Четверг, 15 мая 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Новости медицины и фармации

«Фокус стратегических инвесторов смещается в регионы». Что лучше

29.10.2021
в Новости медицины и фармации

Инвестиции в медицинский бизнес – тема, получившая новый импульс во время пандемии. Обозначилась очередная волна интереса к действующим активам со стороны финансово-промышленных групп, банков и частных инвесторов, которая, впрочем, пока лишь отчасти конвертировалась в реальные сделки или крупные проекты. Основные вливания в отрасль по-прежнему происходят за счет стратегических инвесторов. Какой формат инвестиций сегодня актуален – стройка с нуля или покупка действующих активов? И какой набор обязательных шагов необходимо пройти инвестору при создании клиники? С какими типовыми ошибками сталкиваются компании, создавая медицинские объекты? В чем трудности интеграции состоявшегося бизнеса? Говорим об этом в подкасте «Послушайте Vademecum» с директором по консалтингу компании Philips Анной Кудрявцевой и операционным директором ГК «Медси» Родионом Ступиным.


Дарья Шубина: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Это подкаст «Послушайте Vademecum». Меня зовут Дарья Шубина, я шеф-редактор журнала Vademecum. В нашей студии Родион Ступин, операционный директор ГК «Медси». Здравствуйте, Родион!


Родион Ступин: Добрый день!


Д.Ш.: И Анна Кудрявцева, директор по консалтингу компании Philips. Здравствуйте, Анна!


Анна Кудрявцева: Здравствуйте!


Д.Ш.: Сегодня мы обсудим тему, которая волнует последний год всех, – инвестиции в здравоохранение, а конкретно – инвестиции в медицинский бизнес. Мы поговорим о том, какие варианты сейчас актуальнее – строить медицинский объект с нуля или покупать действующую клинику, либо то и другое, а если так, то в каком порядке.


За последний год из-за пандемии кажется, будто инвестиционный интерес сильно вырос. Это видно и по анонсам: появляются интересные новости про 70 млрд рублей вложений, 160 млрд рублей, что еще больше вгоняет в ужас и трепет. На моей памяти такого не было. Обычно суммы были из разряда 40–60 млрд. И это не одна компания, а на круг за год объявлений столько было. И большая часть из них, конечно, не реализовывалась. Соответственно, вопрос к вам, коллеги: чувствуете ли вы подъем инвестиционного интереса и почему он не выливается и не вылился пока в конкретные сделки и проекты?


А.К.: Я, пожалуй, отвечу на одну часть вопроса – является ли пандемия тем фактором, который повлиял на возросший интерес инвесторов к медицине. Прежде всего пандемия, конечно, показала, что наша государственная система здравоохранения испытывает кризис, потому что она не готова к внешним шокам. Из-за разных факторов – негибкости, различного рода сложных ситуаций в управлении и так далее. И пандемия показала, что частная медицинская структура и медсистема гораздо более подвижны, более организованы и, в принципе, могут слаженно выполнять функцию борьбы на передовой, как и государственная система здравоохранения. При этом само ощущение людей, что нужно заботиться о собственном здоровье, также выросло, сработал фактор самосознания. И это не могло не сказаться на интересе инвесторов. Наверное, всем стало очевидно, что, несмотря на то что у нас здравоохранение является государственным, частной медицине нашлось место и есть еще куда расти – всем хватит места на этом рынке. Поэтому – да, такой запрос и интерес инвесторов есть. Мы видим большой тренд на интерес немедицинских, непрофильных инвесторов, кто никогда не шел в эту область и видит в этом большой потенциал. И что интересно, наверное, быстрый возврат средств.


Д.Ш.: И среди них, насколько я понимаю, есть банковские структуры, которые теперь рассматривают это не только как способ для выдачи кредитов, канал для выдачи кредитов, но и как возможность войти в такие проекты.


А.К.: Да, как правило, финансовые институты, финансовые организации выступают соинвесторами или сопартнерами, но в целом, даже если мы не берем этот кластер инвесторов, то такие стратегические инвесторы, как коллеги из «Медси», на мой взгляд, тоже очень активно растут – мы это все видим по новостям. Наверное, Родион сейчас расскажет про это.


Д.Ш.: Да, стратегические инвесторы, пожалуй, единственные всерьез занимаются инвестициями и показывают результат. Это не только по этому году. Столько лет я работаю в отрасли – и я это вижу постоянно. Потому что очень много интересных обещаний, слов красивых, а в итоге только стратегии, причем не все из них очень громко об этом говорят, просто делают свою работу. Родион, какие у вас ощущения, насколько отрасль сейчас действительно интересна инвесторам и какая у вас в связи с этим стратегия? Может быть, она как-то изменилась?


Р.С.: Дарья, как обычно, очень провокационные вопросы. И конечно, если смотреть глазами, то интерес повысился. Когда все начали разбираться в ковиде, кто-то стал врачом, кто-то – биологом, а кто-то – лаборантом, но всем показалось, что они разбираются и в медицине. И конечно, рынок сильно прирос – и по выручке, и по рентабельности – после пандемии и во время пандемии. В этой связи внимание различных инвесторов к медицине повысилось. Когда вы говорите о том, что многие соглашения подписываются, это действительно так. Но у многих проектов высокая волатильность. А почему эта волатильность? Потому что зачастую кажется, что медицина – отрасль, похожая с ритейлом или с любой сферой оказания услуг. Но это не так. Это очень сложная отрасль, высокотехнологическая, высоконаукоемкая и так далее. И с кондачка в нее не попасть и не вступить. Поэтому я уверен, что интерес имеется. Этот интерес перерастет в значительные инвестиции. Инвестиции перерастут в квадратные метры медицинской площади. Квадратные метры медицинской площади должны заполниться высокоэффективной медицинской помощью.

Если говорить о «Медси», то не могу сказать, что пандемия кардинально изменила нашу стратегическую программу развития. Но у нас есть свои фишки. Мы разделили свои проекты инвестиций, проекты развития на несколько составляющих. Первое – делаем больше то, что хорошо получается. Поэтому мы нашли несколько шаблонных медицинских программ, которые хорошо заполняются, те клиники, которые успешно развиваются, и теперь их тиражируем. Поэтому мы ожидаем в этом году открытия 15 клиник – от совсем небольших («смарт-300», «смарт-500», формата 300–500 кв. м) до нашего еще очередного флагмана – Мичуринский проспект. Второе направление – делать то, что никогда не делали. И здесь это расширение медицинской программы. У нас есть проекты, которые уже реализовались.

