Положения проекта федерального закона регламентируют отношения на всех стадиях размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов.
Принятие комплексного законопроекта ФАС России, направленного на формирование федеральной контрактной системы, позволит решить имеющиеся проблемы системы госзаказа, сохранив достигнутые положительные результаты.
Предусмотренный законопроектом подход к совершенствованию системы госзаказа является эволюционным и сохраняющим сформированное единое экономическое пространство на территории Российской Федерации, сообщает пресс-служба антимонопольного ведомства.
Кроме того, важным преимуществом этого подхода является сохранение судебной практики, сформированной за последние годы, а также отсутствие необходимости проводить переобучение более 1 млн. специалистов в сфере госзаказа.
Как сообщал «ФВ» ранее, Совет Федерации совместной с Госдумой и правительством создают рабочую группу по усовершенствованию законопроекта о федеральной контрактной системе. Это решение было принято 24 января на совещании в Совете Федерации, где обсуждалась работа над проектом федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Дискуссия выявила значительное количество различных замечаний и предложений по существующей редакции законопроекта. Как отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, сегодня «нет никакого противостояния, быть ФКС или нет». «Есть борьба позиций, взглядов, — пояснила она. — Но политическое решение уже принято, руководство страны поставило задачу подготовить и принять закон о ФКС — более совершенной системе осуществления всех государственных закупок». Поэтому главная задача – «работать над содержанием законопроекта о ФКС, снимать имеющиеся противоречия, делать его более совершенным», — считает спикер СФ. Она намерена привлечь к этой работе и российские регионы.
Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина считает, что разработанная Минэкономразвития редакция законопроекта нацелена на повышение эффективности бюджетных расходов и предусматривает объединение в единый механизм всего цикла госзакупок – от планирования и размещения заказа до контроля за исполнением контракта и оценки эффективности расходов. В этом документе регламентированы все стадии процесса государственных и муниципальных закупок. Представляя собравшимся концепцию и основные положения законопроекта, Э. Набиулина назвала его главным достоинством гибкость.
В. Матвиенко высказалась за поэтапное введение закона в действие — по мере готовности федерального, регионального и муниципального уровня управления. Некоторую обеспокоенность у спикера Совета Федерации вызвало отсутствие в тексте какого-либо упоминания о парламентском контроле за сферой госзакупок. «Потенциал представительных органов власти в этой сфере нужно активно использовать», — уверена она.
Претензии к законопроекту возникли и у других участников дискуссии. Так, министр финансов Антон Силуанов указал на «накладки с бюджетных законодательством» и предложил учесть предстоящие решения по разграничению полномочий между центром и регионами. «Закон должен четко регулировать на федеральном уровне, но оставить больше маневра для субъектов РФ, — представил министр свое видение структуры ФКС. – В нем должны быть прописаны лишь общие принципы, а не детальная регламентация процедуры». Руководитель ФАС Игорь Артемьев усомнился в том, что ФКС значительно лучше системы, предусмотренной законом о госзакупках.
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова считает, что в проекте закона о государственной контрактной системе должны преобладать нормы прямого действия.
«Сейчас идет обсуждение этого закона, и мы считаем, что в окончательной его редакции должно быть как можно меньше отсылочных норм и как можно больше норм прямого действия», — отметила Татьяна Голикова.
В разрабатываемом законе, по мнению министра, должны быть четко прописаны способы контроля над сферой госзакупок.
Валентина Матвиенко и Эльвира Набиуллина подтвердили, что закон будет принят до 1 июля.
Напомним, ФАС России и Минэкономразвития России спорят о реформе госзаказа в течение продолжительного времени. Теперь и у министерства, и у антимонопольной службы есть свои проекты закона о федеральной контрактной системе.