Договор франшизы в ДМС предполагает соплатеж застрахованного за полученные медицинские услуги. «Самая распространенная сегодня схема – франшиза на определенные риски. Например, если на поликлиническое обслуживание вводится 10-процентная франшиза, то это означает, что застрахованный обязан будет оплачивать 10% от стоимости всех полученных им поликлинических услуг. Расчет на то, что человек начнет сам себя ограничивать в получении не самых необходимых ему услуг, которые избыточно навязываются ему поликлиникой», – подтвердил директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование» Александр Лапунов.
Программы с франшизой, которые респонденты Marsh предлагали клиентам в 2018 году, распространялись на самые популярные в сегменте направления – амбулаторно-поликлиническую помощь и стоматологию. В 60% случаев действие франшизы распространялось только в отдельных клиниках, в 40% – «во всех клиниках по программе». Некоторые страховщики предлагают франшизу на стационарные услуги, однако среди клиентов эта опция оказалась невостребованной. По словам Лапунова, в сегменте стационарных услуг соплатеж в 10% будет ощутимым для пациента, поэтому «АльфаСтрахование» такой вариант даже не предлагает.
«Ранее у клиентов был умеренный интерес и некоторое недоверие в отношении франшизных продуктов. Страховщики отмечают растущую практику реализации подобных решений в корпоративных программах», – отмечают авторы исследования.
Франшиза считается страховыми операторами одним из способов контроля и снижения убыточности программ ДМС наряду с «фиксацией выплат» клиникам, телемедициной и профилактикой заболеваний.
Помимо франшизы, страховщики «проявляют устойчивый интерес» к таким трендам, как IT и телемедицина, Well-being программы и страхование критических заболеваний.
Отдельно авторы исследования отметили, что в 2018 году рынок ДМС рос, немного опережая инфляцию: объем собранных премий вырос на 8,5% по сравнению с 2017 годом. Корпоративный сегмент по-прежнему составляет более 90% рынка ДМС. При этом 60% опрошенных повысили в 2018 году тарифы для новых клиентов, половина респондентов планируют дальнейший рост в нынешнем году. Речь идет о среднем повышении на 3% стоимости программ в Москве и +2% – в регионах.
Почти все опрошенные Marsh страховщики (90%) перешли на электронные полисы, внедрили личный кабинет застрахованного, в том числе с возможностью оплаты франшизы. Многие (80%) разработали и используют мобильные приложения и телемедицинские сервисы.
По прогнозам
Центрального банка РФ, ДМС станет «источником роста» для всего страхового рынка. Во втором квартале 2019 года, по данным ЦБ, рост объема премий ускорился почти на 20%.
«Квартальные темпы прироста взносов достигли 19,6%, что является максимальным значением за последние 6,5 лет. Объем взносов достиг 37,7 млрд рублей. Количество заключенных договоров увеличилось на 29,6% – до 6,2 млн рублей», – говорится в отчете банка.
Эксперты ЦБ также отметили увеличение спроса на франшизу, а также программы «по защите от тяжелых заболеваний», недорогих программ контроля состояния здоровья (чекапов), телемедицину.
«Франшиза позволяет снизить стоимость страховки и сэкономить бюджет страхователя – работодателя. Именно из-за этого и растет спрос на такие программы. Но надо понимать, что у этой «медали» есть две стороны. Одна дисциплинирует застрахованного, но другая снижает его же удовлетворенность самой страховкой», – поясняет Александр Лапунов.
Управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование» Наталья Харина также отмечает заинтересованность работодателей в программах ДМС с франшизой: «Ежегодная медицинская инфляция составляет 10–12%, страховые компании из-за этого вынуждены повышать свои тарифы, так как зависят от ценовой политики клиник. Для работодателей такой рост цен неприемлем, поэтому страховые компании внедряют разные способы удержания стоимости услуг».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram