Как сообщал «ФВ», с декабря 2018 г. в России вступит в силу ГОСТ Р 58223 ― 2018 «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции», утвержденный приказом Росстандарта от 13 сентября 2018 г. № 597-ст. Юридическую оценку нового стандарта представил партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев.
Подробнее: https://pharmvestnik.ru/content/news/Ekspert-novyi-GOST-po-antimonopolnomu-regulirovaniu-v-sfere-intellektualnoi-sobstvennosti-vyzyvaet-nedoumenie.html» data-thanx=»true»>
По его словам, принятый ГОСТ «вызывает некоторое недоумение» — в первую очередь, предложенной формой регулирования (через национальный стандарт). «Неочевидным остается ответ на вопрос, действительно ли антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции являются предметом технического регулирования, — подчеркнул юрист. — Ведь ГОСТ принят органом технического регулирования во исполнение закона «О стандартизации в Российской Федерации» 162-ФЗ».
«По смыслу закона, стандарт можно принять в отношении объекта стандартизации — например, продукции или услуги, отметил собеседник «ФВ».- И в «паспорте» ГОСТа указано, что он установлен именно для услуги. — Но, опять же, возникает вопрос, о какой услуге идет речь? Об антимонопольном регулировании, как государственной услуге? Вряд ли. Тут, скорее, налицо попытка представить в виде услуги использование правообладателем своих исключительных прав. Но в общей юридической методологии пользование исключительным (абсолютным) правом никогда нельзя смешивать с услугой, которая, в свою очередь, является одним из видов обязательств (то есть, не имеет абсолютного характера)».
Очевидно ФАС через принятый ГОСТ пытается получить инструмент воздействия на правообладателей в условиях сохранения иммунитетов для них в принимаемом «пятом» антимонопольном пакете, считает Сергей Патракеев. Подкреплением этой мысли, по его мнению, могут служить некоторые комментарии ФАС по поводу ГОСТа: в настоящий момент он является добровольным для применения, но при этом «антимонопольный регулятор вправе рекомендовать хозяйствующим субъектам при формировании торговой политики и программ антимонопольного комплаенса руководствоваться данным актом»; «Применение данного акта может стать обязательным в результате использования ФАС России правила нормативной ссылки, закрепленного в ст. 27 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Например, путем издания нормативного правового акта (приказа), в котором содержится ссылка на необходимость руководствоваться соответствующими положениями ГОСТ».
Особняком, конечно же, стоит вопрос применения ГОСТа: в настоящий момент соответствие любому ГОСТу подтверждается сертификацией, добавил эксперт. Интересный вопрос, кто и как будет сертифицировать соответствие ГОСТу Р 58223 ― 2018 «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции».
Как сообщал «ФВ», с декабря 2018 г. в России вступит в силу ГОСТ Р 58223 ― 2018 «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции», утвержденный приказом Росстандарта от 13 сентября 2018 г. № 597-ст. Юридическую оценку нового стандарта представил партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев.
Подробнее: https://pharmvestnik.ru/content/news/Ekspert-novyi-GOST-po-antimonopolnomu-regulirovaniu-v-sfere-intellektualnoi-sobstvennosti-vyzyvaet-nedoumenie.html» data-thanx=»true»>
По его словам, принятый ГОСТ «вызывает некоторое недоумение» — в первую очередь, предложенной формой регулирования (через национальный стандарт). «Неочевидным остается ответ на вопрос, действительно ли антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции являются предметом технического регулирования, — подчеркнул юрист. — Ведь ГОСТ принят органом технического регулирования во исполнение закона «О стандартизации в Российской Федерации» 162-ФЗ».
«По смыслу закона, стандарт можно принять в отношении объекта стандартизации — например, продукции или услуги, отметил собеседник «ФВ».- И в «паспорте» ГОСТа указано, что он установлен именно для услуги. — Но, опять же, возникает вопрос, о какой услуге идет речь? Об антимонопольном регулировании, как государственной услуге? Вряд ли. Тут, скорее, налицо попытка представить в виде услуги использование правообладателем своих исключительных прав. Но в общей юридической методологии пользование исключительным (абсолютным) правом никогда нельзя смешивать с услугой, которая, в свою очередь, является одним из видов обязательств (то есть, не имеет абсолютного характера)».
Очевидно ФАС через принятый ГОСТ пытается получить инструмент воздействия на правообладателей в условиях сохранения иммунитетов для них в принимаемом «пятом» антимонопольном пакете, считает Сергей Патракеев. Подкреплением этой мысли, по его мнению, могут служить некоторые комментарии ФАС по поводу ГОСТа: в настоящий момент он является добровольным для применения, но при этом «антимонопольный регулятор вправе рекомендовать хозяйствующим субъектам при формировании торговой политики и программ антимонопольного комплаенса руководствоваться данным актом»; «Применение данного акта может стать обязательным в результате использования ФАС России правила нормативной ссылки, закрепленного в ст. 27 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Например, путем издания нормативного правового акта (приказа), в котором содержится ссылка на необходимость руководствоваться соответствующими положениями ГОСТ».
Особняком, конечно же, стоит вопрос применения ГОСТа: в настоящий момент соответствие любому ГОСТу подтверждается сертификацией, добавил эксперт. Интересный вопрос, кто и как будет сертифицировать соответствие ГОСТу Р 58223 ― 2018 «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции».