Госдума 18 мая приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и ФЗ о госкорпорации «Роскосмос». Поправки предполагают, что регулировать порядок обязательного медицинского освидетельствования экипажей гражданских самолетов, диспетчеров и персонала государственной авиации будут Минтранс и Минздрав РФ (сейчас порядок регламентирован сразу несколькими документами). Кроме того, авторы законопроекта предлагают наделить ГК «Роскосмос» правом проводить медосмотры специалистов летного персонала госавиации.
Законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ в августе 2020 года, а 11 ноября депутаты приняли его в первом чтении. Согласно пояснительной записке, проект документа был разработан для исполнения поручений президента РФ Владимира Путина в целях урегулирования вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации.
Выдача медицинских заключений и свидетельств «являются специфичными для гражданской авиации и не регламентированы» 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», отмечают авторы законопроекта.
Сейчас деятельность по медицинскому освидетельствованию специалистов авиационного персонала определяется несколькими нормативными актами, например:
– постановлением Правительства РФ № 670 от 6 августа 2013 года «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна» (согласно пункту 7, проверка здоровья экипажа осуществляется Центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями);
– постановлением Правительства РФ № 396 от 30 июля 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» (согласно пункту 5.4.3, организация деятельности по медицинскому осмотру авиационного персонала возложена на Росавиацию);
– приказом Минтранса России № 50 от 22 апреля 2002 года «Об утверждении федеральных авиационных правил», где устанавливается перечень специалистов, которым требуется медицинское заключение, а также периодичность медицинского освидетельствования в целях врачебно-летной экспертизы и его объем.
При этом воздушным законодательством РФ полномочия федерального органа исполнительной власти в части определения порядка медобследования и медосвидетельствования специалистов авиационного персонала не предусмотрены. В связи с этим было предложено поручить контроль за порядком осмотров Минтрансу по согласованию с Минздравом.
«Проект федерального закона направлен на урегулирование имеющихся в законодательстве Российской Федерации вышеуказанных правовых коллизий норм, регулирующих организацию медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов и медицинского освидетельствования членов экипажей гражданских воздушных судов», – уточняется в пояснительной записке.
Законопроект предусматривает введение порядка «обязательных медицинских освидетельствований, порядка проведения предполетного, послеполетного медицинского осмотра экипажей гражданского воздушного судна, предсменного и послесменного осмотра диспетчеров управления воздушным движением». Планируется создание автоматизированной централизованной базы персональных данных, которые касаются состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров.
Во втором чтении законопроект был доработан в части проведения осмотров пилотов и диспетчеров государственной авиации. Одна из поправок, например, связана с тем, что теперь Минобороны, которое сейчас также регулирует данную область, не будет проводить военно-врачебную экспертизу специалистов авиационного персонала государственной авиации. Также специалисты будут проходить химико-токсикологические исследования в порядке, установленном Минобороны, но только по согласованию с Минздравом.
Госкорпорация «Роскосмос» в случае утверждения законопроекта будет наделена полномочиями по организации проведения медосмотров специалистов авиационного персонала госавиации в соответствии с федеральными авиационными правилами и проведением врачебно-летных комиссий.
Минздрав РФ задействован в разработке и других инициатив в сфере транспортного законодательства. В апреле 2021 года в ведомстве сообщили, что подготовили проект поправок в Трудовой кодекс РФ, предполагающий проведение в дистанционной форме обязательных предрейсовых медосмотров водителей такси и общественного транспорта. Формат будет доступен во всех регионах, но внедряться будет по желанию транспортных компаний, за счет которых проводятся медосмотры. Речь идет о внесении изменений в статьи 213 и 330 ТК РФ. Предполагается, что водитель и врач будут общаться через видеокамеру, а данные о состоянии здоровья водителей планируется хранить в единой информационной базе.
Госдума 18 мая приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и ФЗ о госкорпорации «Роскосмос». Поправки предполагают, что регулировать порядок обязательного медицинского освидетельствования экипажей гражданских самолетов, диспетчеров и персонала государственной авиации будут Минтранс и Минздрав РФ (сейчас порядок регламентирован сразу несколькими документами). Кроме того, авторы законопроекта предлагают наделить ГК «Роскосмос» правом проводить медосмотры специалистов летного персонала госавиации.
Законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ в августе 2020 года, а 11 ноября депутаты приняли его в первом чтении. Согласно пояснительной записке, проект документа был разработан для исполнения поручений президента РФ Владимира Путина в целях урегулирования вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации.
Выдача медицинских заключений и свидетельств «являются специфичными для гражданской авиации и не регламентированы» 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», отмечают авторы законопроекта.
Сейчас деятельность по медицинскому освидетельствованию специалистов авиационного персонала определяется несколькими нормативными актами, например:
– постановлением Правительства РФ № 670 от 6 августа 2013 года «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна» (согласно пункту 7, проверка здоровья экипажа осуществляется Центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями);
– постановлением Правительства РФ № 396 от 30 июля 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» (согласно пункту 5.4.3, организация деятельности по медицинскому осмотру авиационного персонала возложена на Росавиацию);
– приказом Минтранса России № 50 от 22 апреля 2002 года «Об утверждении федеральных авиационных правил», где устанавливается перечень специалистов, которым требуется медицинское заключение, а также периодичность медицинского освидетельствования в целях врачебно-летной экспертизы и его объем.
При этом воздушным законодательством РФ полномочия федерального органа исполнительной власти в части определения порядка медобследования и медосвидетельствования специалистов авиационного персонала не предусмотрены. В связи с этим было предложено поручить контроль за порядком осмотров Минтрансу по согласованию с Минздравом.
«Проект федерального закона направлен на урегулирование имеющихся в законодательстве Российской Федерации вышеуказанных правовых коллизий норм, регулирующих организацию медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов и медицинского освидетельствования членов экипажей гражданских воздушных судов», – уточняется в пояснительной записке.
Законопроект предусматривает введение порядка «обязательных медицинских освидетельствований, порядка проведения предполетного, послеполетного медицинского осмотра экипажей гражданского воздушного судна, предсменного и послесменного осмотра диспетчеров управления воздушным движением». Планируется создание автоматизированной централизованной базы персональных данных, которые касаются состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров.
Во втором чтении законопроект был доработан в части проведения осмотров пилотов и диспетчеров государственной авиации. Одна из поправок, например, связана с тем, что теперь Минобороны, которое сейчас также регулирует данную область, не будет проводить военно-врачебную экспертизу специалистов авиационного персонала государственной авиации. Также специалисты будут проходить химико-токсикологические исследования в порядке, установленном Минобороны, но только по согласованию с Минздравом.
Госкорпорация «Роскосмос» в случае утверждения законопроекта будет наделена полномочиями по организации проведения медосмотров специалистов авиационного персонала госавиации в соответствии с федеральными авиационными правилами и проведением врачебно-летных комиссий.
Минздрав РФ задействован в разработке и других инициатив в сфере транспортного законодательства. В апреле 2021 года в ведомстве сообщили, что подготовили проект поправок в Трудовой кодекс РФ, предполагающий проведение в дистанционной форме обязательных предрейсовых медосмотров водителей такси и общественного транспорта. Формат будет доступен во всех регионах, но внедряться будет по желанию транспортных компаний, за счет которых проводятся медосмотры. Речь идет о внесении изменений в статьи 213 и 330 ТК РФ. Предполагается, что водитель и врач будут общаться через видеокамеру, а данные о состоянии здоровья водителей планируется хранить в единой информационной базе.