Большинство положений законопроекта в случае утверждения вступят в силу 1 марта 2026 года, отдельные нормы – с 1 марта 2027-го.
В пояснительной записке говорится, что в России ежегодно внедряется свыше 40 тысяч новых химических веществ, однако только 0,1% из них полноценно исследован. На территории страны зарегистрировано более 191 тысячи опасных производственных объектов, из которых 5,5 тысячи отнесены к химически опасным. Согласно государственному докладу о санитарно-эпидемиологическом благополучии, численность населения, подвергшегося комплексной химической нагрузке – через загрязнение воздуха, воды, почвы и продуктов питания, – за 2024 год выросла на 5%, (на 3,7 млн человек).
Проект федерального закона закрепляет ключевые понятия: «допустимый уровень химического риска», «опасные химические вещества», «потенциально опасное химическое вещество», «химическая угроза» и «мониторинг химических рисков». Основными принципами регулирования названы приоритет охраны жизни и здоровья граждан, превентивный подход, сочетание интересов государства и общества, а также системность реализуемых мер.
К химическим угрозам, согласно документу, отнесены разработка и внедрение в производство недостаточно изученных веществ; негативное воздействие, приводящее к смерти граждан и вреду окружающей среде; увеличение числа организаций, не обеспечивающих допустимый уровень химического риска, а также зависимость производства химической продукции от импорта сырья из других стран.
Для выявления и прогнозирования химических рисков предлагается создать референс-центры по верификации сведений о химических угрозах и их анализу. Предполагается, что они будут работать на базе организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, ведущих мониторинг химических рисков. Порядок их создания и деятельности установит правительство.
Кроме того, планируется формирование федерального регистра химических и биологических веществ, а также информационного реестра продукции и производителей, имеющих мощности для выпуска товаров, необходимых для обеспечения химической безопасности и оказания медпомощи при химических инцидентах.
Отдельный раздел законопроекта посвящен мерам по снижению вовлечения в оборот опасных химических веществ. Предусмотрено проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке безопасных аналогов, а также возможность наложения запрета на выпуск веществ, подлежащих замене.
Правительство, согласно законопроекту, будет устанавливать порядок замены опасных веществ на химические соединения более низкого класса опасности или на не классифицированные как опасные. Кроме того, предполагается внедрение мер стимулирования организаций, применяющих безопасные технологии и системы управления химическими рисками.
Проект также предусматривает возможность введения ограничений на содержание опасных химических веществ в продукции, обращающейся на территории России, и запрет на выпуск товаров, превышающих допустимые уровни. Правительство сможет устанавливать требования к подтверждению соответствия продукции и ежегодной отчетности производителей и импортеров, а также правила идентификации и маркировки. До вступления в силу актов Евразийского экономического союза порядок регулирования определит российское правительство.
Помимо этого, в проекте документа закрепляются особенности производства и оборота химической продукции, используемой для защиты национальных интересов и укрепления обороноспособности страны. Для таких предприятий планируется создать единый государственный реестр и предусмотреть формирование запасов стратегически важных химических веществ. Также предусмотрена государственная поддержка отечественных производителей в целях импортозамещения химических компонентов, используемых в оборонной и промышленной сфере.
Государственный контроль в сфере химической безопасности будет осуществляться в составе уже существующих надзорных систем – санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и других. Создание отдельного вида надзора не планируется .Взаимодействие федеральных органов власти будет налажено в части обмена сведениями о химических угрозах, проведении мониторинга и оперативного реагирования на выявленные риски.
Помимо прочего, законопроект предусматривает развитие международного сотрудничества России в области химической безопасности – участие в разработке и изменении международных документов, в деятельности профильных организаций и соблюдение обязательств по уже действующим договорам.
Общественное обсуждение проекта закона продлится до 6 ноября 2025 года.
В ноябре 2024 года ФМБА разработало проект Порядка организации и проведения медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами. Выполнение таких мероприятий будет осуществляться выездными бригадами скорой медицинской помощи, клинико-токсикологическими, специализированными радиологическими бригадами и медработниками организаций, подведомственных ФМБА. На октябрь 2025 года проект находится на этапе подведения итогов общественного обсуждения и завершения независимой антикоррупционной экспертизы.
