Из более чем полумиллиона вариантов искусственный интеллект выбрал наиболее эффективную комбинацию и дозировку уже доступных препаратов, которые показали значительный эффект для подавления коронавируса. Сегодня они часто используются по отдельности или не в тех дозировках, которые могли бы ускорить выздоровление.
Новаторская платформа искусственного интеллекта разработана учеными из Национального университета Сингапура. С его помощью им удалось определить оптимальную комбинацию и дозировку препаратов, которые были в 6,5 раз более эффективны, чем, например, ограниченное применение широко применяемого ремдесивира.
Идеальная, по мнению авторов, комбинация состоит из ремдесивира, ритонавира и лонипавира в определенной дозировке. Последние два препарата используются для лечения ВИЧ, однако более ранние исследования показали их слабую эффективность против SARS-CoV-2. Ремдесивир недавно был одобрен американским регулятором FDA для лечения COVID-19, но как показало новое исследование, его моноприменение не так эффективно, чем в тройной комбинации.
Всего ИИ проанализировал эффективность 12 препаратов, которые в комбинации дали 530 тысяч возможных комбинаций применения.
Изначально, каждый препарат мог быть изучен по десяти различным дозировкам, что в результате составило бы около триллиона возможных вариантов. ИИ сначала сократил их до полумиллиона, а затем выбрал наиболее эффективный вариант. Массив данных удалось проанализировать всего за две недели.
Эти препараты в настоящее время активно изучаются во многих клинических исследованиях. Например, ИИ не подтвердил потенциальной эффективности гидроксихлорохина и азитромицина, которые считались многообещающими средствами против SARS-CoV-2. Их применяли для лечения пациентов в высоких дозировках и оказалось, что в такой пропорции они токсичны и от них умирало больше заболевших, чем при стандартной терапии.
Ремдесивир, ритонавир и лонипавир показали почти полное ингибирование SARS-CoV-2 и таких результатов ученые никак не ожидали. «ИИ определил непредвиденную комбинацию препаратов. В будущем его можно использовать для оценки лекарств, которые неэффективны в качестве монотерапии», — заключили авторы.