Есть проекты, которые находятся в стадии строительства. Конечно, для нас основной вызов этого года – лаборатория. Мы создали единую клиническую лабораторию с мощностью на 20 млн исследований, которая обеспечит не только все потребности ГК «Медси», но и позволит выйти на рынок В2В и B2G. Также есть проекты, которые будут развиваться, и это дополнит медицинскую программу полностью. И третье направление. Ковид показал, что телемедицина – это двигатель прогресса. Мы активно развиваем смартмед и цифровую телемедицину: референс-центры, лучевой диагностики, функциональной диагностики, эндоскопии, ультразвуковой диагностики. И референс-центры телемедицины – это следующий шаг прогресса для нас. Потому что это позволит нам оказывать в любой точке страны или мира высокоэффективную помощь по стандартам «Медси», которые находятся в центральных клиниках.


Д.Ш.: Вы тоже не обошлись без громкого анонса – 15 клиник. Это 15 клиник – где? В Москве? Где это все-таки должно быть?


Р.С.: Интересно. Мы приняли для себя стратегию развития в регионах присутствия, поэтому это, конечно, клиники Москвы и Московской области и клиники в регионах присутствия – ХМАО, Нижневартовск и Нягань, Брянск. Это расширение сети клиник в Санкт-Петербурге. Поэтому это сеть регионов, ряд регионов, в которых откроются клиники.


Д.Ш.: Понятно. Про ХМАО отдельно, наверное, хочется спросить чуть позже. Анна, скажите, вы также наблюдаете за тем, как стратегия развивается в России, на региональном рынке в том числе. Очевидно, концентрация в Москве и Московской области. Это касается всех. EMC вообще только в Москве и Московской области присутствует, а в регионах очевидна непропорциональная разница в доле выручки. И даже «Мать и дитя», у которой есть госпитали, казалось бы, у них такого не должно быть в регионах. По-вашему, в чем проблема? В регионах они близки, например, к потолку условному или это сложность управляемости?


А.К.: Традиционно все стратегические инвесторы завоевывали Москву и Санкт-Петербург. И причины понятны – платежеспособность, спрос. Нет проблем или они не настолько критичны с управленческими клиническими кадрами. Логистика также понятная. В регионах с этим сложнее. Но что мы сейчас видим? Все-таки фокус стратегических инвесторов смещается в регионы. Сейчас, открывая новый бизнес в Москве, очень сложно найти неудовлетворенный спрос, предложить что-то, завоевать своего пациента. И даже при среднем чеке в 3 тысячи рублей на медицинскую услугу в продвижение приходится вкладывать 5. Нерентабельный бизнес, мягко сказать. Да, в регионах платежеспособность и спрос меньше. Да, есть проблемы политические, есть проблемы экономические, есть проблемы кадровые. Но объективно предложение качества медицинских услуг или какого-то хорошего или достойного уровня клиентского сервиса – его тоже существенно меньше. Поэтому для стратегических инвесторов скорее встает вопрос: с каким форматом идти в регион? И он точно отличается от формата Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас мы видим очень большой интерес к первичному звену, к оказанию амбулаторной помощи, к оказанию услуг стационарных, несложного стационара, а также стационарозамещающих технологий.


Д.Ш.: Кстати, по поводу ХМАО, сейчас вернемся к нему. Для меня всегда было загадкой, почему «Медси» не развивает там серьезно это направление, поскольку в том же Нижневартовске практически нет медпомощи, альтернативной государственной, а в госсекторе она значительно ограничена. И теперь вы говорите, что планируете ее развивать, когда там у них на подходе огромная больница на краю Нижневартовска, которая вот-вот запустится. Что вы там планируете делать? Каким форматом вы туда пойдете, как говорит Анна?


Р.С.: Про ХМАО чуть позже. Все-таки давайте про регионы.


Д.Ш.: Хорошо, интрига.


Р.С.: Нет, это не интрига. Я бы хотел сказать, что я частично согласен с Анной, но у нашей команды и компании иное видение по регионам, и оно достаточно простое. В этом году «Медси» 25 лет. Это значительный срок, который мы провели в основном в Москве и Московской области. И когда я приезжаю в любой из регионов, вижу сеть клиник или большую частную клинику, которой тоже около 20–25 лет. И это локальные игроки, исторические лидеры в каждом из регионов. Поэтому, когда мы говорим о том, что есть значительный дефицит частной медпомощи, то это не всегда так. Есть региональные игроки, которые делают это классно. И в основном, сами предприниматели и владельцы являются управленцами. Когда мы об этом подумали, поняли, что у нас есть два типа регионов. Первые – регионы присутствия, где есть управленческая команда, знание бренда. Здесь это, конечно, органика.

И, возвращаясь к ХМАО, мы сильно усилили текущую клинику. Мы добавили туда МРТ, КТ, вовремя открыли ПЦР-лабораторию. Поэтому клиника видоизменилась и расширилась медицинской помощью. И конечно, там строятся микрорайоны. И формат «смарт-300», «клиника у дома», которая позволит нам открыть и педиатрическую помощь, – это тот формат, который должен быть. Поэтому мы несколько клиник и в Нижневартовске, и в Нягани открываем с форматом «смарт-300», «смарт-500». А если мы говорим о городах нашего отсутствия, где клиника «Медси» еще не представлена, то активно рассматриваем M&A. И здесь мы понимаем, что первый шаг – это как раз заякориться в регионе, найти команду единомышленников, в этих же клиниках внедрить стандарты и референс-центры, а дальше разрабатывать стратегию развития. И для нас каждый регион все-таки должен быть наполнен трехуровневой системой здравоохранения. Это клинико-диагностические центры, это небольшие стационары. Мы для себя рассматриваем сейчас стационары на 20–40 коек, которые будут наполнены быстрыми fast-track-хирургии с пребыванием либо до дня (дневной стационар), либо до трех дней, если говорить о травматологической помощи и так далее.


