Авторы исследования опирались на данные ЕИС в сфере закупок и подсчитали, что в 2019 году за счет ОМС регионы закупили препараты всех форм применения на 80 млрд рублей, а в 2021 году уже на 132 млрд рублей.
Полученная сумма меньше, чем общие траты бюджета ФФОМС на химиотерапию: например, за 2019 год фонд отчитался об оплате лекарственной терапии ЗНО на 117,2 млрд рублей, в 2021 году – на 220,2 млрд рублей.
По данным НИИ, только 20% от объема ОМС-закупок, или 25,9 млрд рублей, в 2021 году пришлись на пероральные препараты, причем больше всего средств потратили в Приволжском ФО (6,7 млрд рублей, 26% от общих трат в округе).
Исследователи вывели расход бюджета для закупки таблетированных препаратов на одного пациента (таковым по методике анализа стал человек с впервые установленным диагнозом) как за счет ОМС, так и по льготному лекобеспечению (региональному и федеральному). Такая форма препаратов может применяться по ОМС только в дневном стационаре и с обязательной госпитализацией пациента, тогда как льготное лекобеспечение предполагает выдачу лекарств на дом.
В пяти округах в 2019-2021 годах стало заметно больше закупок по ОМС, но меньше за счет своего бюджета. Например, в Приволжском ФО сегмент ОМС вырос с 25,7 тысячи до 64 тысяч рублей на пациента, а льготные объемы снизились с 16,1 до 13,8 тысячи рублей, похожая ситуация и в Сибирском округе: с 47,2 до 81,7 тысячи рублей в ОМС и с 18,5 до 11,6 тысячи по «льготе».
Тем не менее, в целом по стране заметен рост расходов на таблетированную терапию: с 78,9 тысячи до 111,4 тысячи рублей на одного онкопациента с 2019-го по 2021 год.
Большую разницу в относительных затратах субъектов на закупку онкопрепаратов специалисты института объясняют особенностями методики распределения субвенций ОМС: их размер зависит от количества застрахованных, а не от заболеваемости в регионе. Также сделан вывод о все более частой выдаче таблетированных препаратов в дневном стационаре, что может вызвать неудобства для пациентов из-за необходимости каждый раз посещать больницу.
Выводы института коррелируют с данными Vademecum, согласно которым в 2021 году объем затрат системы ОМС на лекарственную онкотерапию – как в дневном, так и в круглосуточном стационаре – в большинстве случаев действительно кратно превзошел финансовое участие регионов. В среднем только 11,4% от суммарного объема средств, потраченных в 2021 году на оплату химиотерапии, пришлось на долю региональных бюджетов.
В расчете на одного жителя меньше всего своих средств потратили Нижегородская (3 рубля на жителя), Ростовская (18 рублей) области и Республика Татарстан (27 рублей).
Такая ситуация вызывает дискуссии: федеральные распорядители бюджета считают, что некоторые субъекты берут на себя слишком мало финансовых обязательств, тогда как на местах заявляют (все чаще – в открытую) о дефиците бюджета на здравоохранение и просят увеличить федеральные субвенции по ОМС. Сохранить субъектам относительную финансовую стабильность помогает федпроект «Борьба с онкозаболеваниями», по которому в 2019-2024 годах из федбюджета на оплату счетов ОМС уходило и будет уходить 90-140 млрд рублей ежегодно.
Также часто спор заходит об экономической целесообразности и клинической безопасности выдачи таблетированных препаратов амбулаторно. ЦНИИОИЗ в 2022 году, например, заявил, что вывод таблетированных препаратов и лекарств с подкожной формой введения из дневного стационара позволил бы сэкономить свыше 13,5 млрд рублей средств бюджета ОМС. В институте предложили перевести часть тарифов в амбулаторный режим либо сформировать тарифы, покрывающие в определенных случаях только расходы на закупку лекарства.
Авторы исследования опирались на данные ЕИС в сфере закупок и подсчитали, что в 2019 году за счет ОМС регионы закупили препараты всех форм применения на 80 млрд рублей, а в 2021 году уже на 132 млрд рублей.
Полученная сумма меньше, чем общие траты бюджета ФФОМС на химиотерапию: например, за 2019 год фонд отчитался об оплате лекарственной терапии ЗНО на 117,2 млрд рублей, в 2021 году – на 220,2 млрд рублей.
По данным НИИ, только 20% от объема ОМС-закупок, или 25,9 млрд рублей, в 2021 году пришлись на пероральные препараты, причем больше всего средств потратили в Приволжском ФО (6,7 млрд рублей, 26% от общих трат в округе).
Исследователи вывели расход бюджета для закупки таблетированных препаратов на одного пациента (таковым по методике анализа стал человек с впервые установленным диагнозом) как за счет ОМС, так и по льготному лекобеспечению (региональному и федеральному). Такая форма препаратов может применяться по ОМС только в дневном стационаре и с обязательной госпитализацией пациента, тогда как льготное лекобеспечение предполагает выдачу лекарств на дом.
В пяти округах в 2019-2021 годах стало заметно больше закупок по ОМС, но меньше за счет своего бюджета. Например, в Приволжском ФО сегмент ОМС вырос с 25,7 тысячи до 64 тысяч рублей на пациента, а льготные объемы снизились с 16,1 до 13,8 тысячи рублей, похожая ситуация и в Сибирском округе: с 47,2 до 81,7 тысячи рублей в ОМС и с 18,5 до 11,6 тысячи по «льготе».
Тем не менее, в целом по стране заметен рост расходов на таблетированную терапию: с 78,9 тысячи до 111,4 тысячи рублей на одного онкопациента с 2019-го по 2021 год.
Большую разницу в относительных затратах субъектов на закупку онкопрепаратов специалисты института объясняют особенностями методики распределения субвенций ОМС: их размер зависит от количества застрахованных, а не от заболеваемости в регионе. Также сделан вывод о все более частой выдаче таблетированных препаратов в дневном стационаре, что может вызвать неудобства для пациентов из-за необходимости каждый раз посещать больницу.
Выводы института коррелируют с данными Vademecum, согласно которым в 2021 году объем затрат системы ОМС на лекарственную онкотерапию – как в дневном, так и в круглосуточном стационаре – в большинстве случаев действительно кратно превзошел финансовое участие регионов. В среднем только 11,4% от суммарного объема средств, потраченных в 2021 году на оплату химиотерапии, пришлось на долю региональных бюджетов.
В расчете на одного жителя меньше всего своих средств потратили Нижегородская (3 рубля на жителя), Ростовская (18 рублей) области и Республика Татарстан (27 рублей).
Такая ситуация вызывает дискуссии: федеральные распорядители бюджета считают, что некоторые субъекты берут на себя слишком мало финансовых обязательств, тогда как на местах заявляют (все чаще – в открытую) о дефиците бюджета на здравоохранение и просят увеличить федеральные субвенции по ОМС. Сохранить субъектам относительную финансовую стабильность помогает федпроект «Борьба с онкозаболеваниями», по которому в 2019-2024 годах из федбюджета на оплату счетов ОМС уходило и будет уходить 90-140 млрд рублей ежегодно.
Также часто спор заходит об экономической целесообразности и клинической безопасности выдачи таблетированных препаратов амбулаторно. ЦНИИОИЗ в 2022 году, например, заявил, что вывод таблетированных препаратов и лекарств с подкожной формой введения из дневного стационара позволил бы сэкономить свыше 13,5 млрд рублей средств бюджета ОМС. В институте предложили перевести часть тарифов в амбулаторный режим либо сформировать тарифы, покрывающие в определенных случаях только расходы на закупку лекарства.