Государственная дума приняла в первом чтении правительственный проект федерального закона об основах охраны здоровья граждан в РФ.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, выступая
на пленарном заседании, отметила, что целесообразность принятия федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не вызывает сомнений. По ее словам, с момента принятия Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. существенно изменились правовые и экономические условия — проведены реформа местного самоуправления, административная реформа, монетизация льгот. Кроме того, приняты новые редакции Трудового кодекса, Налогового кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, изменились организационно-правовые формы юридических лиц.
Как подчеркнула О. Борзова, в действующие Основы много раз вносились изменения. Вместе с тем они не отражают современной ситуации с разграничением полномочий, новых финансовых отношений, сдерживают модернизацию отрасли.
Напомним, в 2010 г. был принят Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ", который в значительной степени изменил финансовые потоки в здравоохранении и компетенцию субъектов РФ в этой сфере. Принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — это следующий этап комплексной модернизации нормативно-правовой базы здравоохранения.
Предметом регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Уточняются полномочия органов власти всех уровней и их финансовое обеспечение. Предусматривается закрепление полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенных на органы местного самоуправления, на уровень субъектов РФ. Это положение направлено на усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В законопроекте закрепляется приоритет прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также устанавливаются механизмы обеспечения госгарантий.
В отличие от действующих Основ в законопроекте раскрывается механизм выбора врача и медицинской организации.
Важнейшим моментом является обязательность выполнения порядков и стандартов медицинской помощи на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Считаем чрезвычайно важными нововведения законопроекта, касающиеся вопросов редких заболеваний, в силу тяжести их течения, социальной незащищенности больных и потребности в дорогостоящем лечении.
Впервые введено понятие паллиативной медицинской помощи, что представляется чрезвычайно важным для неизлечимо больных людей. Оказание этой помощи бесплатно в рамках Программы государственных гарантий позволит облегчать страдания таких больных.
Непременное условие модернизации здравоохранения — повышение квалификации медицинских работников. Законопроект повышает требования к их подготовке.
Данный законопроект имеет первостепенное значение для защиты прав детей, женщин, семьи. Он устанавливает право на выбор участкового педиатра, право семьи на выбор семейного врача. Также закрепляются права на охрану и поощрение материнства; обеспечение беременных женщин и матерей медицинской помощью, обеспечение полноценным питанием беременной женщины, кормящей матери, детей до трехлетнего возраста.
Создаются правовые условия для охраны репродуктивного здоровья. Закрепляется право несовершеннолетних на профилактические осмотры и диспансеризацию, оказание медицинской помощи и медицинскую реабилитацию. Урегулирован вопрос о совместном пребывании родителей с больным ребенком в стационаре.
Важным положением является формирование здорового образа жизни, начиная с детского возраста. Существенная роль отводится иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
По словам О. Борзовой, с учетом предложений, высказанных представителями гражданского общества во время обсуждения законопроекта в Общественной палате и на парламентских слушаниях в Госдуме, при доработке его планируется дополнить принципом социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, а также закрепить ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц в сфере охраны здоровья и конкретизировать вопросы разграничения полномочий и собственности в сфере охраны здоровья между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, выступая
на пленарном заседании, отметила, что целесообразность принятия федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не вызывает сомнений. По ее словам, с момента принятия Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. существенно изменились правовые и экономические условия — проведены реформа местного самоуправления, административная реформа, монетизация льгот. Кроме того, приняты новые редакции Трудового кодекса, Налогового кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, изменились организационно-правовые формы юридических лиц.
Как подчеркнула О. Борзова, в действующие Основы много раз вносились изменения. Вместе с тем они не отражают современной ситуации с разграничением полномочий, новых финансовых отношений, сдерживают модернизацию отрасли.
Напомним, в 2010 г. был принят Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ", который в значительной степени изменил финансовые потоки в здравоохранении и компетенцию субъектов РФ в этой сфере. Принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — это следующий этап комплексной модернизации нормативно-правовой базы здравоохранения.
Предметом регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Уточняются полномочия органов власти всех уровней и их финансовое обеспечение. Предусматривается закрепление полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенных на органы местного самоуправления, на уровень субъектов РФ. Это положение направлено на усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В законопроекте закрепляется приоритет прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также устанавливаются механизмы обеспечения госгарантий.
В отличие от действующих Основ в законопроекте раскрывается механизм выбора врача и медицинской организации.
Важнейшим моментом является обязательность выполнения порядков и стандартов медицинской помощи на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Считаем чрезвычайно важными нововведения законопроекта, касающиеся вопросов редких заболеваний, в силу тяжести их течения, социальной незащищенности больных и потребности в дорогостоящем лечении.
Впервые введено понятие паллиативной медицинской помощи, что представляется чрезвычайно важным для неизлечимо больных людей. Оказание этой помощи бесплатно в рамках Программы государственных гарантий позволит облегчать страдания таких больных.
Непременное условие модернизации здравоохранения — повышение квалификации медицинских работников. Законопроект повышает требования к их подготовке.
Данный законопроект имеет первостепенное значение для защиты прав детей, женщин, семьи. Он устанавливает право на выбор участкового педиатра, право семьи на выбор семейного врача. Также закрепляются права на охрану и поощрение материнства; обеспечение беременных женщин и матерей медицинской помощью, обеспечение полноценным питанием беременной женщины, кормящей матери, детей до трехлетнего возраста.
Создаются правовые условия для охраны репродуктивного здоровья. Закрепляется право несовершеннолетних на профилактические осмотры и диспансеризацию, оказание медицинской помощи и медицинскую реабилитацию. Урегулирован вопрос о совместном пребывании родителей с больным ребенком в стационаре.
Важным положением является формирование здорового образа жизни, начиная с детского возраста. Существенная роль отводится иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
По словам О. Борзовой, с учетом предложений, высказанных представителями гражданского общества во время обсуждения законопроекта в Общественной палате и на парламентских слушаниях в Госдуме, при доработке его планируется дополнить принципом социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, а также закрепить ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц в сфере охраны здоровья и конкретизировать вопросы разграничения полномочий и собственности в сфере охраны здоровья между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.