В новой стратегии Минпромторг обозначил семь показателей развития отрасли. Например, объем фармрынка должен вырасти с 2,2 трлн в 2022 году до 3,7 трлн к 2030 году, доля российских препаратов – с 35,9% до 42,6%. Министерство предлагает учитывать и рост экспорта – с $1,26 до $3,4 млрд. В стратегии прописан и названный еще в 2021 году параметр: доля препаратов, которые производятся по полному циклу и входят в перечень стратегически важных, должна увеличиться с 67% в 2022 году до 80%.
Прежняя стратегия развития фарммедпрома была рассчитана до 2020 года. Планы стратегии до 2030 года менее амбициозные, чем прописанные в прошлой стратегии. Доля отечественных лекарств в общем объеме потребления должна была достигнуть 50% к 2020 году, а эта же доля среди стратегически значимых – 90%. Достичь этих показателей не удалось.
Тем не менее в Минпромторге довольны результатами закончившейся программы: производство лекарств с 2009 по 2022 год выросло на 533,3% – с 96 млрд до 607,9 млрд рублей. Доля производимых в РФ препаратов увеличилась за этот же срок с 24% до 36% в денежном выражении. Удалось привлечь в отрасль более 80 млрд рублей иностранных инвестиций.
Конкретных мер стимулирования развития отрасли Минпромторг не предлагает. В ведомстве отмечают необходимость совершенствования обращения лекарств, доступа к фармрынку, ценообразования и обеспечения сбыта продукции. Указывают в министерстве на потребность в «регуляторной гармонизации», создании общей инфраструктуры и систем общего пользования, а также в «декомпозиции задач для смежных отраслей промышленности» и контроле лекарственных средств.
Указывают в ведомстве и на «слабые стороны» фармацевтики. В их числе – отсутствие методики расчета потребностей системы здравоохранения в препаратах, критическая зависимость от импорта сырья, ингредиентов и средств производства, недостаточная гармонизация регулирования в сфере разработки и регистрации лекарств с крупными фармацевтическими рынками, наличие административных барьеров при проведении клинисследований и регистрации препаратов на зарубежных рынках. Мешает развитию рынка также отсутствие эффекта масштаба – небольшие размеры российских фармкомпаний, отсутствие экосистемы по разработке и коммерциализации препаратов, в том числе слабость венчурного и фондового рынков, пассивность фармбизнеса в сфере инновационных разработок для собственных портфелей, приверженность к партнерству с зарубежными производителями и несовершенство правоприменительной практики в области патентования лекарств.
Параллельно Минпромторг предложил исключить из перечня госпрограмм «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», рассчитанную до 2024 года. Такой проект постановления правительства опубликован для общественного обсуждения. По данным Счетной палаты, показатель исполнения бюджета по этой госпрограмме часто оказывался одним из самых низких. Эта программа будет консолидирована с госпрограммой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
В новой стратегии Минпромторг обозначил семь показателей развития отрасли. Например, объем фармрынка должен вырасти с 2,2 трлн в 2022 году до 3,7 трлн к 2030 году, доля российских препаратов – с 35,9% до 42,6%. Министерство предлагает учитывать и рост экспорта – с $1,26 до $3,4 млрд. В стратегии прописан и названный еще в 2021 году параметр: доля препаратов, которые производятся по полному циклу и входят в перечень стратегически важных, должна увеличиться с 67% в 2022 году до 80%.
Прежняя стратегия развития фарммедпрома была рассчитана до 2020 года. Планы стратегии до 2030 года менее амбициозные, чем прописанные в прошлой стратегии. Доля отечественных лекарств в общем объеме потребления должна была достигнуть 50% к 2020 году, а эта же доля среди стратегически значимых – 90%. Достичь этих показателей не удалось.
Тем не менее в Минпромторге довольны результатами закончившейся программы: производство лекарств с 2009 по 2022 год выросло на 533,3% – с 96 млрд до 607,9 млрд рублей. Доля производимых в РФ препаратов увеличилась за этот же срок с 24% до 36% в денежном выражении. Удалось привлечь в отрасль более 80 млрд рублей иностранных инвестиций.
Конкретных мер стимулирования развития отрасли Минпромторг не предлагает. В ведомстве отмечают необходимость совершенствования обращения лекарств, доступа к фармрынку, ценообразования и обеспечения сбыта продукции. Указывают в министерстве на потребность в «регуляторной гармонизации», создании общей инфраструктуры и систем общего пользования, а также в «декомпозиции задач для смежных отраслей промышленности» и контроле лекарственных средств.
Указывают в ведомстве и на «слабые стороны» фармацевтики. В их числе – отсутствие методики расчета потребностей системы здравоохранения в препаратах, критическая зависимость от импорта сырья, ингредиентов и средств производства, недостаточная гармонизация регулирования в сфере разработки и регистрации лекарств с крупными фармацевтическими рынками, наличие административных барьеров при проведении клинисследований и регистрации препаратов на зарубежных рынках. Мешает развитию рынка также отсутствие эффекта масштаба – небольшие размеры российских фармкомпаний, отсутствие экосистемы по разработке и коммерциализации препаратов, в том числе слабость венчурного и фондового рынков, пассивность фармбизнеса в сфере инновационных разработок для собственных портфелей, приверженность к партнерству с зарубежными производителями и несовершенство правоприменительной практики в области патентования лекарств.
Параллельно Минпромторг предложил исключить из перечня госпрограмм «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», рассчитанную до 2024 года. Такой проект постановления правительства опубликован для общественного обсуждения. По данным Счетной палаты, показатель исполнения бюджета по этой госпрограмме часто оказывался одним из самых низких. Эта программа будет консолидирована с госпрограммой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».