В Москве начался очередной сезонный подъем простудных заболеваний. Об эпидемии говорить рановато, но тенденция показательная. Этот год примечателен как никогда громкими предупреждениями специалистов об очередной глобальной вспышке гриппа — пандемии. В самом факте ничего нового в этом нет, подобное происходит каждые 25-30 лет. Опасения ученых связаны с возможным возбудителем новой пандемии. А вот на эту роль претендует уже имеющий не очень хорошую репутацию вирус птичьего гриппа (H5N1).
Пока что основной урожай человеческих жертв будущий пандемик собирает в Юго-Восточной Азии. Заражения людей связаны, в основном, с традицией пить сырую птичью кровь. Непосредственно от человека к человеку вирус пока что не передается.
Впрочем, лиха беда начало. Американские ученые из Центра по контролю и предотвращению инфекционных заболеваний после многолетних исследований установили — печально известная "испанка", унесшая в начале XX века десятки миллионов жизней, тоже поначалу была птичьим гриппом. Только с несколько иной антигенной формулой. И то, что сейчас происходит с современным птичьим гриппом, очень напоминает то, как набирал силу вирус "испанки".
Как защититься от грядущей пандемии? Вакцина против H5N1 еще не создана, несколько стран создают такой препарат, в том числе и Россия, но до промышленного производства далеко, пока что идут клинические испытания.
Координатор усилий ООН по борьбе с эпидемией птичьего гриппа Дэвид Набарро, назначенный на эту должность только на днях, дает не столь оптимистичный прогноз: "Количество смертей может быть от 5 миллионов до 150. Я думаю, в зависимости от того, как мы поработаем в ближайшие несколько месяцев, будет ясно, что нам грозит, приведет ли следующая пандемия к гибели 150 миллионов, или пяти".
И чтобы быть во всеоружии, ВОЗ создает запасы противовирусного препарата Тамифлю для экстренной помощи бедным странам во время пандемии. Многие богатые страны запасают этот препарат впрок на свои средства. На этом фоне рецепты московской санэпидслужбы выглядят, мягко говоря, интересно. Школьникам для профилактики бесплатно раздают Витанам — экстракт дрожжей, рекомендуемый для лечения диабета, а в качестве вспомогательных народных средств советуют липу с калиной и напиток из шиповника. О Тамифлю и других препаратах, которые эффективны не только против вирусов обычного гриппа, но и птичьего, ни слова. А ведь такие препараты в России есть, и для лечения и профилактики гриппа они очень важны — ни липа, ни прочие народные средства им конкуренции не составят. Только настоящие противовирусные препараты могут сбить атаку вирусов гриппа и ослабить масштабы вирусной агрессии на организм. Симптоматические средства несколько облегчают течение гриппа, но вирусу они не опасны.
К несчастью, многие вирусы гриппа приспособились к старым противовирусным препаратам, а вирус птичьего гриппа к ним устойчив изначально. Поэтому медики и не проявляют интереса к Ремантадину — в Китае 70 процентов вирусов на него не реагируют. А главное внимание сконцентрировалось на швейцарском препарате Тамифлю с новым механизмом действия. Но, к сожалению, есть проблемы и с этим лекарством: только что в Северном Вьетнаме выявлен новый штамм вируса птичьего гриппа, который уже устойчив и к нему.
"Теперь, когда есть устойчивые штаммы вируса H5N1, мы не можем полностью положиться на один только Тамифлю", — говорит Уильям Чуи, профессор отдела фармакологии Госпиталя имени Королевы Мэри в Гонконге, именно здесь и обнаружили новый вирус. Он предлагает дополнительно препарат Реленза, который обладает таким же механизмом действия, как и Тамифлю. Но чтобы лекарство было эффективнее, его рекомендуют сделать в виде инъекций, а не ингалятора.
Как это ни прискорбно, применение подобных лекарств в России не может быть массовым из-за их высокой цены. Но нам остается не только уповать на помощь ВОЗ в случае эпидемии. В нашей стране есть лекарства, которые в исследованиях продемонстрировали эффективность против вируса гриппа. Почему же они не попали в поле зрения ВОЗ? Просто наши препараты еще долго будут отлучены от рынка мировых фармацевтических гигантов, сколь бы эффективны они ни были. Так устроен фармацевтический бизнес.
АрбидолВ России из противогриппозных лекарств лучше всего изучены Ремантадин и Арбидол. Ремантадин потому, что это не совсем отечественный препарат, его первыми придумали американцы, и его широко применяют на Западе. А Арбидол абсолютно наш, отечественный, но механизм его противовирусного действия расшифрован на Западе по самым строгим международным стандартам. Этими исследованиями во Всемирном центре ВОЗ по гриппу в Лондоне занималась Ирина Ленева, старший научный сотрудник Центра по химии лекарственных средств Всероссийского научно-исследовательского химико-фармацевтического института (ЦХЛС-НИХФИ).
— Мне посчастливилось работать в лаборатории Детского лечебного центра в Мемфисе (штат Теннеси) у профессора Роберта Уэбстера, — рассказывает Ирина Ленева. — Именно он разработал теорию, согласно которой вирус птичьего гриппа может передаваться и человеку. Это было задолго до нынешних тревог. Когда я рассказала ему об арбидоле, он проявил к нему интерес. После первых опытов оказалось, что препарат активен и против вируса птичьего гриппа. Мы продолжили испытания в России на вирусах Н5N2 и Н5N3, которые очень близки к вирусам птичьего гриппа, вызвавшим заболевания у кур и людей в Юго-Восточной Азии. Арбидол эффективно подавлял их размножение.
Во-первых, арбидол блокирует механизмы воспроизведения вирусов гриппа и ОРВИ. Во-вторых, он стимулирует в организме выработку интерферона — противовирусного белка, с помощью которого организм борется с вирусами самостоятельно. В-третьих, улучшает общее состояние иммунной системы и, тем самым, усиливает противовирусную защиту.
Не следует пренебрегать и не менее эффективным средством профилактики — обычными гигиеническими масками. Безусловно, человек в такой маске на улице или в транспорте вызовет в лучшем случае усмешку, но если прогнозы медиков сбудутся, нам придется пересмотреть свое отношение ко многим вещам, в том числе и к маскам, и к другим профилактическим средствам.