Главной частью исследования стал опрос населения, позволивший выявить уровень медицинской грамотности – в среднем по стране показатель составил 67,2 балла из 100 возможных, 20,4% россиян имеют наиболее высокий уровень осведомленности. В опросе приняли участие 2,6 тысячи респондентов старше 18 лет из всех федеральных округов, их средний возраст составил 42 года.
Участников опроса просили оценить состояние своего здоровья, рассказать о вредных привычках, затем шли блоки вопросов, посвященные грамотности в вопросах профилактики болезней, их лечения и укрепления здоровья. Кроме прочего, оценивалась «навигационная грамотность», то есть способность находить и использовать информацию для ориентации в системе здравоохранения – у 49,7% опрошенных она оказалась на низком уровне.
Также было выявлено, что малый процент населения разбирается в том, как именно лечить болезни. Это исследователи посчитали позитивной тенденцией.
По результатам опроса созданы рекомендации для врачей и медорганизаций для улучшения показателя медицинской грамотности. Авторы рекомендаций настаивают, что врач должен соблюсти баланс в информировании населения так, чтобы пациенты меньше занимались самолечением, но больше – профилактикой заболеваний.
Так как медики, указано в документе, – основной источник информации о здоровье, рекомендовано усиливать у них «навыки понятного изложения информации». Врачам, гласят рекомендации, не стоит ставить пациента ниже себя, следует избегать «менторского тона», говорить на понятном для граждан языке, использовать конкретные примеры и сравнения, «короткие, запоминающиеся предложения».
Следует обучать навыкам взаимодействия не только медицинский персонал, но и всех сотрудников организации: от руководителей до уборщиков служебных помещений, подчеркивают авторы рекомендаций.
Минздрав и его подведомственные учреждения периодически выпускают правила общения медперсонала с пациентами, речевые модули. В декабре 2022 года ЦНИИОИЗ опубликовал
методические рекомендации по записи на прием к врачу, где в том числе был составлен список фраз-провокаторов, которые следует избегать операторам колл-центров.
В мае министерство выпустило речевые модули, которые должны использовать акушеры-гинекологи при беседе с решившейся на аборт женщиной.
Главной частью исследования стал опрос населения, позволивший выявить уровень медицинской грамотности – в среднем по стране показатель составил 67,2 балла из 100 возможных, 20,4% россиян имеют наиболее высокий уровень осведомленности. В опросе приняли участие 2,6 тысячи респондентов старше 18 лет из всех федеральных округов, их средний возраст составил 42 года.
Участников опроса просили оценить состояние своего здоровья, рассказать о вредных привычках, затем шли блоки вопросов, посвященные грамотности в вопросах профилактики болезней, их лечения и укрепления здоровья. Кроме прочего, оценивалась «навигационная грамотность», то есть способность находить и использовать информацию для ориентации в системе здравоохранения – у 49,7% опрошенных она оказалась на низком уровне.
Также было выявлено, что малый процент населения разбирается в том, как именно лечить болезни. Это исследователи посчитали позитивной тенденцией.
По результатам опроса созданы рекомендации для врачей и медорганизаций для улучшения показателя медицинской грамотности. Авторы рекомендаций настаивают, что врач должен соблюсти баланс в информировании населения так, чтобы пациенты меньше занимались самолечением, но больше – профилактикой заболеваний.
Так как медики, указано в документе, – основной источник информации о здоровье, рекомендовано усиливать у них «навыки понятного изложения информации». Врачам, гласят рекомендации, не стоит ставить пациента ниже себя, следует избегать «менторского тона», говорить на понятном для граждан языке, использовать конкретные примеры и сравнения, «короткие, запоминающиеся предложения».
Следует обучать навыкам взаимодействия не только медицинский персонал, но и всех сотрудников организации: от руководителей до уборщиков служебных помещений, подчеркивают авторы рекомендаций.
Минздрав и его подведомственные учреждения периодически выпускают правила общения медперсонала с пациентами, речевые модули. В декабре 2022 года ЦНИИОИЗ опубликовал
методические рекомендации по записи на прием к врачу, где в том числе был составлен список фраз-провокаторов, которые следует избегать операторам колл-центров.
В мае министерство выпустило речевые модули, которые должны использовать акушеры-гинекологи при беседе с решившейся на аборт женщиной.