Повышение цен — одни из немногих способов для аптечных сетей не стать банкротами. По данным Российской ассоциации аптечных сетей в России закрылось уже 20%, а к началу 2012 года рынок аптечной розницы сократится на 40%. Это явилось следствием того, что аптеки теперь вынуждены платить крупные страховые взносы (с 1 января 2011 года они составляют 34%, тогда как ранее они были равны 14%) и возросшие налоги.
С января 2011 года единый налог на временный доход могут использовать только компании, имеющие в штате до 100 человек, не более 150 кв.м. торговых площадей и менее 25% юридических лиц в учредителях.
По статистике компаний с такими параметрами не более 20% от всех организаций аптечного рынка. Аналитики Российской ассоциации аптечных сетей считают, что рост цен на лекарства в аптеках неизбежен при сложившихся обстоятельствах. Сохранить стоимость препаратов для потребителя на нынешнем уровне будет возможно только вернув прежнюю ставку в 14%. По данным РААС, рентабельность аптечных компаний в среднем колеблется от 0,5 до 2%. Многие аптеки и вовсе оказались убыточными. Особенно сильно от увеличения налоговых и страховых выплат пострадали муниципальные и государственные аптеки, все они в 2011 году работают в минус.
Еще в марте Дмитрий Медведев поручил правительству принять меры до 1 июня по снижению ставок страховых взносов, вернув их с 1 января 2012 года к размерам, близким к прежним. Воплощение в жизнь данного распоряжения сможет сохранить цены на лекарства, что является значимым вопросом для конечных потребителей. Но спасти владельцев аптечных сетей от разорения может не только снижение ставок по налогам, но и дорогие лекарства нового поколения.
Врач, эксперт в области бизнес-процессов фармацевтического рынка, Петр Белый отметил: «Инновационные лекарства могут спасти аптеки. Сейчас на рынке сложилась такая ситуация, в которой старые и дешевые лекарственные средства никому не выгодны: ни заводам, ни аптекам, ни покупателям. Они не приносят нужной прибыли производителям и продавцам, и не всегда оказываются на 100% действенными. Болезни развиваются быстрее, чем новые лекарства. Инновационные же препараты – дорогие и эффективные — нужны как фармбизнесу, так и конечному покупателю. Новые лекарства не будут дешевыми, потому что их разработка – долгий, сложный, высокотехнологичный и дорогостоящий процесс. Кроме этого стоимость инновационного лекарства должна включать в себя и расходы на качественные маркетинг. Но благодаря деньгам, заложенным в цену новых препаратов, будет развиваться вся отрасль. Аптечным предприятиям выгоднее продавать дорогие лекарства, так как они приносят больше прибыли, при том, что наценка останется низменной для коммерческого сегмента и ограниченной для сегмента льготного лекарственного обеспечения. Аптеки будут продавать эффективные средства по относительно более высокой цене и стимулировать производства спросом, покупатель будет иметь возможность воспользоваться эффективным препаратом».