Согласно Национальному мониторингу здоровья россиян, проведенному Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина жителей нашей страны (46%), если заболевают, обращаются в государственные лечебные учреждения. Однако более трети (35%) предпочитают лечиться самостоятельно. В этой ситуации первостольник оказывается на передней линии огня.
Легче пойти в аптеку, чем к врачу
Проблема самолечения, т.е. разумного применения самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, стоит довольно остро. Пациенты объясняют свое нежелание идти к врачу тем, что у них нет сил и времени сидеть в очередях поликлиники, что специалисты не имеют достаточной квалификации, да и записаться к ним на прием сложно, а на оплату докторов частных медицинских центров нет денег. Проблему усугубляет доступность лекарственных средств. В отличие от других стран, где большую часть препаратов можно купить только по рецепту врача, в российских аптеках многие лекарства продаются свободно. Отчасти именно поэтому число обращений к врачам снижается, а объемы продаж лекарственных средств растут.
Профессиональная ответственность
Образно говоря, любое самолечение — это попытка проплыть между мифическими чудищами Сциллой и Харибдой. Любое отклонение от курса — и участь незадачливых путешественников решена. И здесь на работников аптеки, как на опытных лоцманов, ложится огромная ответственность. В любом случае он должен посоветовать безотлагательно обратиться к врачу. Если требуется обеспечить пациента понятной и доступной информацией о безрецептурных лекарственных препаратах, оказать ему грамотную квалифицированную консультацию по вопросам их применения и предостеречь от использования средств, когда они противопоказаны или могут вызвать опасные сочетания с препаратами, применяемыми в постоянном режиме.
Необходимо подчеркнуть, что фармацевт, в отличие от врача, не назначает лекарственные средства, а лишь рекомендует их. Отечественное законодательство в области самолечения регламентируется Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, а также ФЗ от № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», разделяющих лекарственные препараты на рецептурные и безрецептурные.
Основой фармацевтического консультирования является ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывающая аптечного специалиста информировать пациента о надлежащем использовании лекарственного продукта.
Потребность в хорошем консультировании
Согласно исследованиям специалистов две трети покупателей лояльны к рекомендациям первостольника и ждут от него квалифицированного совета при жалобах на те или иные симптомы. То есть в массовом сознании россиян аптека — это своеобразный пункт скорой помощи, а фармацевт — специалист здравоохранения.
Чтобы содействовать эффективному и безопасному самолечению, к которому вынуждены прибегать пациенты, необходимо повышать уровень знаний фармацевтов и провизоров по вопросам клинической фармакологии. Работник первого стола должен хорошо знать ассортимент, понимать, какие группы безрецептурных ЛС используются при тех или иных заболеваниях и какие препараты можно рекомендовать при наличии сопутствующей патологии. Если подобные рекомендации грамотны и корректны, не нарушают нормативных запретов, выгода от них как для пациентов, так и для аптеки очевидна.
Самолечение нельзя рассматривать как альтернативу врачебного лечения. Оно должно иметь свои пределы и имеет право быть только тогда, когда применение лекарств не наносит вред больному.
Согласно Национальному мониторингу здоровья россиян, проведенному Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина жителей нашей страны (46%), если заболевают, обращаются в государственные лечебные учреждения. Однако более трети (35%) предпочитают лечиться самостоятельно. В этой ситуации первостольник оказывается на передней линии огня.
Легче пойти в аптеку, чем к врачу
Проблема самолечения, т.е. разумного применения самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, стоит довольно остро. Пациенты объясняют свое нежелание идти к врачу тем, что у них нет сил и времени сидеть в очередях поликлиники, что специалисты не имеют достаточной квалификации, да и записаться к ним на прием сложно, а на оплату докторов частных медицинских центров нет денег. Проблему усугубляет доступность лекарственных средств. В отличие от других стран, где большую часть препаратов можно купить только по рецепту врача, в российских аптеках многие лекарства продаются свободно. Отчасти именно поэтому число обращений к врачам снижается, а объемы продаж лекарственных средств растут.
Профессиональная ответственность
Образно говоря, любое самолечение — это попытка проплыть между мифическими чудищами Сциллой и Харибдой. Любое отклонение от курса — и участь незадачливых путешественников решена. И здесь на работников аптеки, как на опытных лоцманов, ложится огромная ответственность. В любом случае он должен посоветовать безотлагательно обратиться к врачу. Если требуется обеспечить пациента понятной и доступной информацией о безрецептурных лекарственных препаратах, оказать ему грамотную квалифицированную консультацию по вопросам их применения и предостеречь от использования средств, когда они противопоказаны или могут вызвать опасные сочетания с препаратами, применяемыми в постоянном режиме.
Необходимо подчеркнуть, что фармацевт, в отличие от врача, не назначает лекарственные средства, а лишь рекомендует их. Отечественное законодательство в области самолечения регламентируется Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, а также ФЗ от № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», разделяющих лекарственные препараты на рецептурные и безрецептурные.
Основой фармацевтического консультирования является ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывающая аптечного специалиста информировать пациента о надлежащем использовании лекарственного продукта.
Потребность в хорошем консультировании
Согласно исследованиям специалистов две трети покупателей лояльны к рекомендациям первостольника и ждут от него квалифицированного совета при жалобах на те или иные симптомы. То есть в массовом сознании россиян аптека — это своеобразный пункт скорой помощи, а фармацевт — специалист здравоохранения.
Чтобы содействовать эффективному и безопасному самолечению, к которому вынуждены прибегать пациенты, необходимо повышать уровень знаний фармацевтов и провизоров по вопросам клинической фармакологии. Работник первого стола должен хорошо знать ассортимент, понимать, какие группы безрецептурных ЛС используются при тех или иных заболеваниях и какие препараты можно рекомендовать при наличии сопутствующей патологии. Если подобные рекомендации грамотны и корректны, не нарушают нормативных запретов, выгода от них как для пациентов, так и для аптеки очевидна.
Самолечение нельзя рассматривать как альтернативу врачебного лечения. Оно должно иметь свои пределы и имеет право быть только тогда, когда применение лекарств не наносит вред больному.