Д.Ш.: По каким критериям вы будете оценивать региональных игроков? Классически, наверное, предположу: лояльная пациентская аудитория, штат и бренд, насколько они «белые», допустим. Какие еще критерии, на что вы смотрите? Из чего, на ваш взгляд, складывается оценка этого бизнеса, если опустить мультипликаторы и EBITDA, которую достаточно трудно выловить в некоторых активах.


Р.С.: Мы стараемся. Поэтому, конечно, начинаем с выручки. Мы всегда смотрим на два фактора. Первое – темпы роста. Дальше понимаем, в чем темп роста, за счет чего – за счет внедрения новых услуг, за счет привлечения дополнительных пациентов. Дальше переходим на обычные производственные для нас параметры – количество уникальных пациентов, возвращаемость этих пациентов. Это так называемый LTV – Lifetime Value. И конечно, объем оказываемых услуг. Если мы говорим не только о терапевтическом, но и диагностическом звене, то значит, мы видим и объем среднего чека, и объем тех услуг с высоким средним чеком, с диагностикой, который можно увидеть. И когда мы смотрим показатели наших партнеров, я говорю не об экономических показателях, то основной вопрос – это корпоративная культура внутри и дух предпринимателя, который эту клинику создавал. Если он совпадает с корпоративным духом «Медси», с нашим видением и мироощущением, то нам легче договариваться, и мы дальше идем рука об руку, плечом к плечу с партнером и развиваем медицину в регионе.


Д.Ш.: То есть вы ответственно заявляете, что готовы работать в партнерстве с региональными локальными собственниками? Поскольку они не особенно на самом деле готовы, несмотря на желание продаться, достаточно тяжело всегда происходит интеграция. Это видно и по вашему опыту, и по опыту других игроков, то есть это объективная реальность. Соответственно, как ваши стандарты наложить на сложившийся, тем более старый бизнес? Ведь это не только собственник, это еще и руководители, которых очень мало на рынке. Это еще и врачи. Какие сложности здесь возникают у вас?


Р.С.: Сложностей очень много. И, наверное, в одном-двух предложениях об этом не рассказать, но постараюсь тезисно. Первое, конечно, да, мы готовы. И почему мы готовы? Потому что зачастую предприниматель, который открыл клинику, видит в ней свое дитя, которое развивалось, имеет свою историю. Если он продолжает управлять этой клиникой, эта клиника с внедрением эффективных стандартов будет еще эффективнее развиваться. Какие сложности возникают и что происходит? Первая основная сложность – это, конечно, накатывание различных IT-систем. Потому что зачастую в регионах есть местечковые МИСы, различные варианты заполнения медицинских карт и так далее. И здесь мы сталкиваемся с двумя сложными сопротивлениями – это бэк-офис и, конечно, фронт-офис врачей. Но единая IT-система позволяет исполнить две функции – отслеживать качество оказания медпомощи, потому что у нас внедрены стандарты, клинические рекомендации. Мы видим, насколько качественно диагностические стандарты исполнены врачом. И второе – прозрачность бизнеса. Потому что все бэк-офисные IT-функции позволяют нам видеть операции прозрачно. Второе: зачастую у мажоритария есть мнение, что он знает лучше.


Д.Ш.: Естественно, он знает лучше, чем вы, 100%.


Р.С.: Да. Мы приезжали из Москвы к лидеру регионального рынка с профессорами, менеджерами, управленцами, и почему-то нам казалось, что мы можем сейчас перевернуть с ног на голову – и это заживет по-новому и эффективно. Мы изменили свой подход. Потому что, действительно, у каждого региона свой рецепт. И у каждой клиники свой рецепт. Поэтому у нас нет стандартов – это наше, а это не наше. Если мы в приобретаемой компании видим, что стандарт, который там работает, или бизнес-процесс эффективен – мы его оставляем таким, какой он есть. Более того, если мы видим, что он эффективен там, мы тиражируем на всю «Медси».


Д.Ш.: Дайте какой-нибудь пример. Вы явно знаете, о чем говорите.


Р.С.: Да, это интересно. Мы в Перми открыли недавно липидную клинику. Это для нас новый опыт.


Д.Ш.: Новый региональный опыт. В Москве-то это есть.


Р.С.: Да, новый региональный опыт. И из интересного что? Мы взаимодействуем, подписали договор с Пермским медицинским университетом. В коллаборации перебрали карты всех пациентов с повышенным показателем холестерина. Дальше сделали обзвон, приглашение. С очень высокой конверсией, к нам пациенты пришли. Клиника с первых дней открытия задышала совсем по-другому. Мы наполнились пациентами. И там уже есть клинический опыт, который поможет пациентам эффективно работать с болезнями, связанными с высоким холестерином.


Д.Ш.: Интересно. Есть опыт, когда вы взяли какие-то региональные наработки?


Р.С.: Это и есть региональные наработки. Есть показатель CVM, когда мы пациентов «затаскиваем». В Москве мы наполнены пациентами. И при открытиях мы такого не делали. А здесь переработка всех медкарт позволила в Перми запуститься эффективно.


Д.Ш.: Вы планируете это использовать и в других местах?


Р.С.: Да, планируем такие стандарты накатывать по нескольким лабораторным исследованиям и в Москве в «Медси».


Д.Ш.: Интересно. Анна, а как вы считаете, с точки зрения интеграции, что необходимо учитывать? Что вы можете сказать как независимый наблюдатель?


А.К.: Во-первых, бывают интеграции эффективные и неэффективные. И часто, когда происходит интеграция и вроде существует клиника с новым руководством, все равно она не работает так, как, возможно, она работала. И сказать, насколько эффективна была интеграция, может объем выручки, пациенты, сотрудники. Что, наверное, здесь важно? Я соглашусь с Родионом. Проводя интеграцию в регионе, особенно с каким-то лидером местного здравоохранения, очень важно учитывать особенности – политические, экономические, особенности поведения людей в регионе, доверие. И действовать поступательно, а не так агрессивно, наверное, как многие пытаются пойти – все разрушить и новое построить. Что способствует эффективной интеграции – наличие или совпадение ценностей. Той самой новой материнской компании и той компании, которая интегрируется в большую структуру. Важны очень четкие и понятно описанные бизнес-процессы, по которым работает большая – материнская – компания и по которым так или иначе придется работать региональному партнеру. Важны также очень четкие и понятные культурные и сервисные стандарты, клинические протоколы. И очень, конечно, помогает наличие хорошо работающего IT-решения, если мы говорим про бизнес-процессы. Но если его нет, то как минимум эти бизнес-процессы должны быть описаны. Важно наличие единой системы мотивации персонала, профессионального развития, удержания персонала, потому что для регионов это большая проблема. И конечно, когда происходит интеграция, начинают уходить люди, это боль и это большой риск для нового бизнеса.


