Минувший год с точки зрения количественных характеристик для российской фармацевтической розницы был очень удачным: суммарная выручка российских аптек по итогам 2024 г. составила 2,086 трлн руб., динамика в годовом исчислении достигла 15,2%, сообщает аналитическая компания RNC Pharma®. В основном прирост обеспечивался ростом спроса на лекарственный ассортимент: в 2024 г. аптеки реализовали готовых ЛП на общую сумму 1,644 трлн руб., что на 16% больше, чем в 2023 г.
Продажи парафармацевтики выросли на 12,2% (до 0,442 трлн руб.), но в отношении этой группы аптечных товаров последние два год назревает кризис, связанный с оттоком потребителей в e-com. Общая доля парафармацевтики в выручке аптек в 2024 г. составляла всего 21,2%, это на 2 процентных пункта (п.п.) ниже, чем в 2022 г. Учитывая роль парафармацевтики в структуре рентабельности аптечных учреждений, потери могут быть крайне чувствительны. Некоторые последствия уже ощущаются — в 2024 г. существенно замедлилась динамика открытия новых аптек и активизировались консолидационные процессы.
Онлайн-канал российской фармрозницы в 2024 г. демонстрировал динамику на уровне примерно вдвое выше средней по рынку, но конкурировать за парафармацевтику с крупными маркетплейсами становится труднее — сказываются особенности ценообразования и ассортиментной политики крупных маркетплейсов, а также фактическая невозможность реализовать на фармрынке полноценный уровень сервиса покупки с доставкой до потребителя.
Минувший год с точки зрения количественных характеристик для российской фармацевтической розницы был очень удачным: суммарная выручка российских аптек по итогам 2024 г. составила 2,086 трлн руб., динамика в годовом исчислении достигла 15,2%, сообщает аналитическая компания RNC Pharma®. В основном прирост обеспечивался ростом спроса на лекарственный ассортимент: в 2024 г. аптеки реализовали готовых ЛП на общую сумму 1,644 трлн руб., что на 16% больше, чем в 2023 г.
Продажи парафармацевтики выросли на 12,2% (до 0,442 трлн руб.), но в отношении этой группы аптечных товаров последние два год назревает кризис, связанный с оттоком потребителей в e-com. Общая доля парафармацевтики в выручке аптек в 2024 г. составляла всего 21,2%, это на 2 процентных пункта (п.п.) ниже, чем в 2022 г. Учитывая роль парафармацевтики в структуре рентабельности аптечных учреждений, потери могут быть крайне чувствительны. Некоторые последствия уже ощущаются — в 2024 г. существенно замедлилась динамика открытия новых аптек и активизировались консолидационные процессы.
Онлайн-канал российской фармрозницы в 2024 г. демонстрировал динамику на уровне примерно вдвое выше средней по рынку, но конкурировать за парафармацевтику с крупными маркетплейсами становится труднее — сказываются особенности ценообразования и ассортиментной политики крупных маркетплейсов, а также фактическая невозможность реализовать на фармрынке полноценный уровень сервиса покупки с доставкой до потребителя.