Команда докторов медицинских наук подробно описала серию случаев оспы обезьян у 528 человек из четырех регионов: Европы, Америки, западной части Тихого океана и Восточного Средиземноморья.
Международный коллектив клиницистов из группы SHARE-net опубликовал подробную статистику о проявлениях, клиническом течении и исходах оспы обезьян, случаи которой до минувшего апреля редко встречались за пределами Черного континента, где она эндемична. Теперь вирус распространяется по всему миру: позавчера глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус сообщил о 14 тысяч заболевших в 70 странах, пять человек умерли. Подавляющее большинство пациентов — мужчины младше 40 лет, практикующие секс с представителям своего пола.
Итак, авторы отчета, выложенного вчера в журнале New England Journal of Medicine, рассказали о 528 больных из 16 стран. Вирус обезьяньей оспы у них выявили с 27 апреля по 24 июня этого года: 84 (16%) живут в Северной и Южной Америке, 444 (84%) — в Европе, Израиле либо Австралии. Каждый участвующий в исследовании медицинский центр, где лечились эти пациенты, заполнил специальную структурированную электронную таблицу с историями болезни.
Из 528 человек 98% были геями/бисексуалами, 75% — белыми, средний возраст — 38 лет; 99% — мужчины, а один человек охарактеризовал себя как трансгендера/небинарного. У 41% уже был подтвержден ВИЧ, но на клиническую картинку это почти никак не влияло. Почти все (96%) такие больные принимали антиретровирусную терапию. Кроме того, у нескольких десятков мужчин была или гонорея, или хламидиоз, или сифилис.
У 95% заразившихся вирусом оспы обезьян встречалась сыпь, у 73% — поражения гениталий, у 55% — туловища, рук и ног, 25% — лица, 10% — ладоней и стоп. Характер этих высыпаний был разнообразным: везикулопустулезные (у 58% пациентов), макулярные, пустулезные, везикулярные и корковые, в большинстве случаев встречались одновременно несколько типов — до десяти штук.
У 41% пациентов была поражены слизистая, причем у 61 человека сыпь локализовалась в аноректальной области и считалась основным симптомом оспы обезьян. Воспаления сопровождались аноректальной болью, проктитом, тенезмой (ложный болезненный позыв к дефекации или мочеиспусканию), диареей. Орофарингеальные симптомы присутствовали в начале болезни у 26 человек: среди них — фарингит, одинофагия (нарушение глотания), эпиглоттит (воспаление области надгортанника) и поражение полости рта либо миндалин. У трех пациентов выявили конъюнктивит.
До того, как появлялась сыпь, больные жаловались на лихорадку (62%), вялость (41%), миалгию (31%), головную боль (27%), увеличение лимфатических узлов (56%). У 29 из 32 мужчин, сдавших на анализ семенную жидкость, обнаружили в ней ДНК вируса оспы обезьян.
Инкубационный период у 23 человек, имевших ясную клиническую картину, составил семь дней (от трех до 20). В среднем от появления симптомов до первого положительного результата ПЦР-теста проходило пять дней (от двух до 20), столько же времени потребовалось с момента развития первого поражения кожи до их активного распространения. Симптомы сохранялись до трех недель.
Всего госпитализировали 70 пациентов (13%), чаще всего им требовалось обезболивающее из-за сильной аноректальной боли. Среди других причин — суперинфекция мягких тканей, тяжелый фарингит, из-за которого было почти невозможно есть, поражения глаз, острая почечная недостаточность, миокардит. У трех человек ВИЧ впервые диагностировали одновременно с обезьяньей оспой.
Лишь 5% из 528 человек получили специфическое лечение оспы обезьян: им назначали цидофовир (2%), тековиримат (2%) и иммуноглобулин против коровьей оспы (менее 1%). Летальных исходов не было.
По мнению ученых, 95% участников исследования (504 человека) подхватили оспу обезьян именно вследствие тесного полового контакта: это подтверждают как ДНК вируса в сперме, так и первичные поражений слизистой оболочки половых органов, анального канала и полости рта, которые, вероятно, послужили местом инокуляции. Только трое заразились через бытовой контакт, четверо — через тесный контакт несексуального характера. Для 3% (17 человек) путь передачи неизвестен. Лишь 26% (135 человек) подтвердили, что они точно контактировали с уже заболевшим.
«Половой анамнез зарегистрирован у 406 из 528 человек, среди них число половых партнеров за предыдущие три месяца в среднем превышало пять человек; 147 пациентов (28%) выезжали за границу в течение месяца до постановки диагноза, а 103 (20%) посещали массовые мероприятия (более 30 человек) вроде прайдов. Известно, что 169 (32%) за предыдущий месяц посещали места для занятий сексом, а 106 (20%) практиковали химсекс в тот же период», — рассказали авторы отчета.
Как отмечают исследователи, описанные ими клиническая картина имеет некоторые отличительные особенности, о которых ранее не сообщалось. Так, медики не выделяли слизистые либо ректальные проявления болезни и не заявляли о том, что поначалу может встречаться одиночное поражение. В предыдущих рекомендациях оспу обезьян рассматривали в контексте любой «необычной» сыпи, но не охватывали весь спектр кожных симптомов.
«Одиночные поражения кожи гениталий, ладоней и ступней могут легко привести к ошибочному диагностированию сифилиса и других инфекций, передающихся половым путем. При этом сопутствующие лабораторно подтвержденные ИППП мы зарегистрировали у 29% обследованных лиц», — добавили исследователи.
Оспа обезьян в эндемических для нее регионах, как правило, самокупирующаяся, а летальность составляет от 1 до 10% в зависимости от штамма (Конго и западноафриканский). Болезнь обычно начинается с лихорадки, затем развиваются множественные папулезные, везикулопустулезные и язвенные поражения на лице и теле и выраженная лимфаденопатия. Осложнения включают пневмонит, энцефалит, кератит и вторичные бактериальные инфекции. Риску смерти подвержены дети и люди с ослабленным иммунитетом, в том числе пациенты с ВИЧ.
Однако, по мнению ученых, сегодняшняя глобальная вспышка обезьяньей оспы может изменить положение дел: из-за ослабления иммунитета к натуральной оспе, отмены антиковидных мер, возобновления международных поездок и различных массовых мероприятий, которые среди прочего предполагают беспорядочные сексуальные контакты. На основе филогенетического анализа ученые допускают, что вирус оспы обезьян некоторое время циркулировал незамеченным за пределами районов, где он был эндемичным, — вероятно, зачастую маскируясь под другие инфекции, передающиеся половым путем.
«Хотя нынешняя вспышка сильно затрагивает геев и бисексуальных мужчин, а также других мужчин, имеющих половые контакты с представителями своего пола, оспу обезьян можно назвать «болезнью геев» не в большей степени, чем «африканской болезнью». Это может произойти с любым. Мы выявили девять гетеросексуальных мужчин с обезьяньей оспой. Призываем каждого человека проявлять бдительность при обследовании необычных сильных высыпаний, особенно когда они сочетаются с системными симптомами, чтобы не пропустить диагноз у гетеросексуальных лиц», — подытожили авторы отчета.