Большинство положений законопроекта в случае утверждения вступят в силу 1 марта 2026 года, отдельные нормы – с 1 марта 2027-го.
В пояснительной записке говорится, что в России ежегодно внедряется свыше 40 тысяч новых химических веществ, однако только 0,1% из них полноценно исследован. На территории страны зарегистрировано более 191 тысячи опасных производственных объектов, из которых 5,5 тысячи отнесены к химически опасным. Согласно государственному докладу о санитарно-эпидемиологическом благополучии, численность населения, подвергшегося комплексной химической нагрузке – через загрязнение воздуха, воды, почвы и продуктов питания, – за 2024 год выросла на 5%, (на 3,7 млн человек).
Проект федерального закона закрепляет ключевые понятия: «допустимый уровень химического риска», «опасные химические вещества», «потенциально опасное химическое вещество», «химическая угроза» и «мониторинг химических рисков». Основными принципами регулирования названы приоритет охраны жизни и здоровья граждан, превентивный подход, сочетание интересов государства и общества, а также системность реализуемых мер.
К химическим угрозам, согласно документу, отнесены разработка и внедрение в производство недостаточно изученных веществ; негативное воздействие, приводящее к смерти граждан и вреду окружающей среде; увеличение числа организаций, не обеспечивающих допустимый уровень химического риска, а также зависимость производства химической продукции от импорта сырья из других стран.
Для выявления и прогнозирования химических рисков предлагается создать референс-центры по верификации сведений о химических угрозах и их анализу. Предполагается, что они будут работать на базе организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, ведущих мониторинг химических рисков. Порядок их создания и деятельности установит правительство.
Кроме того, планируется формирование федерального регистра химических и биологических веществ, а также информационного реестра продукции и производителей, имеющих мощности для выпуска товаров, необходимых для обеспечения химической безопасности и оказания медпомощи при химических инцидентах.
Отдельный раздел законопроекта посвящен мерам по снижению вовлечения в оборот опасных химических веществ. Предусмотрено проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке безопасных аналогов, а также возможность наложения запрета на выпуск веществ, подлежащих замене.
Правительство, согласно законопроекту, будет устанавливать порядок замены опасных веществ на химические соединения более низкого класса опасности или на не классифицированные как опасные. Кроме того, предполагается внедрение мер стимулирования организаций, применяющих безопасные технологии и системы управления химическими рисками.
Проект также предусматривает возможность введения ограничений на содержание опасных химических веществ в продукции, обращающейся на территории России, и запрет на выпуск товаров, превышающих допустимые уровни. Правительство сможет устанавливать требования к подтверждению соответствия продукции и ежегодной отчетности производителей и импортеров, а также правила идентификации и маркировки. До вступления в силу актов Евразийского экономического союза порядок регулирования определит российское правительство.
Помимо этого, в проекте документа закрепляются особенности производства и оборота химической продукции, используемой для защиты национальных интересов и укрепления обороноспособности страны. Для таких предприятий планируется создать единый государственный реестр и предусмотреть формирование запасов стратегически важных химических веществ. Также предусмотрена государственная поддержка отечественных производителей в целях импортозамещения химических компонентов, используемых в оборонной и промышленной сфере.
Государственный контроль в сфере химической безопасности будет осуществляться в составе уже существующих надзорных систем – санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и других. Создание отдельного вида надзора не планируется .Взаимодействие федеральных органов власти будет налажено в части обмена сведениями о химических угрозах, проведении мониторинга и оперативного реагирования на выявленные риски.
Помимо прочего, законопроект предусматривает развитие международного сотрудничества России в области химической безопасности – участие в разработке и изменении международных документов, в деятельности профильных организаций и соблюдение обязательств по уже действующим договорам.
Общественное обсуждение проекта закона продлится до 6 ноября 2025 года.
В ноябре 2024 года ФМБА разработало проект Порядка организации и проведения медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами. Выполнение таких мероприятий будет осуществляться выездными бригадами скорой медицинской помощи, клинико-токсикологическими, специализированными радиологическими бригадами и медработниками организаций, подведомственных ФМБА. На октябрь 2025 года проект находится на этапе подведения итогов общественного обсуждения и завершения независимой антикоррупционной экспертизы.



