Составители аналитического отчета отмечают, что китайская модель управления цифровым здравоохранением основана на трех ключевых принципах: политическая поддержка на высшем уровне, межведомственная координация и общественная вовлеченность. Основу нормативной базы составляют стратегические документы Государственного Совета, включая Руководящие указания №17 (2016) по регулированию big data в медицине и Положения №10 (2018) о развитии интернет-медицины.
Для реализации этих инициатив была создана многоуровневая система координации с участием 12 министерств и ведомств. В нее входят профильные органы (Национальная комиссия по здравоохранению, Управление традиционной медицины, Национальное управление медицинской безопасности) и смежные структуры, отвечающие за цифровую трансформацию отрасли. Значительную роль в управленческом процессе играют научные организации и бизнес-ассоциации, что обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных сторон. Стратегия цифрового здравоохранения базируется на трех этапах: информатизация (до 2010 года), применение больших данных (с 2011 до 2019 года) и телемедицина (с 2020 года). Создаются единые платформы, позволяющие обмениваться медицинской информацией между учреждениями и регионами. Приняты стандарты, обеспечивающие совместимость данных, включая международные классификации и национальные форматы для ЭМК, телемедицины и диагностики.
Значительное внимание, как отметили исследователи, уделяется развитию инфраструктуры. Китай добился почти полной электрификации регионов, построил крупнейшую в мире сеть 5G и занял лидирующие позиции по числу пользователей IPv6. Тем не менее, сохраняется цифровой разрыв: уровень интернет-доступа в сельской местности отстает от городского более чем на 20%. Для его сокращения реализуются масштабные инициативы цифрового включения – в том числе программа «Цифровое старение». Она предусматривает выпуск адаптированных устройств (смартфоны, телевизоры, носимые гаджеты), запуск мини-приложений, а также обучение пожилых людей и сельских жителей. Проект «Серебряный класс цифрового обучения» охватил более 1 млн человек.
Параллельно развивается система подготовки кадров. В вузах открыты новые направления: медицинская инженерия, биомедицинская аналитика, гериатрия, страховая медицина. С 2017 года Министерство образования поддерживает запуск профильных программ в университетах и колледжах. Для практикующих специалистов предусмотрены онлайн-курсы, дистанционные тренинги и наставничество. В сельских и удаленных районах развернуты мобильные центры цифрового просвещения, действуют локальные программы переобучения.
Регулирование цифрового здравоохранения формируется в Китае с 2017 года. Приняты законы о защите персональных данных, лицензировании телемедицины, дистанционного лечения и интернет-больниц. Установлены меры по обеспечению безопасности медицинских данных и контролю за их использованием. Однако, говорится в исследовании, сохраняются нерешенные вопросы – прежде всего, нечеткость полномочий регуляторов и пробелы в определениях ключевых понятий, таких как «медицинские данные» и «отдельное согласие». Актуальной остается задача выработки правовых подходов к применению ИИ в медицине.
Критически важным элементом преобразований, обозначено в исследовании, стало развитие цифровой инфраструктуры как основы для преодоления «цифрового разрыва». Существующая диспропорция между городскими и сельскими регионами проявляется на трех уровнях: ограниченный доступ к интернету, низкая цифровая грамотность населения, слабое внедрение телемедицинских сервисов. В этой ситуации ученые отмечают, что такой системный разрыв требует особого внимания не только для Китая, но и представляет ценный опыт для стран со средним уровнем дохода, сталкивающихся с аналогичными вызовами цифровизации здравоохранения.
Представленные выше выводы специалисты сделали, изучив 623 исследования, посвященных состоянию этого сегмента в Китае. Примечательно, что с 2018 по 2024 год число таких работ выросло с 21 до 118. С точки зрения технологической классификации, более 50% исследований сосредоточены на телемедицинских системах, с особым акцентом на решения для оказания услуг в точках предоставления медпомощи. Среди других ключевых направлений выделяются системы коммуникации – на них приходится 90 научных работ, диагностические информационные системы (49), а также системы поддержки принятия врачебных решений (43), демонстрирующие многообразие подходов к цифровизации здравоохранения в Китае.
Наибольшее внимание уделяется сердечно-сосудистым и цереброваскулярным патологиям (17% исследований), за которыми следуют метаболические (10%) и инфекционные заболевания (8%), когнитивные и неврологические расстройства (6%), онкологические болезни и патологии опорно-двигательного аппарата. Свыше 70% разрабатываемых технологических решений ориентированы на терапевтические и профилактические задачи.
Вопросы цифровой трансформации здравоохранения актуальны и за пределами Китая. Например, исследование Цюрихского университета, проведенное с участием пациентов и экспертов, выявило, что 62% жителей Швейцарии заинтересованы в использовании ИИ в медицине, но при этом 87% против его принудительного внедрения.
Аналогичные вопросы поднимаются и в России. Согласно опросу MAR CONSULT, россияне заинтересованы в использовании ИИ в медицине, но сохраняют настороженность: 51% сомневаются, что технологии смогут учитывать индивидуальные особенности пациентов, а 46% не доверяют алгоритмам принятия решений.
