Дафна Бавелье (Daphne Bavelier), биолог со специализацией в изучении мозга и когнитивных наук из Рочестерского университета (США), выступила на ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science) с любопытным сообщением о влиянии видеоигр на зрительную систему человека. Вот его краткое изложение.
Любая деятельность вызывает те или иные реакции в организме человека, и видеоигры тут не исключение. Исследование г-жи Бавелье, длившееся более десяти лет, утверждает, что игры способны оздоровить зрительную систему путём улучшения функций мозга в тех его регионах, которые обрабатывают соответствующую информацию.
Общая схема предпринимавшихся экспериментов довольно проста: набирались начинающие игроки, которых просили играть в экшены (обычно шутеры от первого лица), стратегии и игры на развитие памяти. «Сеансы» длились час в день, пять дней в неделю. Исследователь подчёркивает, что в малых «дозах» игры работают лучше, чем если бы испытуемые по пять часов сидели у мониторов. В конце каждого «тренировочного периода» подопытные проходили проверку на остроту зрения.
И вот что выяснилось. Игры, требующие быстрой реакции, со сложными сценами и большим количеством мелких деталей, дали заранее предсказанный положительный эффект: пользователи лучше «выбирали нужные детали в суматошных сценах, а также быстрее находили объекты на слабо контрастных изображениях». Впрочем, эти визуальные особенности часто корректируются с помощью очков, поэтому замеченные улучшения позволяют предположить, что игры могут иметь предупреждающее медицинское воздействие на зрение.
Ещё один любопытный эффект обнаружился в возможности делать «быстрые грубые оценки на основе визуальных данных». В качестве иллюстрации был приведён пример с игроками, которым показывали картинки с жёлтыми и синими точками; цель испытания — определить цвет, представленный в большем количестве. Поначалу все участники справлялись примерно одинаково, но когда разница в количестве цветных точек устремлялась к единице, задача усложнилась настолько, что с ней стали справляться лишь те, кто играл в шутеры. То есть таким игрокам было легче производить точные оценки.
Что ещё? У одних испытуемых обнаружился рост среднего балла в тестах по математике — примерно на 30%; у других улучшилось трёхмерное восприятие. Игрокам, тратившим время на экшены, было легче выполнять умственные вращения сложных геометрических фигур, и этот прогресс сохранялся в течение пяти месяцев после прекращения всяких видеоигровых практик.
Ну а лучшие результаты обнаружились в оценках зрительного внимания, которое «значительно возросло». Некоторые данные, впрочем, ещё только предстоит интерпретировать: одни и те же проекты оказывали разное воздействие на пользователей. Так, не все игры ожидаемо влияли на зрительную систему. Кроме того, по словам исследовательницы, эффект проявлялся сильнее, когда игроки не просто улучшали показатели, не зная о цели эксперимента, а надеялись на улучшение своих результатов с помощью игр.
Что дальше? Дафна Бавелье хотела бы адаптировать результаты для практических целей. По её словам, игры могут помочь в борьбе с амблиопией (эффектом «ленивого глаза»), который возникает, когда мозг не выделяет равные ресурсы для обоих глаз. Если же показывать каждому глазу свою картинку, можно заставить мозг «выровнять их работу». В предварительном исследовании на эту тему неплохие результаты показала специально модифицированная версия Unreal Tournament 2004. Г-жа Бавелье уже приступила к доклиническим тестам, а также подала документы на соответствующий патент.
Но во всём этом есть одна трудность: исследовательница пожаловалась, что менять под свои цели игровые движки порой очень сложно, а то и нельзя — из-за лицензионных соглашений. Но выход, кажется, уже нашёлся: Национальный научный фонд (National Science Foundation) готов профинансировать игровую студию E Line Media, которая создаст специальный игровой движок для научных целей.
Подготовлено по материалам Ars Technica.