Профессор Гродненского государственного медицинского университета Мария Кажина констатировала: «Исчезновение явной, классической клинической картины заболеваний, широкое распространение воспалительных заболеваний органов малого таза (ВЗОМТ), наличие тяжелых форм заболеваний, осложненных форм, разноуровневые поражения ВЗОМТ, снижение генеративной функции – все это диктует нам поиск новых методов лечения и реабилитации».
О проблеме миомы матки рассказывал в своем выступлении профессор Андрей Тихомиров – руководитель Центра восстановительного лечения миомы матки. Отметив, что на ее ранних стадиях миому нужно лечить при помощи максимально щадящих методов, он поведал о терапевтическом действии современных комбинированных оральных контрацептивов (КОК). Так, результаты исследований одного такого микродозированного препарата, продемонстрировали его блокирующее действие на рецепторы прогестерона в матке. «А прогестерон – это тот гормон, который стимулирует рост миомы матки. В 97, 9% случаев достигается стабилизация маленьких узелков[1]. Миома не исчезает, но стабилизируется и дает возможность женщине выполнить детородную функцию без риска операции и спаечных процессов, без риска трубного бесплодия».
По мнению Тихомирова, комбинированные оральные контрацептивы могут быть и средством профилактики миомы матки, поскольку, во-первых, замещают прогестерон на аналог, провоцирующий куда меньшее размножение клеток, а во-вторых, у здоровых женщин, принимающих КОКи с раннего репродуктивного возраста, сокращается число абортов, а следовательно, и число эндометритов, являющихся одной из основных причин развития миом. «В чем глобальная задача на настоящий момент по лечению миомы матки? Не допустить, не пропустить, не дать развиться большому узлу. И профилактика здесь – гормональная контрацепция с раннего репродуктивного возраста с использованием современных микродозированных препаратов и ультразвуковой мониторинг ежегодно», – заключил Тихомиров.
Мария Кажина, профессор Гродненского государственного медицинского университета, поделилась со слушателями методами восстановления репродуктивной функции после ВЗОМТ. По статистике, в каждом пятом случае ВЗОМТ имеет место осложненная форма, 50% — вклад в бесплодие, а каждая четвертая пациентка становится дезориентированной в собственном менструальном цикле, что приводит к нежелательным беременностям и абортам. Особое значение в борьбе с этой проблемой, в реабилитации после таких заболеваний, Кажина придает гормональной контрацепции. «Что касается отрицательных эффектов комбинированных оральных контрацептивов, то они сильно преувеличены врачами» — сказала она.
Значительное внимание на съезде было уделено остеопорозу – «серьезной проблеме, недооцененной государством, врачами, людьми» – как сказала вице-президент Российской ассоциации по остеопорозу, заведующая кафедрой семейной медицины Уральской государственной медицинской академии Ольга Лесняк. Как и во всем мире, остеопорозом в России страдает каждая третья женщина, а среди молодых распространен постменопаузальный остеопороз. Риск развития остеопороза у молодых женщин повышается в том случае, если уровень костной массы недостаточен или действует какой-либо фактор, способствующий ее снижению до наступления менопаузы. Такой выраженный фактор риска остеопороза в молодом возрасте — стойкий эстрогенный дефицит. «Лечить остеопороз у молодых женщин можно самыми различными способами. Заместительная гормональная терапия, конечно, эффективна, но обязательно применение дополнительных методов – например, дифосфонатов, среди которых наиболее изучен алендронат, являющийся действующим веществом в препарате «Осталон»[2] — рассказала Ирина Кузнецова, профессор кафедры акушерства и гинекологии ММА им. Сеченова.