По сравнению с внесенной в нижнюю палату версией документа в принятой редакции регламента скорректированы несколько ключевых определений. Так, термин «оператор цифровой платформы» был конкретизирован до «владельца цифровой платформы». Таким образом разработчики предусмотрели случаи, когда владелец сайта и его оператор – две разные компании. В дефиниции партнера посреднической цифровой платформы, то есть маркетплейса, депутаты указали, что такую роль может выполнять и иностранная организация, оформленная или не оформленная как юрлицо, иностранный гражданин или человек без гражданства. Были в документ погружены и два новых определения: продавца-партнера и партнера-исполнителя.
Операторы маркетплейсов по-прежнему должны предоставлять партнерам техническую возможность фиксировать в карточках товаров информацию о разрешениях, лицензиях и сертификатах продавца, данные об «обязательном или о добровольном подтверждении» соответствия предлагаемых товаров требованиям ЕАЭС, сведения об исполнении требований по маркировке или госрегистрации продукции. Вместе с тем в принятой Госдумой редакции проекта ФЗ в перечень тематической информации погрузили новый пункт – продавцы в карточках товаров могут уведомлять «о возможности приобретения товаров, работ, услуг с использование электронного сертификата» по нормам № 491-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». В последнем акте в частности зафиксировано, что с использованием документа могут быть куплены ТСР и услуги, относящиеся к реабилитационным мероприятиям, рецептурные препараты, медизделия и лечебное питание для детей-инвалидов.
Также в карточках товаров сам оператор платформы должен информировать покупателей о том, что продукт подлежит маркировке, проверять отсутствие на маркетплейсе товаров, изъятых из оборота, БАД, лекарств и медизделий, не прошедших госрегистрацию.
Продажа продукции, свободная реализация которой ограничена в РФ, сообщается в документе, может осуществляться с использованием посреднической цифровой платформы только при условии идентификации покупателя с использованием биометрии.
Из принципов, на основе которых строится отраслевое регулирование, парламентарии исключили пункт о сочетании «нормативного и договорного регулирования отношений, возникающих между оператором, партнером и пользователем». Сохранился при этом пункт о ведении реестра маркетплейсов по правилам, которые должно будет разработать Правительство РФ. Помимо этого, регуляторы должны будут определить перечень сведений, подлежащих проверке оператором при заключении договора с партнером или владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). Информацию оператор должен будет получать через ЕГРЮЛ, ЕГРИП или через ЕСИА. В самом договоре с партнерами и владельцами ПВЗ операторы маркетплейсов должны будут прописывать «исчерпывающий перечень» применяемых мер ответственности.
Проект закона о платформенной экономике был внесен в Госдуму в июле 2025 года. Вместе с ним в нижнюю палату были направлены и два проекта-спутника: первый предусматривает адаптацию российского права к новому ФЗ, второй – содержит корректировки в КоАП РФ со штрафами за нарушения его норм. Первый документ также был принят во втором и третьем чтениях 22 июля 2025 года, другой вчера был принят в первом чтении с рекомендациями по предоставлению поправок.
Проект ФЗ был принят Госдумой в первом чтении 9 июля 2025 года. В ходе обсуждения документа депутаты предложили «сбалансировать подход к ответственности сторон» – операторов маркетплейсов и их партнеров-продавцов. Глава Минэкономразвития Максим Решетников, в свою очередь, пояснил, что ко второму чтению планируется внести «донастройки». Теперь в правах партнеров и владельцев ПВЗ зафиксировали, в частности, возможность истребовать компенсацию со стороны держателя маркетплейса в случае возмещения вреда, причиненного оператором.
Законопроект «О платформенной экономике» разрабатывался Минэкономразвития РФ с 2024 года. Первая его версия была представлена в конце ноября 2024 года, однако она подверглась критике со стороны представителей рынка электронной торговли. Одни эксперты полагали, что предлагаемые нормы регулирования слишком сильно смещены в сторону традиционного ритейла, и предложили ужесточить требования к электронной торговле, в то время как другие настаивали, что положения законопроекта слишком строгие и могут помешать развитию цифровых платформ.
Позднее документ многократно обновлялся и конкретизировался, однако новых редакций разработчики в общем доступе не публиковали. Основные изменения проектируемой регуляторики СМИ фиксировали со слов участников обсуждений и представителей ведомств-разработчиков. Многократно профильные ассоциации указывали на слабые места проекта, а Минэкономразвития откладывало дату вступления документа в силу – изначально планировалось, что он начнет действовать в сентябре 2025 года. В конце июня – начале июля вице-премьер Дмитрий Григоренко и председатель правительства Михаил Мишустин сообщили, что вступление регламента в силу запланировано на 1 марта 2027 года. По мнению премьер-министра, у бизнеса будет «достаточно времени», чтобы подготовиться к нововведениям. Также Мишустин поручил ускорить процесс принятия закона.
Тем не менее после внесения проектов в Госдуму представители бизнеса вновь выразили недовольство. Сразу несколько ассоциаций направили руководителю администрации Президента РФ Антону Вайно, председателю Госдумы Вячеславу Володину, премьер-министру Михаилу Мишустину, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко письма. В частности, подписанты отмечали, что в проекте не хватает эффективных мер по защите от контрафакта.