Р.С.: Очень хороший момент – система мотивации. И действительно, это одна из болевых точек. ФОТ является ключевой затратной частью.


Д.Ш.: Кстати, да. Не более 50%?


Р.С.: По-разному. Если говорить о наполненных клиниках, то около 40, ниже 40 у нас получается. Если это клиника с невысокой загрузкой, то и до 55 доходит, в зависимости от региональных надстроек, надбавок. Кажется, что ты придешь, создашь синергию и систему мотивации внедришь – и вот оно счастье! Очень болезненно, первое. Второе – это не факт, что счастье. Иногда накатывание новой системы мотивации может привести к пустым кабинетам. Поэтому мы, понимая это, делаем достаточно долгий интеграционный период. У нас обычно интеграция проходит за 100 дней. И мы очень глубоко анализируем имеющийся формат. И дальше подкручиваем так наши процедуры и процессы, чтобы они подходили под стандарты «Медси», но в рамках формулы имеем коэффициенты, которые позволяют держать именно тот целевой доход, который имеется, и дальше наполнять клинику пациентами, чтобы выйти на нужные загрузки.


Д.Ш.: Какие конкретно проблемы возникают? Например, предположим, клиника была не очень «белая», вы начинаете переводить – и это отражается, вероятно, на заработке и кто-то уходит. Или это личностные истории, когда есть «звезда», и она не очень согласна с какими-то вещами и не хочет работать в тех условиях, которые вы предлагаете. Может быть, есть конкретные кейсы.


Р.С.: Конечно, мы работаем «в белую», поэтому здесь целевые доходы мы соблюдаем и платим налоги. Основная задача при появлении и попадании в целевые доходы – это загрузка для нас не менее 70%, загрузка расписаний. Поэтому по одну руку мы правильно выставляем часы, по вторую руку мы делаем так, чтобы пациенты до нас дошли. По поводу «звезд». Очень хороший вопрос. И он важный для медицины. И здесь вопрос значимости и ценности «звезды» в коллективе. Если у «звезды» есть желание соответствовать ценностям компании и «звезда» ведет за собой коллектив и пациентов, то нам по пути. Если звездность странная и токсичная, то здесь мы лучше подберем врачей, сделаем план улучшений по обучению, по набору компетенций.


А.К.: И в целом наличие «звезды» – это большой риск.


Д.Ш.: О да!


А.К.: Особенно если на «звезде» очень сильно завязан пациентопоток. Вообще, действия и профессионализм управленческой команды, которая идет в интеграцию, на мой взгляд, это самый главный фактор. И если компетенций и опыта у компании, которая поглощает регионального игрока, недостаточно, – не надо стесняться. Надо попросить помощи, привлекать консультантов, привлекать коллег из индустрии. Потому что часто люди знают короткий путь. Знают, как избежать ошибок, которые действительно дорого стоят. И плохо, когда эти ошибки исчисляются в количестве потерянных людей – как пациентов, так и врачей.


Д.Ш.: Тут, кстати, развит предпродажный момент, когда привлекают консультанта, чтобы он подготовил компанию к продаже. У нас есть интересные кейсы, правда, довольно древние. Например, продажа «Авиценны» – «Мать и дитя». Интересный кейс именно с точки зрения подготовки компании. У меня возник вопрос. Интеграция серьезных региональных активов – это одна история. Но есть и параллельная тема, связанная с франчайзингом, когда новые игроки очень стремятся приблизиться к стандартам крупных игроков. Может быть, они не всегда готовы продаться, да и нечего там пока продавать многим, многие только появились или они слишком маленькие и не очень интересны. Как это направление сейчас развивается в «Медси»? Мы помним, что у нас было несколько разных брендов, которые пытались его двигать, и не очень это получалось. Я не говорю про лаборатории – говорю про многопрофильные, конечно, клиники.


Р.С.: Да.


Д.Ш.: Но у вас тоже это не очень быстро происходит. Не так быстро, как я ожидала, если честно.


Р.С.: Я понимаю, почему.


Д.Ш.: Почему?


Р.С.: У ответа есть два аспекта. Первый – мы настолько быстро развиваемся сами, что не уделяем должного менеджерского ресурса для развития проектов франчайза. Органика для нас очень перспективна. Мы видим хороший показатель OIBDA margin в открывающихся клиниках, быстрые break-even. Поэтому открываем и строимся сами. Но это очень перспективный проект. Почему? Мы недавно посещали выставку Buybrand – и увидели, что медицины нет. Сильно представлены, и еще сильнее представлены после пандемии, лаборатории с медофисами, а медицины – нет. Мы в этом году открыли две клиники. Одна – 1 000 м, вторая – 500 м. Обе клиники в Москве. И всегда со словами благодарности и партнерской поддержки я обращаюсь к инвесторам, потому что они поверили в нас, в нашу команду, компетенции, бренд. Какие сложности и какие вызовы? Вызовы достаточно простые. Они те же, что и у любого открывающегося бизнеса. Это мы настаиваем на нашей медицинской информационной системе, сервисных и клинических стандартах. Это must have. Все остальное мы обсуждаем, договариваемся, делаем планы на развитие. Это касается инвестиций в оборудование, маркетинг или декор. Но мы запускаем и стоим на трех китах: МИС, клинические и клиентские стандарты. А дальше развиваемся вместе.


Д.Ш.: По поводу «вместе». Анна, как вы думаете, зарождается ли понятие бренда? Потому что франчайзинг – это все-таки про бренд глобально, правда?


