ТФОМС Курганской области просил вернуть у Шадринской городской больницы незаконные, по его мнению, траты и оплатить штраф в размере 500 тысяч рублей. Больница не согласилась с этим предписанием и обратилась в суд.
Как уверены в медучреждении, информационные системы, на которые были потрачены деньги, используются непосредственно в лечебно-диагностическом процессе. Без них невозможно осуществлять инфообмен с самим ТФОМС, формировать счета на оплату медпомощи, вести персонифицированный учет пациентов и создавать электронные медкарты. Использование МИС, согласно федеральным законам и приказам Минздрава, обязательно. Кроме того, расходы, вопреки мнению ревизоров, подходят под статью «программное обеспечение», а, значит, входят в структуру тарифа ОМС.
Иное мнение высказали в территориальном фонде. Там уверены, что обслуживание ПО не входит в систему оказания медпомощи, а МИС необходима лишь для информационного взаимодействия и ее отсутствие не приведет к остановке лечения. Представители ответчика утверждали также, что речь идет о работе региональных систем ЕРМИС (единая региональная система) и ЛИС (лабораторная система), которые принадлежат областным структурам, а не больнице.
В Арбитражном суде Курганской области и 18-м арбитражном апелляционном суде полностью поддержали Шадринскую больницу. Определения судов гласят, что без МИС клиника работать не может по №323-ФЗ, а функционирование систем определено приказом Минздрава №911н от 24 декабря 2018 года «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».
Лечебный процесс закономерно предполагает ведение электронных медкарт пациентов, регистрацию пациентов и направления их на обследования, интеграцию рабочих мест с медоборудованием и формирование счетов за медпомощь по ОМС, причем счета ТФОМС может принимать только через упомянутый ЕРМИС. Правила ОМС, указывают суды, позволяют тратить средства ОМС на оплату ПО и «затраты, необходимые для обеспечения деятельности медорганизации».
На аргумент ТФОМС о том, что информсистемы, обслуживание которых было оплачено, относятся к областному контуру, а не к самой больнице, судьи сообщили, что оплачивалась лишь интеграция МИС медучреждения с более крупными системами. В итоге результаты проверки терфонда были отменены, но решение еще может быть оспорено в кассационной инстанции и Верховном суде.
Об уточнении целевых трат на программное обеспечение речь идет в недавно опубликованном Минздравом РФ проекте Правил ОМС. В новой редакции регулятор предложил уточнить, что к «закупке программного обеспечения» по ОМС относятся как раз содержание и сервис программных продуктов.
Не все споры об оплате ПО и вычислительной техники по ОМС завершаются в пользу клиник. Так, в 2025 году Верховный суд подтвердил, что систему электронного документооборота клиники, если она используется не только для работы по ОМС, нельзя полностью оплатить за счет субвенции от ТФОМС. В данном споре медучреждение из Мурманской области использовало программу для деятельности в целом, поэтому должно было распределить пропорционально объему доходов по источникам финансирования – от ОМС, от регионального/федерального бюджета и от платных услуг.
Также, например, был наказан Костромской онкодиспансер, который закупил серверы для выставления счетов ОМС. Выяснилось, что оборудование было куплено за счет средств от оказания ВМП по профилю «онкология», что вызвало возмущение аудиторов. По мнению ТФОМС, данные средства могли тратиться только на работу конкретного отделения, где оказывалась медпомощь, и на само лечение.
ТФОМС Курганской области просил вернуть у Шадринской городской больницы незаконные, по его мнению, траты и оплатить штраф в размере 500 тысяч рублей. Больница не согласилась с этим предписанием и обратилась в суд.
Как уверены в медучреждении, информационные системы, на которые были потрачены деньги, используются непосредственно в лечебно-диагностическом процессе. Без них невозможно осуществлять инфообмен с самим ТФОМС, формировать счета на оплату медпомощи, вести персонифицированный учет пациентов и создавать электронные медкарты. Использование МИС, согласно федеральным законам и приказам Минздрава, обязательно. Кроме того, расходы, вопреки мнению ревизоров, подходят под статью «программное обеспечение», а, значит, входят в структуру тарифа ОМС.
Иное мнение высказали в территориальном фонде. Там уверены, что обслуживание ПО не входит в систему оказания медпомощи, а МИС необходима лишь для информационного взаимодействия и ее отсутствие не приведет к остановке лечения. Представители ответчика утверждали также, что речь идет о работе региональных систем ЕРМИС (единая региональная система) и ЛИС (лабораторная система), которые принадлежат областным структурам, а не больнице.
В Арбитражном суде Курганской области и 18-м арбитражном апелляционном суде полностью поддержали Шадринскую больницу. Определения судов гласят, что без МИС клиника работать не может по №323-ФЗ, а функционирование систем определено приказом Минздрава №911н от 24 декабря 2018 года «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».
Лечебный процесс закономерно предполагает ведение электронных медкарт пациентов, регистрацию пациентов и направления их на обследования, интеграцию рабочих мест с медоборудованием и формирование счетов за медпомощь по ОМС, причем счета ТФОМС может принимать только через упомянутый ЕРМИС. Правила ОМС, указывают суды, позволяют тратить средства ОМС на оплату ПО и «затраты, необходимые для обеспечения деятельности медорганизации».
На аргумент ТФОМС о том, что информсистемы, обслуживание которых было оплачено, относятся к областному контуру, а не к самой больнице, судьи сообщили, что оплачивалась лишь интеграция МИС медучреждения с более крупными системами. В итоге результаты проверки терфонда были отменены, но решение еще может быть оспорено в кассационной инстанции и Верховном суде.
Об уточнении целевых трат на программное обеспечение речь идет в недавно опубликованном Минздравом РФ проекте Правил ОМС. В новой редакции регулятор предложил уточнить, что к «закупке программного обеспечения» по ОМС относятся как раз содержание и сервис программных продуктов.
Не все споры об оплате ПО и вычислительной техники по ОМС завершаются в пользу клиник. Так, в 2025 году Верховный суд подтвердил, что систему электронного документооборота клиники, если она используется не только для работы по ОМС, нельзя полностью оплатить за счет субвенции от ТФОМС. В данном споре медучреждение из Мурманской области использовало программу для деятельности в целом, поэтому должно было распределить пропорционально объему доходов по источникам финансирования – от ОМС, от регионального/федерального бюджета и от платных услуг.
Также, например, был наказан Костромской онкодиспансер, который закупил серверы для выставления счетов ОМС. Выяснилось, что оборудование было куплено за счет средств от оказания ВМП по профилю «онкология», что вызвало возмущение аудиторов. По мнению ТФОМС, данные средства могли тратиться только на работу конкретного отделения, где оказывалась медпомощь, и на само лечение.