Фармацевтический рынок России пока еще нельзя назвать окончательно «оцивилизованным» с точки зрения защиты интеллектуальной собственности.
Помимо того, что на рынке обращается около 7% фальсифицированных ЛС, в последнее время отрасль наводнили так называемые «бренд-дубли», которые приносят немалый экономический ущерб компаниям производителям, а иногда и самим потребителям, так как зачастую эти препараты не несут в себе должный терапевтический эффект.
Так в 2004 году после успешного вывода на рынок препарата компании «Нижфарм» Витапрост, появился его дубль, производимый в том самом Нижнем Новгороде с созвучным названием «Биопрост». Препарат-дубль полностью копирует заявленное терапевтическое действие «Витапроста» и неэтично пользуется заслугой «Нижфарма» в рекламной кампании, продвижении препарата.
В начале 2006 года на российском фармрынке у ЛС «Финалгон», производимого компанией Бёренгер Ингейльхайм, появился препарат-дубль «Феналон», который является не только копией в заявленном терапевтическом действии, но и полностью аналогичен упаковке оригинального препарата. Удивительно, что на упаковке препарата-дубля стоит лэйбл государственного предприятия «ФГУПа Научного Центра по Антибиотикам».
«Остается вопросом, чем руководствуется государственное предприятие в принятии решения о выпуске идентичного по действию и визуализации бренда ведущей западной компании, – комментирует руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Вполне понятно, что скопировать бренд и стать рядом с ним на аптечной полке – дело не хитрое, однако, если мы говорим о цивилизованном рынке, о перспективах выхода в ВТО пространство, громогласно заявляем о борьбе с фальсификатами и защите авторских прав, такое положение дел играет не в пользу отечественной фарминдустрии» – продолжает аналитик.
По данным ЦМИ «Фармэксперт» объем продаж оригинального препарата «Финалгон» компании Бёренгер Ингельхайм составил – 5,5 млн долл США (в оптовых ценах) в 2005 году. Два препарата компании Бёренгер Ингельхайм «Финалгон» и «Финалгель» занимают лидирующие позиции с общим объемом продаж около 10 млн долл США (в оптовых ценах).