А.К.: Вообще, проблема или проблематика единого бренда в медицине – действительно старая тема. Для медицины это ситуация, когда есть различные активы, особенно когда происходит интеграция с региональными клиниками и все выступают под разными брендами, пациент не понимает, куда он приходит, – это проблема. И, на мой взгляд, наличие единого бренда, прежде всего, это плюс капитализации. Наличие единого бренда компании – это понимание пациента, что он пришел в то же самое место, куда он приходит в другом городе или в другом районе этого города, регионе. И для него это уверенность, что он получит то же качество медицинских услуг, качество пациентского сервиса, как и в том самом другом месте под тем же брендом. Вопрос в том, готова ли сеть оказывать или поддерживать то же качество сервиса или медпомощи. Это очень важно. Если нет – тогда не надо идти в единый бренд. Если есть внутренняя готовность, существуют внутренние процессы, описаны, что-то автоматизировано – тогда имеет смысл. Но наличие единого бренда, конечно, это хорошо. Я думаю, Родион поддержит меня. И тема с франчайзингом – это, конечно, тоже про наличие единого бренда.


Д.Ш.: Мне казалось, бренд – это больше, честно говоря, для страховых в данном контексте, и в том числе в контексте «Медси». Может быть, вы опровергнете это?


Р.С.: Опровергну. И опровергну не только в качестве бренда, а в глобальности компании. У «Медси» настолько сейчас крупная и масштабная медицинская и лабораторная программа, что мы, в том числе и для франчайза, не только носитель бренда, но и подрядчик, субподрядчик и генподрядчик. А почему? Потому что путь пациента ни в коем случае не прерывается. И с Анной абсолютно согласен, что для пациента посещение любой клиники «Медси» или клиники по франшизе «Медси» не имеет значения. Это единые кол-центр, приложение «Смартмед», личный кабинет на сайте «Медси», медицинской карты, МИС. Если говорить о сервисах, то, конечно, три сервиса, которые мы сейчас предоставляем, очень эффективны. Я говорю о лаборатории – сейчас все франчайзы пользуются единой лабораторией «Медси». Второе – это референс-центры. Все описания рентгеновских снимков, функциональной диагностики – это описания «Медси». И третье – стационары. Зачастую небольшие клиники не могут полностью сопроводить пациента. И выявление плановой или внеплановой госпитализации приводит к прерыванию – и потом пациент не знает, что с этим делать. А здесь полный путь. И у нас с открытием Мичуринского будет тысяча коек – пациентам есть куда госпитализироваться.


Д.Ш.: А давайте как раз к Мичуринскому и перейдем.


А.К.: Не стоит забывать, что единый бренд – это еще бренд работодателя. Проблема кадров, особенно в регионах, всегда очень остро стоит. Но для сотрудника, понимая, что он работает под брендом «Медси» или каким-то другим уважаемым брендом, это всегда очень понятная система мотивации, система карьерного лифта, профессионального развития и вообще всего того, что он может от компании как от работодателя получить. И естественно, условия работы.


Д.Ш.: Да, однозначно, конечно. Хотя, к сожалению, у нас пока нет, наверное, кроме «Медси», никакого примера кузницы кадров. Текучка» кадров не всегда плохо. Это история про то, что выходят люди, которые могут работать потом в других местах и как-то дальше расти.


Р.С.: Не могу не прокомментировать. Во-первых, с текучкой в «Медси» поборолись. Во-вторых, запустили программу «Кадровый резерв». Эту уникальную программу для «Медси», РАНХиГС и РМАНПО разработали MHA – Master of Healthcare Administration – для наших «звездочек». Был серьезный кастинг, мы получили 100 заявок. Из ста заявок проанализировали 54 эссе, дальше Hogan (личностный опросник), взаимодействие с руководителями, рейтинг. В общем, мы отобрали 34 «звездочки». Это наши заведующие, замы главных врачей, причем и амбулаторного, и стационарного, и клиники в регионах. Поэтому развитие кадрового резерва и тех людей, которые будут дальше идти с нами по организации здравоохранения, это теперь ключевая задача «Медси». Потому что открытие клиник – это не просто квадратные метры. Это управление, менеджмент, организация здравоохранения. И теперь не то что текучка – мы развиваем звезд.


Д.Ш.: Отлично. Но я так понимаю, что пока вы из внутренних брали людей…


Р.С.: Да.


Д.Ш.: Давайте вместе сделаем еще и для всех остальных.


А.К.: К слову, мы проводили вместе с «Медси» и руководством центров обучение по методологии lean. И что меня очень удивило? Помимо того что все люди, у всех горит глаз, это люди, которые работают в компании 15+ лет. Это говорит, естественно, о лояльности и профессионализме. Это люди, которые что-то хотят менять. Это очень здорово! Позавидовала я Родиону.


Д.Ш.: И его команде. Вы упомянули Мичуринский проспект – всю боль и ожидания, которые с ним связаны. Уж извините, придется об этом поговорить. Что сейчас там происходит и какие у вас планы? Те, что вы можете, конечно, озвучить. Что сейчас там происходит?


Р.С.: Это ключевой проект этого года. Мы на завершающей стадии строительства и поставки оборудования. Анна как никто другой знает, как сейчас везется очень сложное высокоэффективное технологическое оборудование для лучевой диагностики и ангиографии. И перед нами быстрый, скорый монтаж. Если говорить о сроках, то мы хотели бы к 15 декабря иметь полную готовность. И параллельно мы получаем сопроводительные разрешающие документы – разрешение Санэпиднадзора и лицензию. Поэтому надеемся, что декабрь для нас будет пусковым месяцем. И в январе уже первые пациенты – взрослые и дети – будут посещать нашу клинику.


Д.Ш.: Сколько у вас там коек, напомните, пожалуйста.


Р.С.: У нас 140 коек, 8 операционных, около 1 000 кабинетов, 30 000 кв. м. У клинико-диагностического центра очень большая программа.


Д.Ш.: К вопросу о территориальном планировании. Извините, куда это все в таком объеме? Понятно, одно дело расчеты, а другое дело – история о том, как вписаться в здравоохранение региона. Соответственно, в Москве это одна история, в регионах – совершенно по-другому. Как вы это видите? Может быть, не применительно к Мичуринскому проспекту, а вообще. Это не только оценка населением каких-то базовых вещей, а то, что нужно региону. Строить на одной улице одно и то же – это странно. Регион в любом случае будет свои цели преследовать, с ними надо разговаривать и договариваться.


