Американские ученые не обнаружили статистически значимой связи между розыгрышем денег среди людей, привитых от коронавируса, и темпами вакцинации.
В попытках повысить темпы вакцинации от коронавируса власти многих развитых стран объявили различные «бонусы» для привитых — от розыгрыша квартир, машин, смартфонов, гарантированных денежных призов до подарочных наборов, карт, билетов на мероприятия и лотерей. К примеру, в Нью-Йорке любой сделавший прививку мог выиграть пять миллионов долларов, в Огайо пять человек получали по миллиону, а в штате Мэриленд — по 40-400 тысяч. Лотереи ввели после того, как число вакцинируемых снизилось с 3,6 миллиона в день на протяжении одной недели в начале апреля до двух миллионов ежесуточно к 3 мая.
Сегодня в США хотя бы одним компонентом привито 66% населения — около 218 562 924 человек. Несмотря на это, более 65 миллионов совершеннолетних американцев, имеющих право на вакцинацию, до сих пор ее не прошли. Власти и чиновники из сферы здравоохранения испробовали всевозможные меры, но, судя по результатам исследования ученых из университетов Колорадо в Денвере, Сан-Диего, Бентли и Орегона, по крайней мере одна тактика не принесла ожидаемых плодов. Работа опубликована в JAMA Health Forum.
Исследователи изучили ежедневные данные по вакцинации в 19 штатах, в которых ввели лотереи за прививку с 28 апреля по 1 июля. Их сравнивали с темпами иммунизации в штатах, где никаких розыгрышей денег привитым не предлагали. В рассмотренный период на всей территории США сделали 37,2 миллиона уколов первыми компонентами вакцин, в том числе 19,2 миллиона в штатах, объявивших лотерею.
Как показал анализ, никакой статистически значимой связи между организованными играми и показателями вакцинации не было. Более того, если смотреть на все штаты, вместе взятые, число решившихся сделать прививку на 1000 человек населения, напротив, снизилось. Хотя число людей, получивших вторую дозу, оставалось прежним.
Вероятно, все дело — в лотерее как стимуле к вакцинации. Ведь опрос, проведенный в мае американским Фондом семьи Кайзера, показал, что 26% респондентов готовы привиться, если работодатель гарантирует им по 200 долларов. Лотерея между тем дает лишь шанс выиграть деньги — и, по мнению ученых, этого для мотивации недостаточно.