Составители аналитического отчета отмечают, что китайская модель управления цифровым здравоохранением основана на трех ключевых принципах: политическая поддержка на высшем уровне, межведомственная координация и общественная вовлеченность. Основу нормативной базы составляют стратегические документы Государственного Совета, включая Руководящие указания №17 (2016) по регулированию big data в медицине и Положения №10 (2018) о развитии интернет-медицины.
Для реализации этих инициатив была создана многоуровневая система координации с участием 12 министерств и ведомств. В нее входят профильные органы (Национальная комиссия по здравоохранению, Управление традиционной медицины, Национальное управление медицинской безопасности) и смежные структуры, отвечающие за цифровую трансформацию отрасли. Значительную роль в управленческом процессе играют научные организации и бизнес-ассоциации, что обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных сторон. Стратегия цифрового здравоохранения базируется на трех этапах: информатизация (до 2010 года), применение больших данных (с 2011 до 2019 года) и телемедицина (с 2020 года). Создаются единые платформы, позволяющие обмениваться медицинской информацией между учреждениями и регионами. Приняты стандарты, обеспечивающие совместимость данных, включая международные классификации и национальные форматы для ЭМК, телемедицины и диагностики.
Значительное внимание, как отметили исследователи, уделяется развитию инфраструктуры. Китай добился почти полной электрификации регионов, построил крупнейшую в мире сеть 5G и занял лидирующие позиции по числу пользователей IPv6. Тем не менее, сохраняется цифровой разрыв: уровень интернет-доступа в сельской местности отстает от городского более чем на 20%. Для его сокращения реализуются масштабные инициативы цифрового включения – в том числе программа «Цифровое старение». Она предусматривает выпуск адаптированных устройств (смартфоны, телевизоры, носимые гаджеты), запуск мини-приложений, а также обучение пожилых людей и сельских жителей. Проект «Серебряный класс цифрового обучения» охватил более 1 млн человек.
Параллельно развивается система подготовки кадров. В вузах открыты новые направления: медицинская инженерия, биомедицинская аналитика, гериатрия, страховая медицина. С 2017 года Министерство образования поддерживает запуск профильных программ в университетах и колледжах. Для практикующих специалистов предусмотрены онлайн-курсы, дистанционные тренинги и наставничество. В сельских и удаленных районах развернуты мобильные центры цифрового просвещения, действуют локальные программы переобучения.
Регулирование цифрового здравоохранения формируется в Китае с 2017 года. Приняты законы о защите персональных данных, лицензировании телемедицины, дистанционного лечения и интернет-больниц. Установлены меры по обеспечению безопасности медицинских данных и контролю за их использованием. Однако, говорится в исследовании, сохраняются нерешенные вопросы – прежде всего, нечеткость полномочий регуляторов и пробелы в определениях ключевых понятий, таких как «медицинские данные» и «отдельное согласие». Актуальной остается задача выработки правовых подходов к применению ИИ в медицине.
Критически важным элементом преобразований, обозначено в исследовании, стало развитие цифровой инфраструктуры как основы для преодоления «цифрового разрыва». Существующая диспропорция между городскими и сельскими регионами проявляется на трех уровнях: ограниченный доступ к интернету, низкая цифровая грамотность населения, слабое внедрение телемедицинских сервисов. В этой ситуации ученые отмечают, что такой системный разрыв требует особого внимания не только для Китая, но и представляет ценный опыт для стран со средним уровнем дохода, сталкивающихся с аналогичными вызовами цифровизации здравоохранения.
Представленные выше выводы специалисты сделали, изучив 623 исследования, посвященных состоянию этого сегмента в Китае. Примечательно, что с 2018 по 2024 год число таких работ выросло с 21 до 118. С точки зрения технологической классификации, более 50% исследований сосредоточены на телемедицинских системах, с особым акцентом на решения для оказания услуг в точках предоставления медпомощи. Среди других ключевых направлений выделяются системы коммуникации – на них приходится 90 научных работ, диагностические информационные системы (49), а также системы поддержки принятия врачебных решений (43), демонстрирующие многообразие подходов к цифровизации здравоохранения в Китае.
Наибольшее внимание уделяется сердечно-сосудистым и цереброваскулярным патологиям (17% исследований), за которыми следуют метаболические (10%) и инфекционные заболевания (8%), когнитивные и неврологические расстройства (6%), онкологические болезни и патологии опорно-двигательного аппарата. Свыше 70% разрабатываемых технологических решений ориентированы на терапевтические и профилактические задачи.
Вопросы цифровой трансформации здравоохранения актуальны и за пределами Китая. Например, исследование Цюрихского университета, проведенное с участием пациентов и экспертов, выявило, что 62% жителей Швейцарии заинтересованы в использовании ИИ в медицине, но при этом 87% против его принудительного внедрения.
Аналогичные вопросы поднимаются и в России. Согласно опросу MAR CONSULT, россияне заинтересованы в использовании ИИ в медицине, но сохраняют настороженность: 51% сомневаются, что технологии смогут учитывать индивидуальные особенности пациентов, а 46% не доверяют алгоритмам принятия решений.