Производитель медицинского оборудования GE Healthcare вот уже десятилетие вносит свой вклад в подготовку и повышение квалификации российских врачей. В связи с этой знаковой датой в отеле Four Seasons в Москве собрались более 80 гостей – представители традиционных партнеров и слушателей Учебного центра, чтобы подвести итоги совместной работы и обсудить роль специализированного образования в деятельности медицинского учреждения.
В панельной дискуссии приняли участие президент GE Healthcare в России и СНГ Нина Канделаки, профессор, д. м. н.; президент РОРР Валентин Синицын, профессор, д. м. н.; главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике Минздрава по СЗФО и Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Татьяна Трофимова и профессор, д. м. н., директор ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского Дмитрий Семенов.
Не остались в стороне и гости вечера, которым была предоставлена возможность выразить свою позицию по каждой из затронутых в процессе обсуждения тем. Результаты таковы:
Каждый молодой специалист вне зависимости от места учебы, устраиваясь на работу, сталкивается с трудностями перехода от теории к практике, а его старшие коллеги вынуждены приложить немало усилий для адаптации нового сотрудника к реальной клинической обстановке, восполняя пробелы в знаниях и навыках начинающего врача.
Руководители некоторых медучреждений и отделений начали внедрять элементы тестирования и других форматов проверки базового уровня компетенций соискателя, однако при нынешнем кадровом дефиците, который, по оценкам Минздрава, насчитывает 25 тысяч вакантных позиций, выбрать подходящего специалиста бывает крайне непросто. Приходится идти на компромиссы.
Здесь важную роль играют действующие в медорганизации внутренние установки, наличие собственной «школы». «Когда приходишь в коллектив и пошагово учишься участвовать в дискуссии, задавать сложные вопросы, видишь, как вырабатываются и принимаются решения. Каждый, кто чего-то добился, назовет тех лидеров, которые научили его правильно анализировать информацию и самое главное – обращаться за помощью, а иногда в нашей профессии это тоже очень важно», – уверен директор МОНИКИ Дмитрий Семенов.
Следующий шаг погружения врача в профессию – дополнительное образование, освоение новых технологий и приемов эффективного использования медоборудования. Как правило, вводный курс от производителей не отличается масштабностью. Тем не менее в GE Healthcare решили не пренебрегать возможностью ближе узнать своих пользователей – так, по инициативе Вячеслава Грищенко (президент GE Healthcare в России/СНГ с 2007 по 2013 год) в России появился образовательный центр, обучение в котором за 10 лет прошли более 25 тысяч специалистов. И абсолютное большинство из них – 98% – рекомендуют курсы своим коллегам.
За годы работы GE Healthcare Academy накопила не только статистику, но и проследила эволюцию многочисленных слушателей.
«Был большой проект в рамках московской модернизации в 2012 году. Переоснащение рентгенов – это самый простой тип оборудования в лучевой диагностике [по сравнению с КТ или МРТ]. Было поставлено 220 цифровых рентгенов. Сложно было представить, что этот процесс станет практически сродни революции. Средний возраст рентгенолога на тот момент составлял 65 лет. Мы были вынуждены в три-четыре раза больше, чем предполагали наши обязательства, возвращаться в клинику, чтобы обучить и перевести на цифровую технологию этих специалистов. Сейчас в профессии много молодежи. Они получают аппарат и хотят все про него знать, чтобы делать на нем серьезные вещи. Это самое большое изменение, которое мы наблюдаем», – поделилась опытом Нина Канделаки.
По оценкам GE Healthcare, нынешнее поколение врачей приезжает на учебу с конкретными запросами. «Наши слушатели очень хорошо оценивают свои возможности. Они всегда возьмут что-то такое, что поможет им завтра начать с самого базиса или с какого-то определенного уровня качественно делать свою работу», – определил суть образовательного процесса руководитель Учебного центра Алексей Яшин.
Обучение от производителя пока не встроено в систему дополнительного образования врачей и ориентировано только на тех профессионалов, которым важнее знания, а не пресловутые баллы. При этом нельзя сказать, что у медучреждений и системы непрерывной подготовки совсем нет возможностей поддерживать стремление медиков получать новые знания. Например, существует нормированный страховой запас, который также можно направлять на дополнительное образование.
«Это вполне рабочий механизм, которым нужно учиться пользоваться. Это вопрос диалога медучреждений с органами власти, вопрос, который в том числе входит в зону ответственности главного специалиста. Мы уже сейчас, совместно с ТФОМС по Санкт-Петербургу, на эти средства проводим обучение врачей первичного звена, серию циклов, очень коротких – «Лучевая диагностика в онкологии. Современные стандарты». В текущем году запланировано обучение тысячи специалистов», – сообщила Татьяна Трофимова.
С учетом планируемых вливаний в оснащение и переоснащение клиник по нацпроекту «Здравоохранение», во главе угла оказывается готовность врачей использовать возможности современного оборудования на все 100%, отметили участники дискуссии.
Какие критерии эффективности работы специалиста выделяют эксперты, в частности в сфере медицинской визуализации? «Качество написания заключений – это я поставил бы на первое место – то, что человек правильно описывает патологию за приемлемое время. Второй показатель квалификации: человек должен знать смежные специальности, потому что сейчас все-таки диагносты выступают как хабы, которые определяют, что дальше делать пациенту. Диагност должен разбираться в смежных дисциплинах, поскольку нам необходимо говорить на одном языке с коллегами», – резюмировал Валентин Синицын.