Европейский медицинский центр (European Medical Center, EMC) уточнил свои требования к Департаменту городского имущества Москвы. Иск о признании недействительной концессии на реконструкцию 63-й ГКБ пополнился требованием взыскать 1 млрд рублей, которые EMC заплатил за право стать концессионером.
О том, что EMC намерен признать недействительным концессионное соглашение на реконструкцию и эксплуатацию городской клинической больницы №63, Vademecum писал в январе 2016 года. Тогда в EMC не говорили о конечной цели обращения в суд – планируется ли в случае признания договора недействительным вернуть уплаченный за право концессии 1 млрд рублей или перезаключить соглашение на новых условиях.
На заседании в понедельник, 16 мая истец определился со своими намерениями: если сделка будет признана ничтожной, по решению суда последует двусторонняя реституция – EMC вернет недвижимый комплекс 63-й ГКБ Департаменту городского имущества Москвы и получит обратно 1 млрд рублей.
Представитель EMC в суде рассказал, что истец начал сомневаться в законности сделки в 2014 году, когда ознакомился с предписанием Счетной палаты РФ. Аудиторы сочли, что переданная в концессию ГКБ №63 не находилась в аварийном состоянии и не требовала реконструкции, а соглашение составлено с нарушениями, так как в документ включен пункт о праве концессионера на снос зданий и возведение новых объектов, то есть предмет концессионного соглашения не соответствует конкурсной документации.
В EMC были обеспокоены замечанием СП РФ. «Исполнение концессионного соглашения предполагает значительные инвестиции. Инвестировать, когда наметился такой фактор риска, мы посчитали чересчур опасным. Истец не подписал бы соглашение, если бы не было возможности сносить объекты, так как ему экономически выгоднее построить новое здание, а не проводить реконструкцию», – пояснил представитель центра в зале суда. Несмотря на то, что реконструкция больницы является только правом, а не обязанностью концессионера, риск все равно весьма высок, считают в ЕМС.
Юристы медицинской компании провели мониторинг судебной практики и обнаружили, что в ряде случаев расхождение между договором и конкурсной документацией послужило поводом для расторжения договора, и отправились в арбитраж. В качестве дополнительного аргумента в EMC приводят тот факт, что департамент сам же признал ничтожным дополнительное соглашение к концессии, которое описывало сроки и параметры строительства, поскольку оно изменяет предмет концессии.
Представители Департамента имущества города Москвы не согласны с аргументами истца: «В 115-ФЗ («О концессионных соглашениях») указано, что условия соглашения не могут быть изменены, если они являются критериями конкурса. В четвертом разделе конкурсной документации определены следующие критерии – размер концессионной платы и объем оказания медуслуг. И они не менялись, поэтому доводы истца являются не состоятельными». Судья АС Москвы Дмитрий Рыбин также усомнился в существенности условий концессионного соглашения, к которым апеллирует EMC, но уточнения к иску все же принял. Следующее заседание намечено на 29 июня 2016 года.
О том, что EMC не планирует реконструировать объект, совладелец EMC Игорь Шилов говорил Vademecum сразу после подписания соглашения в 2013 году. Объектом концессии стала городская клиническая больница №63 – два медицинских корпуса, лаборатория и хозяйственные постройки на ул. Дурова, неподалеку от большого медцентра EMC, расположенного на улице Щепкина. Видимо, именно географическая близость и привлекла инвестора, отмечали тогда эксперты. Соглашение было подписано сроком на 49 лет, потом концессионер обязался вернуть больницу в собственность города.
Европейский медицинский центр (EMC) – московская многопрофильная клиника, один из крупнейших игроков российского рынка коммерческой медицины. Основан в 1989 году, коечный фонд – более 150 коек. Учредитель – «Оверсиз медикал сентерс лимитед». В 2014 году, по данным СПАРК-Интерфакс, выручка клиники составила 5,8 млрд рублей, убыток – 1,176 млрд рублей.