По сравнению с внесенной в нижнюю палату версией документа в принятой редакции регламента скорректированы несколько ключевых определений. Так, термин «оператор цифровой платформы» был конкретизирован до «владельца цифровой платформы». Таким образом разработчики предусмотрели случаи, когда владелец сайта и его оператор – две разные компании. В дефиниции партнера посреднической цифровой платформы, то есть маркетплейса, депутаты указали, что такую роль может выполнять и иностранная организация, оформленная или не оформленная как юрлицо, иностранный гражданин или человек без гражданства. Были в документ погружены и два новых определения: продавца-партнера и партнера-исполнителя.
Операторы маркетплейсов по-прежнему должны предоставлять партнерам техническую возможность фиксировать в карточках товаров информацию о разрешениях, лицензиях и сертификатах продавца, данные об «обязательном или о добровольном подтверждении» соответствия предлагаемых товаров требованиям ЕАЭС, сведения об исполнении требований по маркировке или госрегистрации продукции. Вместе с тем в принятой Госдумой редакции проекта ФЗ в перечень тематической информации погрузили новый пункт – продавцы в карточках товаров могут уведомлять «о возможности приобретения товаров, работ, услуг с использование электронного сертификата» по нормам № 491-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». В последнем акте в частности зафиксировано, что с использованием документа могут быть куплены ТСР и услуги, относящиеся к реабилитационным мероприятиям, рецептурные препараты, медизделия и лечебное питание для детей-инвалидов.
Также в карточках товаров сам оператор платформы должен информировать покупателей о том, что продукт подлежит маркировке, проверять отсутствие на маркетплейсе товаров, изъятых из оборота, БАД, лекарств и медизделий, не прошедших госрегистрацию.
Продажа продукции, свободная реализация которой ограничена в РФ, сообщается в документе, может осуществляться с использованием посреднической цифровой платформы только при условии идентификации покупателя с использованием биометрии.
Из принципов, на основе которых строится отраслевое регулирование, парламентарии исключили пункт о сочетании «нормативного и договорного регулирования отношений, возникающих между оператором, партнером и пользователем». Сохранился при этом пункт о ведении реестра маркетплейсов по правилам, которые должно будет разработать Правительство РФ. Помимо этого, регуляторы должны будут определить перечень сведений, подлежащих проверке оператором при заключении договора с партнером или владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). Информацию оператор должен будет получать через ЕГРЮЛ, ЕГРИП или через ЕСИА. В самом договоре с партнерами и владельцами ПВЗ операторы маркетплейсов должны будут прописывать «исчерпывающий перечень» применяемых мер ответственности.
Проект закона о платформенной экономике был внесен в Госдуму в июле 2025 года. Вместе с ним в нижнюю палату были направлены и два проекта-спутника: первый предусматривает адаптацию российского права к новому ФЗ, второй – содержит корректировки в КоАП РФ со штрафами за нарушения его норм. Первый документ также был принят во втором и третьем чтениях 22 июля 2025 года, другой вчера был принят в первом чтении с рекомендациями по предоставлению поправок.
Проект ФЗ был принят Госдумой в первом чтении 9 июля 2025 года. В ходе обсуждения документа депутаты предложили «сбалансировать подход к ответственности сторон» – операторов маркетплейсов и их партнеров-продавцов. Глава Минэкономразвития Максим Решетников, в свою очередь, пояснил, что ко второму чтению планируется внести «донастройки». Теперь в правах партнеров и владельцев ПВЗ зафиксировали, в частности, возможность истребовать компенсацию со стороны держателя маркетплейса в случае возмещения вреда, причиненного оператором.
Законопроект «О платформенной экономике» разрабатывался Минэкономразвития РФ с 2024 года. Первая его версия была представлена в конце ноября 2024 года, однако она подверглась критике со стороны представителей рынка электронной торговли. Одни эксперты полагали, что предлагаемые нормы регулирования слишком сильно смещены в сторону традиционного ритейла, и предложили ужесточить требования к электронной торговле, в то время как другие настаивали, что положения законопроекта слишком строгие и могут помешать развитию цифровых платформ.
Позднее документ многократно обновлялся и конкретизировался, однако новых редакций разработчики в общем доступе не публиковали. Основные изменения проектируемой регуляторики СМИ фиксировали со слов участников обсуждений и представителей ведомств-разработчиков. Многократно профильные ассоциации указывали на слабые места проекта, а Минэкономразвития откладывало дату вступления документа в силу – изначально планировалось, что он начнет действовать в сентябре 2025 года. В конце июня – начале июля вице-премьер Дмитрий Григоренко и председатель правительства Михаил Мишустин сообщили, что вступление регламента в силу запланировано на 1 марта 2027 года. По мнению премьер-министра, у бизнеса будет «достаточно времени», чтобы подготовиться к нововведениям. Также Мишустин поручил ускорить процесс принятия закона.
Тем не менее после внесения проектов в Госдуму представители бизнеса вновь выразили недовольство. Сразу несколько ассоциаций направили руководителю администрации Президента РФ Антону Вайно, председателю Госдумы Вячеславу Володину, премьер-министру Михаилу Мишустину, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко письма. В частности, подписанты отмечали, что в проекте не хватает эффективных мер по защите от контрафакта.