О том, что стойкий рост заболеваемости вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) в РФ продолжается уже седьмой год подряд, врачи говорили не раз. Однако широкое обсуждение проблемы и путей ее решения началось лишь осенью прошлого года. Возможно, энтузиазм его участников подогрел тот факт, что государство наконец признало эпидемию, и министр здравоохранеия Вероника Скворцова пообещала удвоить бюджет на борьбу с ВИЧ, добавив к нему 20 млрд рублей. Сейчас заинтересованные стороны активно обсуждают, как будет правильнее их потратить.
23 октября 2015 года на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила, что при нынешнем уровне финансирования лечение антиретровирусными (АРВ) препаратами получают всего лишь 23% из 1 млн уже официально зарегистрироованных в РФ больных ВИЧ. Если ситуация не изменится, «… будет развиваться сценарий генерализованной эпидемии ВИЧ-СПИДа, при которой к 2020 году число больных возрастет на 250 процентов. То есть эпидемия разовьется действительно и выйдет из-под контроля», — сказала министр.
«Следует признать, что процесс ВИЧ-инфекции можно охарактеризовать как эпидемию. В России около 1% людей живут с ВИЧ, 30% не знают об этом. О том, что эпидемия вышла из традиционных групп риска в общую популяцию населения, говорит вовлечение женщин детородного возраста. Около 40% выявляемых больных в настоящее время составляют женщины, растет показатель полового пути передачи», — позже поддержала министра Начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Ирина Чхинджерия.
Иными словами, болезнь угрожает теперь не только традиционным группам риска — наркоманам и гомосексуалистам, но и практически каждому. Что самое страшное, наиболее интенсивно заражаются молодые люди в возрасте от 25 до 44 лет. Статистика показывает, что уже почти 22% людей в возрасте от 30 до 40 лет заражены вирусом иммунодефицита человека. За 2015 год от ВИЧ в России скончались 27564 человек, что на 13% больше чем в 2014 году, когда этот показатель составил 24 940. Всего за время наблюдения из-за ВИЧ погибли 212579 человека.
Попугав присутствующих жуткой статистикой, Вероника Скворцова сообщила, что, «несмотря на известные сложности», правительство нашло возможность «расширить финансовое обеспечение лечения ВИЧ-инфицированных» в 2016 году дополнительно на 20 млрд рублей, доведя таким образом общие расходы на борьбу с ВИЧ до 40 млрд рублей.
Как именно будут потрачены эти средства, написано в проекте государственной стратегии «Противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, и ассоциированных с ним заболеваний в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», который уже выложен на сайте Минздрава.
Исходя из проекта, одним из основных механизмов снижения стоимости препаратов против ВИЧ должна стать централизация госзакупок.
Наиболее вероятным и активным претендентом на роль единого поставщика препаратов от ВИЧ является «Нацимбио», дочерняя стуктура госкорпорации «Ростех». «Нацимбио» уже сумела стать единым поставщиком лекарств для нужд ФСИН, а также вакцин для нужд Национального календаря прививок. В компании не скрывают, что АРВ-препараты — их следующая цель.
Сейчас госзакупки лекарств от ВИЧ раздроблены и осуществляются каждым регионом самостоятельно. Основными дистрибуторами в минувшем году стали компании «Р-Фарм», «Фармстандарт» и «Фармимэкс».
По мнению заместителя генерального директора по стратегическому развитию «Нацимбио» Ксении Андреевой, децентрализация привела к тому, что в регионах цены на одни и те же препараты порой отличаются в разы. По подсчетам «Нацимбио», только за счет централизации закупок АРВ-препаратов можно будет сэкономить государству до 1 млрд рублей.
В планы «Нацимбио», по словам Андреевой, входит также и производство АРВ-препаратов, правда, конкретизировать их она не стала.
Создав специальный экспертный совет, «Нацимбио» уже самым активным образом включилась в обсуждение стратегии по борьбе с ВИЧ. В адрес Вероники Скворцовой было направлено письмо с критикой. По мнению экспертов, наиболее существенным недостатком документа является отсутствие целевых индикаторов. «Есть ожидаемый результат: снижение распространения эпидемии, увеличение охвата терапии. Но если мы не скажем, за какой период времени и какой конкретной цифры мы должны достичь, то к чему мы придем?» — говорит Андреева.
В «Р-Фарм» и «Фармстандарте» централизацию госзакупок АРВ-препаратов комментировать не стали.
Впрочем, известно, что ответные меры «Р-Фарм» принимает давно, активно развивая собственное производство препаратов от ВИЧ и гепатита в Ярославской области.
Например, компания недавно завершила разработку отечественного дженерика АРВ-препарата невирапина. Разработка проводилась при поддержке Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Предполагается, что препарат появится на рынке к началу 2017 года, когда завершится регистрация.
Проект «Р-Фарма» поддержали также Фонд развития промышленности и ВЭБ.
Одним из возможных вариантов снижения цен на АРВ-препараты является введение принудительного лицензирования. С соответствующим предложением к премьеру в сентябре 2015 года обратились представители 19 некоммерческих организаций по борьбе с ВИЧ.
Механизм принудительного лицензирования лекарств предусмотрен соглашениями ВТО и позволяет в исключительных случаях разрешать местным производителям копировать современные препараты без согласия обладателя патента. Принудительное лицензирование может быть применено в случае, если компания-производитель отказывается поставлять медикаменты в Россию или не может этого сделать из-за санкций, а также если просит за них необоснованно высокую цену.
Позднее инициативу поддержали ООН и ФАС.
По словам руководителя управления международного экономического сотрудничества ФАС Леси Давыдовой, России нужно обратить внимание на опыт ЮАР, где после принудительного лицензирования отдельных лекарственных средств, в частности АРВ-препаратов, стоимость лечения сократилась в десятки раз.
Горячим сторонником принудительного лицензирования является также иркутский бизнесмен индийского происхождения Викрам Пуния, чья компания «Фармасинтез» активно осваивает производство препаратов от гепатита и ВИЧ. Кстати, этот проект тоже получил государственную поддержку от Фонда развития промышленности.