Р.С.: Очень правильные задаете вопросы по регионам. И это ключевые переговоры с субъектом федерации, начиная от губернаторов, заканчивая министрами и территориальными фондами. И здесь ключевые переговоры идут очень просто. Мы анализируем объем «межтеров», смотрим, какие группы пациентов уезжают. И говорим о том, что мы готовы вкладывать и инвестировать, для того чтобы создать центр компетенции, который у нас есть в Москве, и его тиражировать внутри региона. Так, у нас с одним из регионов присутствия идет диалог о создании центра травматологии и ортопедии по замене тазобедренных суставов, коленных суставов и малой ортопедии. Но если пациенты уезжают и получают медпомощь в соседних регионах, то почему из «межтера» не превратить прямой объем и оказать классную помощь внутри региона?


Д.Ш.: Понятно. Но тут никаких гарантий, естественно, нет.


Р.С.: Да, конечно, нет гарантий. Но партнерское взаимодействие с субъектом позволяет рассуждать о маршрутизации, о прямых объемах в течение года. Это, конечно, не ГЧП, но если говорить о высококлассном хирургическом центре на небольшой объем коек, то появление ОМС и возможности канала «физические лица» перспективно в этих проектах. И достаточно быстро окупается


А.К.: И в целом, вне зависимости от того, планирует ли инвестор в новом центре в регионе оказывать услугу по ОМС, общаться в регионе нужно.


Д.Ш.: «Медси» может себе позволить так рисковать. А любой другой игрок, и региональный в том числе, вряд ли. И особенно новый инвестор.


А.К.: Во-первых, когда инвестор не идет наобум, а все-таки свои действия выверяет и анализирует, то он, естественно, должен анализировать экономическую ситуацию в регионе, платежеспособность, а также анализировать клиническую специфику: чем болеют, в каком объеме, что происходит как раз с теми пациентами, которые заболевают. Он должен анализировать конкуренцию, поведенческие модели пациентов, профиль пациентов и так далее. Помимо этого, никто не отменял политическую конъюнктуру. Зачем кому-то нужен центр и какие политические бонусы он может принести или не может, наоборот, принести местному руководству. Также очень важно взаимодействие с промышленностью, с градообразующими предприятиями, потому что это такой же пациентопоток и там тоже могут пересекаться различные политические и экономические интересы. Поэтому, говоря о том, что инвестор приходит в регион, первая задача, конечно, понять, зачем он туда приходит и что он там собирается делать.


Д.Ш.: Отсутствие ориентации на ОМС в регионах кажется сложным путем. У нас часто появляются клиенты, которые заказывают исследования региональных рынков, и они говорят: «Нет, в ОМС мы не пойдем, нам это не надо, мы будем оказывать только платные услуги». А в итоге смотришь – регион приличный,                                                                там живет 2 миллиона человек, но платежеспособность низкая, и там своих уже достаточно.


Р.С.: Нам известны эти регионы.


А.К.: Скорее всего, не получится не идти в ОМС, если действительно бизнес создается серьезно. Вопрос в том, что та выручка, которая планируется в рамках финансовой модели у нового центра, должна быть разбита на отдельные части – ДМС, ОМС, корпоративные программы, телемедицина и то, что мы называем out of pocket. Но, скорее всего, ОМС там будет. Почему? Потому что культура оплаты за медуслуги, за свое здоровье, особенно в регионах, низкая.


Р.С.: Коллеги, послушайте. Я абсолютно уверен, что в регионах должна быть комбинация каналов финансирования. Это залог успеха и стабильности. Рассчитывать на один из каналов, например, канал «физические лица», не приходится. И мы обожглись. Первое – очень большое влияние на экономическое состояние внутри региона. Второе – привязка к «звездным» врачам. Канал «физические лица» привязан не к бренду, не к оборудованию, не к стенам, а очень часто именно к врачам. Уход команды приводит к сильному падению выручки по каналу «физические лица». И это небезопасно. Поэтому залог стабильности – это комбинация. И, конечно, я абсолютно согласен с вами, что вопрос промышленной медицины стоит после ковида одним из ключевых пунктов стратегии развития компаний, производственных компаний. Комбинация с промышленной медициной – это абсолютно правильно.


Д.Ш.: И тут я не могу не задать – это и к вам, Анна, и к вам, Родион – вопрос. Когда мы говорим о комбинации, в любом случае мы говорим о том, что должен быть какой-то универсальный формат. Потому что по классике мы понимаем, что если клиника ориентирована на ДМС, то она даже строится и организуется по-особому. Если это только кэш и, может быть, какие-то премиальные условия, то это совершенно другая тема. Если это ОМС, то это третья история. Как это все вместе совместить? Что это за формат такой должен быть?


А.К.: Наверное, какой-то суперуниверсальной модели не существует…


Д.Ш.: А жаль.


А.К.: Наверное, нет, не существует. Более того, она же в вашем понимании должна быть еще всеядна для каждого региона. Наверное, так не получится. Вопрос заключается в том, что сейчас существуют технологии – и медицинские технологии, и технологии реализации и организации пространства, и материалы, которые являются качественными и достаточными для того, чтобы пациент себя чувствовал комфортно, для того чтобы эргономика врача достигалась и в целом качество медицинской услуги было хорошим. Наверное, мы сейчас не говорим про VIP-центры, которые так любят московские инвесторы. Мы сейчас говорим про какой-то массовый формат, какой-то доступный формат для большой аудитории. И здесь еще раз подчеркну: не нужно золота и бриллиантов. Тут важно, чтобы было стабильное качество медуслуги, чтобы был адекватный персонал, который взаимодействует с пациентом, и должна быть комфортная среда. И это можно достичь как в комбинации ОМС, ДМС, out of pocket, так и в комбинации ОМС, ДМС и каких-то еще трех-четырех источников. Надо считать. Для этого должна быть финансовая модель.


Д.Ш.: Да, понятно. Я так понимаю, Родион, модели «смарт-300», «смарт-500» тиражируемы? Можно «смарт-500» в Москве открыть и такую же «смарт-500» открыть в том же Нижневартовске?


