Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Новосибирской области обнаружило нарушение национального режима закупок в шести конкурсах на общую сумму 347 млн рублей при приобретении компьютерных томографов и ультразвуковых сканеров для переоснащения клиник по нацпроекту «Здравоохранение». Регулятор посчитал незаконным установление дополнительных характеристик к позициям каталога товаров, работ и услуг (КТРУ) при закупке медтехники, включенной в перечень «второй лишний».
В январе 2022 года УФАС рассмотрело шесть жалоб на закупку компьютерных томографов, ультразвуковых аппаратов для исследования сердца и сосудов на общую сумму 347 млн рублей. Ведомство обнаружило установление дополнительных характеристик медоборудования, относящегося к радиоэлектронной продукции, не предусмотренных позициями КТРУ, неверный код ОКПД2, а в трех случаях – неустановление в документации ограничений допуска радиоэлектронной продукции по правилу «второй лишний».
В частности, в тендерах на 6,5 млн рублей по закупке ультразвуковых аппаратов и компьютерных томографов на 59,2 млн рублей УФАС обнаружило дополнительные характеристики, установленные к позиции КТРУ.
Ведомство в своем решении отметило, что, несмотря на то что правила использования КТРУ, утвержденные постановлением Правительства РФ №145 от 8 февраля 2017 года, допускают право госзаказчика указать дополнительные характеристики к позиции КТРУ, эта норма не распространяется на закупки радиоэлектронной продукции по перечню «второй лишний», утвержденному постановлением №878.
В результате по итогам рассмотрения жалоб от компаний («Ренессанс-Мед» и ООО «Торговый дом «Гермес») госзаказчик ГКУ «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» Новосибирской области и Управление контрактной системы региона были признаны нарушившими ч. 6 ст. 23, ст. 33, ч. 3 ст. 14, п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе. Им было выдано предписание о внесении изменений в извещение, а дела переданы уполномоченному органу для решения вопроса о назначении административного наказания.
Правительство РФ ввело правило «второй лишний» в отношении 30 категорий и медизделий 31 августа 2021 года. Под него попали гамма-терапевтические аппараты, электрокардиографы, пульсоксиметры и спирометры, оториноскопы, электроэнцефалографы, тонометры внутриглазного давления, аппараты УЗИ, микроволновой и ультразвуковой терапии, МРТ, дефибрилляторы, медицинские холодильники и морозильники, облучатели – рециркуляторы воздуха, стерилизаторы, электрохирургические аппараты, дыхательное оборудование, инкубаторы для новорожденных, консоли подвода медицинских газов и другое оборудование.
Согласно поправкам, при госзакупках включенных в перечень изделий, в случае если на конкурс будет выходить хотя бы один поставщик со страной происхождения МИ из ЕАЭС, все остальные заявки с предложением импортного медоборудования будут отклоняться.
В декабре 2021 года стало известно, что медучреждения вынуждены откладывать конкурсные процедуры в отношении медоборудования, попавшего под правило «второй лишний», из-за отсутствия четкого механизма получения разрешения на закупку импортного оборудования, аналогов которого в России не производится.
В том же месяце Правительство РФ упростило российским производителям доступ к применению правила «второй лишний» при поставке медтехники на госзакупках по 44 наименованиям. До 31 декабря 2022 года в качестве подтверждения происхождения продукции, помимо сведений из реестра ГИСП Минпромторга или евразийского реестра промышленных товаров, будет засчитываться наличие сертификата СТ-1.
Одновременно были уточнены правила применения «второго лишнего» для госзаказчиков – из них исключен пункт о получении в Минпромторге РФ разрешения на закупку иностранной продукции, если профильная отечественная продукция отсутствует в реестре ГИСП или не отвечает заявленным характеристикам.