum сообщили, что разработанный документ заменить ранее утвержденный приказ от 7 июня 2015 года «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Приказ носил рамочный характер и содержал только общие требования, касающиеся оформления документации и сроков установления диагнозов.