Р.С.: Так точно. Если говорить об амбулаторной помощи, то, конечно, тиражируемо. Здесь мы понимаем, что есть ключевые специальности, которые закрывают 80% входящих диагнозов, особенно в клиниках у дома. Если говорить о клинико-диагностическом центре со стационаром, то здесь мы, конечно, прорабатываем, когда мы смотрим в медпрограмму, мы отвечаем себе на вопросы. Первый: а будет там профосмотр или нет? Нужна ли производственная линейка по профосмотрам? Там же мы создаем конвейеры. Дальше – да или нет? Если нет, то начинаем заниматься амбулаторным звеном и изучаем путь пациента, который пойдет по амбулаторному звену. И далее, конечно, связка со стационаром. Если мы говорим, что, например, открываем травматологический центр, то мы сильным делаем амбулаторное звено травматологического отделения. И там будет и малая операционная, и правильная манипуляционная. Может быть, рассмотрим в том числе и травмпункт. Если мы говорим о другой стационарной помощи, то тогда развиваем амбулаторное звено. Уверен, что рецепта успеха для одного домика, который можно тиражировать в каждом регионе, нет. Но около 5 тысяч квадратных метров, можно сделать 5–7 тысяч, в зависимости от стационарной помощи, можно сделать хорошее, эффективное ЛПУ с наполнением амбулаторного звена с хорошей диагностикой и операционными и круглосуточным стационаром.


Д.Ш.: Почему у нас в регионах не так много стационаров?


Р.С.: Санкт-Петербург.


Д.Ш.: Да. И, наверное, в Перми что-то будет, очевидно. У «Мать и дитя» они есть, но не видно, чтобы они как-то активно работали, а региональные игроки – это зачастую такой экономвариант. То есть это не очень большие истории, которые не покрывают, возможно, все те виды медпомощи, которые, например, есть в Москве. Какой путь предстоит пройти новым клиникам в регионе?


Р.С.: Я уверен, что в регионах отсутствие стационаров в настоящий момент – это переходный период. И в ближайшее время это изменится. Логика этого переходного периода проста. Стратегические инвесторы и крупные игроки пока находятся в определении и в разработке, входят в региональную стратегию развития. И чтобы решиться на стационар, нужно иметь очень большое амбулаторное звено, которое наполнит этот стационар. Если говорить о региональных игроках, то для них это большие инвестиции с невысокой рентабельностью. Понятно, что OIBDA margin стационара гораздо ниже, чем амбулаторного звена, и для них это рисково. Поэтому они туда не идут. Часто у нас здравоохранение находится на этапе стратегического роста и объединения крупных коллабораций, крупных игроков. Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы получим зрелые клиники, сети клиник и в регионах, когда будет разветвленная амбулаторная сеть, которая позволит загружать и диагностическое звено, и стационарные койки.


Д.Ш.: Да, будем надеяться на это. И что касается новых объектов, конечно, нельзя обойти стороной цену ошибки и вообще ошибки, которые возникают при строительстве новых клиник вне зависимости от их местоположения. Анна, расскажите, с вашим обширным опытом, что это за путь?


А.К.: Когда к нам обращаются с идеей сделать, построить с нуля новый медицинский центр, мы используем всегда одну и ту же методологию, которую используют все наши консультанты в мире. И мы всегда, как это ни странно, начинаем с вопроса: а что именно хочет создать инвестор? Какую ценность он хочет привнести в регион для пациента?


Д.Ш.: Если бы он еще знал ответ.


А.К.: Вот! Часто он этого не знает. И он не совсем понимает даже, чем он будет дифференцироваться. А мы эти вопросы задаем и вместе с ним формируем так называемое видение. После этого пытаемся вместе понять, какова же истинная цель этого бизнеса. И признаюсь, разброс целей очень-очень велик. Начиная оттого, что «я всегда мечтал иметь медицинский бизнес», заканчивая тем, что «мы хотим капитализироваться, выйти на IPO, вырасти в 10 раз» и так далее. То есть очень много разных целей. Но что важные эти два этапа, почему я на них сейчас акцентирую внимание? Потому что в дальнейшем, когда речь пойдет о планировании, о медицинской программе, даже об этапе дизайна и проектирования, инвестор будет в состоянии развилки, управленческое решение он должен принимать на основе того видения и той цели, которую он преследует. Живой пример. 20 кв. м помещение – что с ним делать? Если, допустим, инвестор строит пациентоцентричную систему с хорошим, качественным клиентским сервисом, то он эти 20 кв. м должен будет отдать на какую-то зону комфортного пребывания родственников, например, зону ожидания. Если же его цель – быстро вырасти и в дальнейшем бизнес продать, то он эти 20 кв. м должен будет обернуть в медицинскую услугу, сделать там кабинет…


Р.С.: Новая стоматологическая установка.


А.К.: Например, да. После этого мы, как консультанты, как правило, делаем исследование рынка, общаемся с российскими и международными экспертами и вместе с нашим инвестором формируем так называемые базовые предпосылки. По сути, это принципы и правила, по которым будет работать центр, такие исходные данные. И это некая точка невозврата. Мы это фиксируем. Дальше мы переходим к этапу формирования сервисной модели, по сути, перечня медуслуг, объема в привязке к помещениям, которые необходимы для их оказания, персонала, который также будет их оказывать. И приступаем к следующему фактору – финансовой модели. Мы ее рассчитываем исходя из сервисной модели. И если результирующие значения отличаются от ожидаемых инвестором, тогда мы возвращаемся на шаг назад и меняем какие-то параметры сервисной модели. От чего-то отказываемся или что-то меняем на услуги, может быть, более высокомаржинальные. И только когда с сервисной и финансовой моделью все окей, после этого мы приступаем к дизайну и проектированию.


Д.Ш.: Идеальный инвестор у вас вырисовывается.


А.К.: Они говорят: «У нас есть МТЗ (медико-техническое задание). Нарисуйте нам, пожалуйста, поэтажные планы». Вы знаете, мы с такими инвесторами тоже сталкиваемся, и даже сейчас, когда идет бум, мы все равно возвращаемся на эту стартовую точку. Что важно – мы пытаемся внедрить культуру правильных шагов, прохождения правильного пути. Люди это понимают, для них это становится очевидным, все логично вроде. И вот эта культура, на мой взгляд, она приживается.


Д.Ш.: Я надеюсь, даже наш подкаст сегодняшний поможет в этом.


А.К.: Дай Бог.


Р.С.: Я абсолютно уверен, что консалтинг и тот путь, о котором говорит Анна, – это путь к успеху. Потому что зачастую необходимо внутри себя определиться с техзаданием. А иногда отвечается уже после, когда уже ленточку перерезал: оказывается, построил не то, что хотел. И, конечно, нам, крупным игрокам, всегда кажется, что мы знаем лучше всех.


