«Ведомостям» стали известны предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые почти не оставляют легальных возможностей для продвижения рецептурных препаратов.
В начале октября взаимоотношениями врачей и фармацевтических компаний озаботился премьер-министр Владимир Путин: на совещании, посвященном развитию фармацевтической промышленности, он сообщил, что между частью врачебного сообщества и производителями лекарств, прежде всего иностранными, сложились «явно ненормальные отношения». Критику премьера вызвало то, что концерны спонсируют мероприятия для врачей «с выездом на теплые моря» и даже доплачивают врачам за назначение своих препаратов, что «совершенно недопустимо». Такого рода доходы должны быть запрещены законодательно, объявил на совещании глава правительства. Необходимые поправки в законы уже разработала ФАС, тут же сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, и в ближайшие три месяца они будут «проанализированы и внутри правительства, и профессиональным сообществом».
Подготовленный ФАС документ (его текст «Ведомости» получили из двух источников — в иностранной фармацевтической компании и в одной из профильных ассоциаций) предусматривает внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья и Кодекс об административных правонарушениях, также он содержит предложения в подготовленный Минздравсоцразвития законопроект «Об обращении лекарственных средств». Поправки, в частности, запрещают производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, организовывать любые развлекательные, образовательные или научные мероприятия для врачей, финансировать исследования, которые проводят медицинские работники, и программы послевузовского медицинского образования. Делать это можно будет только в том случае, если мероприятие совместно проводят компании-конкуренты.
Фармкомпании также не смогут дарить врачам деньги и подарки на сумму более 3000 руб., говорится в документе (соответствующая норма уже содержится в Гражданском кодексе) и письменно или устно заключать с медиками договоры о распространении препаратов. А медицинским представителям фармацевтических компаний ФАС планирует запретить посещать врачей в рабочее время на их рабочем месте.
За несоблюдение этих норм компании могут быть оштрафованы на сумму до 15% их выручки на местном рынке (штраф при этом не может быть менее 300 000 руб.), а топ-менеджерам грозит штраф в 30 000-50 000 руб. Ограничения касаются также деятельности «лидеров мнений»: если врач, которого орган государственной власти привлекает в качестве эксперта (например, для разработки стандартов лечения), получает деньги от фармкомпании, он обязан уведомить об этом чиновников.
Чиновник правительства подтвердил «Ведомостям», что такие положения действительно содержатся в подготовленном ФАС документе.
«Сейчас предложения ФАС отправлены для рассмотрения в министерства, аппарат правительства и участникам рынка», — рассказал руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Он пояснил «Ведомостям», что предложения службы основаны на результатах проверок работы российских офисов транснациональных фармкомпаний, но назвать их или хотя бы указать число проверок он категорически отказался, ссылаясь на распоряжение главы ФАС Игоря Артемьева.
«Проверки показали, что большое число медиков охвачено практиками, значительная часть которых на иностранных рынках считаются недобросовестными и незаконными, — возмущается чиновник. — Производители взаимодействуют как с врачами и руководителями клиник, так и с федеральными и региональными “лидерами мнений”. Для каждой категории специалистов “установлены” свои практики продвижения и свой объем денежных вознаграждений за продвижение лекарств той или иной компании». Ранее чиновник в одном из контролирующих фармацевтический рынок ведомств рассказывал «Ведомостям», что в сентябре — октябре ФАС проверяла деятельность практически всех крупных фармкомпаний, работающих в России.
Представители Минздравсоцразвития и Минпромторга не смогли прокомментировать предложения ФАС, поскольку текст поправок в законодательство в их министерства пока не поступил. Окончательную версию поправок до 1 февраля 2010 г. должно подготовить Минздравсоцразвития.
До 90% продаж рецептурных препаратов обеспечивают именно те каналы продвижения, которые ФАС предлагает теперь запретить или сильно ограничить. Кроме них остается только возможность рекламировать лекарства в специализированных изданиях. Например, инновационная фармацевтическая компания с большим портфелем препаратов для лечения самых тяжелых заболеваний в год проводит 5-7 крупных мероприятий. Намного чаще проводятся семинары, на которые приглашают врачей одной больницы или одного небольшого города. Но по замыслу ФАС такие мероприятия будут законны только при организационном участии компаний-конкурентов. «Чаще всего мы выступаем спонсорами врачебных конгрессов, — рассказывает топ-менеджер иностранной фармкомпании. — В числе других спонсоров зачастую оказываются и наши прямые конкуренты. Но вместе с конкурентами заниматься организацией и проведением мероприятия — такое едва ли возможно». К тому же, рассуждает он, непонятно, что делать производителям уникальных продуктов, у которых конкурентов нет.
«Непонятно, зачем запрещать спонсирование образовательных и научных конференций, — недоумевает топ-менеджер европейской инновационной фармкомпании. — Речь на них, как правило, идет о схемах применения препаратов, новых показаниях и побочных эффектах. Если говорить о дорогостоящих лекарствах против рака, это более чем актуально: государство подобные симпозиумы проводит крайне редко». Научные мероприятия проводят все крупнейшие концерны и врачи могут сами сравнить, что говорят о препаратах-конкурентах, заключает он.
Выносить общение врачей с медпредставителями за рамки служебного времени, возможно, не вполне верно, говорит представитель Pfizer в России Ирина Гущина. «Необходимо помнить, что медпредставители выполняют образовательную функцию, а расширение профессиональных знаний необходимо для работы врачей», — считает она.
Правда, сама американская компания Pfizer пользовалась этими каналами не совсем корректно, в результате ей придется выплатить штраф в $2,3 млрд за «мошеннический маркетинг»: среди допущенных Pfizer нарушений значится и навязывание своих лекарств через врачей, которые прописывали препараты компании своим клиентам, нередко без прямой необходимости.