Минэкономразвития и Минздрав РФ не пришли к общему мнению при обсуждении вопроса об ограничении объема лотов при закупках лекарств за счет федерального бюджета. Летом 2021 года президент РФ Владимир Путин, а затем премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручили Минздраву проработать этот вопрос, чтобы привлечь к исполнению заказов небольшие российские фармкомпании. Правительство РФ должно было получить от ведомства доклад вместе с отзывами Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития и ФАС до 1 октября.
В Минздраве отметили, что именно централизация торгов и внедрение долгосрочных контрактов с производителями на большие объемы препаратов сейчас позволяют закупать их по сниженным ценам. Препараты на федсредства приобретает подведомственное Минздраву ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан». Оно организует торги на закупки вакцин по Нацкалендарю профилактических прививок, лекарств по программе «14 высокозатратных нозологий», препаратов для пациентов с гепатитом, ВИЧ и туберкулезом, зарегистрированных в России лекарств для подопечных благотворительного фонда «Круг добра». В Минздраве подчеркнули, что 49% заключенных госконтрактов приходится на российские фармкомпании.
В ведомстве рассказали, что в 2021 году стоимость большинства приобретенных ФКУ лекарств осталась на уровне 2020 года, а по некоторым препаратам даже снизилась. В поддержку необходимости заключения долгосрочных контрактов Минздрав привел подсчеты, согласно которым экономия бюджетных средств на таких контрактах, заключенных ФКУ в 2020-2021 годах, за следующие три года составит около 18 млрд рублей. Доводы ведомства поддержала Федеральная антимонопольная служба.
В Минэкономразвития отметили важность инициативы по ограничению объема лотов при госзакупках лекарств, назвав ее одним из способов повысить доступность госторгов для отечественных фармкомпаний. В ведомстве признали, что при дроблении торгов экономия бюджетных средств на закупках снизится, но предложили считать дополнительные траты «инвестициями во внутреннее производство лекарств». В министерстве считают, что многие российские фармкомпании не принимают участия в госзакупках препаратов из-за нехватки производственных мощностей и активов для получения банковских гарантий, необходимых для участия в торгах.
Однако не все представляющие отрасль эксперты согласны с доводами Минэкономразвития. «Централизация госзакупок позволяет в том числе экономить ресурсы медицинских организаций, которые иначе будут вынуждены содержать штат специалистов по закупкам», – заявил председатель общественного совета при Росздравнадзоре Виктор Дмитриев, отметив, что поддержка малых фармпредприятий необходима, но не должна осуществляться во вред другим участникам процедуры госторгов.
Вице-президент по корпоративным связям и коммуникациям компании «Биокад» Алексей Торгов сообщил, что специфика фармацевтического производства не подразумевает работу в небольших объемах. По его словам, в отрасли практически нет адресатов такой меры поддержки. С ним согласился сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, который подчеркнул, что сэкономленные на централизации закупок препаратов средства сейчас тратятся на приобретение дополнительных объемов лекарств, и неэтично перераспределять эти деньги в пользу бизнеса.
Президент РФ Владимир Путин 29 июля 2021 года поручил проработать возможность ограничения объема лотов при госзакупках лекарственных средств, чтобы привлечь к исполнению заказов небольшие российские фармкомпании. В августе премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил Минздрав ответственным за исполнение данного поручения.
В сентябре Счетная палата РФ поддержала идею проработку вопроса об обеспечении условий для участия небольших фармкомпаний в госзакупках лекарств. «Счетная палата считает необходимым проработать вопрос обеспечения условий для участия в закупках лекарственных препаратов отечественных фармпроизводителей, обладающих ограниченными производственными мощностями», – сказала председатель палаты Галина Изотова.