Д.Ш.: О да, вы все знаете сами.


Р.С.: И не нужно нам подсказывать. Но когда я общаюсь с коллегами из крупных компаний наших партнеров, которые оказывают эту услугу, часто меняю свое мнение, потому что есть определенные профессиональные шоры. И есть какие-то шаблоны, и кажется, что этот шаблон применим везде. Поэтому и для нас консалтинг очень важен, потому что снятие шор и управленческих каких-то шаблонов позволяет найти точки роста.


Д.Ш.: Что касается ошибок конкретно в вашей практике. Не говорите, где это было, но может быть, есть какой-то пул, ТОП5 ошибок, с которыми, к сожалению, пришлось столкнуться? И что вы делали с ними?


Р.С.: И тут началась нецензурная брань. Давайте разделим. Есть вопрос строительства, а есть вопрос, конечно, покупок и интеграции. Если вопрос строительства, то, конечно, тут две вещи. Первое – это именно то, что ты в конце строительства понимаешь, что нужно менять техническое задание. И это действительно так. Иногда ты приходишь в практически достроенную клинику, а путь пациента выглядит так: по одну руку – психолог, а по вторую – проктолог. Я спрашиваю: «Если один не справился, то туда надо заходить?» И такое бывает. Конечно, мы успеваем это поменять и выстроить все правильно, внутренний lean провести – коллеги нас обучили. Второе – это управление сроками. Зачастую, если мы говорим о небольших клиниках, то проджект-менеджмент там не является каким-то ноу-хау. Но если мы говорим о больших клиниках, идет совпадение проектирования медицинского, проектирования инженерных систем, строительно-монтажных работ, завоза оборудования, инсталляции оборудования… Сейчас на объекте у нас, с учетом субподрядчиков, порядка 600 человек. 600 человек нужно скоординировать. Это большая работа. Здесь профессиональный проджект-менеджмент должен быть. И здесь есть ряд ошибок. И мы их исправляем, конечно. Очень важно после ошибок извлечь уроки и дальше идти обновленными. А если говорить об интеграциях, то основная боль (и мы ее пережили и извлекли уроки) – мысль, что ты знаешь лучше. И что ты сейчас приедешь, научишь всех жить, и бизнес будет эффективно работать. Нет, надо очень трезво понимать, это успешный бизнес или неуспешный. Если неуспешный, конечно, это антикризис. Надо закатать рукава, идти в поля и пахать. Если это успешный бизнес, то нужны реформы, а не революция. Поэтому здесь применим плавный вход в процессы, культуру, знакомство. И в настоящий момент для нас понимание, как интегрироваться, совсем другое. Третий пункт – это, конечно, пуски. Мы для себя выработали желание и жажду выходить в break-even не позднее трех-четырех месяцев. Это круто!


Д.Ш.: Это очень амбициозно звучит.


Р.С.: Это круто, это вызов! У нас получается в Москве это делать. У нас в последней клинике как раз так выходит. Это микроменеджмент или игра по нотам. Команда пусковиков должна работать слаженно – прогнозировать количество уникальных пациентов, выставлять часы, чтобы отработать бережливое производство внутри. И тогда, конечно, в небольшой клинике получится три-четыре месяца, да и даже в большой… КДЦ на пятый месяц вышел в break-even. Вот три «боли». И, наверное, любой менеджер, который управляет клиниками, сталкивается с ними.


Д.Ш.: Ну что ж, коллеги, я надеюсь, что наш подкаст поможет в первую очередь региональным игрокам подготовиться к встрече, может быть, к первой, может быть, уже ко второй или к третьей со стратегическими инвесторами. И тем, кто не хочет пока продаваться, а хочет строиться, также подумать о том, какую цель они преследуют, расширяясь или выстраивая новый объект. Особенно те, кто собирается только-только заходить в эту сферу. Пожалуйста, обращайтесь к Анне Кудрявцевой в Philips и к нам, в Аналитический центр Vademeum, за уже готовыми исследованиями. И если что, можно к «Медси» подключиться как франчайзи.


Р.С.: Да, мы поделимся опытом.


А.К.: И за советом.


Д.Ш.: Да, спасибо большое за интересную беседу!

Пред.

Ученые нашли «золотую середину» в продолжительности сна у пожилых людей

След.

Электронные дубликаты медсправок станут доступны с июля 2022 года

СвязанныеСообщения

Суд будет рассматривать патентный спор «Герофарма» с Roche в закрытом режиме
Новости медицины и фармации

Суд будет рассматривать патентный спор «Герофарма» с Roche в закрытом режиме

14.05.2025
Госдума одобрила в первом чтении законопроект о квотах на платное обучение в вузах
Новости медицины и фармации

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о квотах на платное обучение в вузах

14.05.2025
Система прослеживаемости сырья проводит до 500 проверок по одной серии МНН
Новости медицины и фармации

Система прослеживаемости сырья проводит до 500 проверок по одной серии МНН

14.05.2025
След.
Электронные дубликаты медсправок станут доступны с июля 2022 года

Электронные дубликаты медсправок станут доступны с июля 2022 года

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Cardiology 2nd ed Crawford Cardiology 2nd ed Crawford 342 ₽
  • Netter Interactive Atlas of Human Anatomy 3 Netter Interactive Atlas of Human Anatomy 3 342 ₽
  • Med-Challenger for Emergency Physicians Med-Challenger for Emergency Physicians 205 ₽
  • Otolaringology Books 4 Otolaringology Books 4 684 ₽

Товары

  • Statistics &  Science work Books Statistics & Science work Books 342 ₽
  • Neurology Books 14 DVD Neurology Books 14 DVD 684 ₽
  • UCLA Neurosurgey UCLA Neurosurgey 1,027 ₽
  • Neonatology Books Neonatology Books 342 ₽
  • MRI of the Brain and Spine MRI of the Brain and Spine 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн Спутник V вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Суд будет рассматривать патентный спор «Герофарма» с Roche в закрытом режиме
  • Госдума одобрила в первом чтении законопроект о квотах на платное обучение в вузах
  • Система прослеживаемости сырья проводит до 500 проверок по одной серии МНН
  • Каждый четвертый россиянин страдает аллергией на домашних животных
  • Продажи «Биннофарм Групп» в I квартале 2025 года выросли на 14% в ритейле и на 25% в тендере
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version