— Олег Стефанович, Вы являетесь специалистом по антиоксидантам. Почему Вы считаете эту тему интересной и важной?
— Моя история довольно типична. Я врач по образованию. Длительное время заведовал отделом фармакологии в Кардиологическом научном центре под руководством академика Евгения Ивановича Чазова. У нас проводились совместные исследования с американцами, японцами, австралийцами. Была хорошая возможность немало поездить по миру, пообщаться с коллегами из разных стран.В 1992 году меня пригласили в МГУ создавать факультет фундаментальной медицины. Часть моей лаборатории тоже перешла в университет. Еще в кардиоцентре мы активно занимались сердечно-сосудистыми препаратами. А как известно, в этой области большое внимание уделяется борьбе с оксидативным стрессом. То есть, с избытком активных форм кислорода, которые участвуют в патогенезе большинства сердечно-сосудистых заболеваний. Оксиданты играют огромную роль в развитии гипертонии, атеросклероза, а также ряда неврологических болезней — Альцгеймера, Паркинсона и других. Постоянно приходится искать новые способы, чтобы уменьшить оксидативный стресс. И эту проблему считают очень важной во всем мире.
В последние десять-двенадцать лет мы много занимались природными антиоксидантами. В частности, коэнзимом 10. Это природное соединение, которое есть в митохондриях каждой клетки нашего организма. Оно необходимо для генерации энергии. С другой стороны, когда в митохондрии происходят малейшие нарушения, именно из нее начинают вырабатываться основные потоки активных форм кислорода. Мы занимались изучением препаратов коэнзима 10. Основной их недостаток – это то, что они очень плохо всасываются. Молекула большая, органическая, ей трудно проникать в организм. В нашей лаборатории мы изучали фармакокинетику этих препаратов, анализировали их концентрацию в мозге, тканях, крови. Оказалось, что всасывается примерно 1 процент, в лучшем случае – 2,5.
— Когда вас заинтересовал молекулярный водород?
— В 2007 году, когда впервые появилась информация о том, что молекулярный водород тоже может быть антиоксидантом. У меня и моих коллег это, конечно, вызвало большой интерес. В отличие от коэнзима 10, водород – это самая маленькая молекула. Сразу же стало понятно, что она сможет легко проникать во все ткани и клетки.
После первой статьи японских ученых, которая была опубликована в журнале , пошла настоящая волна работ по эффектам молекулярного водорода. В 2013 году вышло больше 80 публикаций. Сейчас в среднем выпускают больше 100 работ в год. В прошлом году издательство Springer выпустило первую книгу, монографию, посвященную этой теме. Она называется «Молекулярный водород. Молекулярная биология и медицина» (Hydrogen Molecular Biology and Medicine). То есть, использование молекулярного водорода – научно-обоснованная проблема. Раньше этим занимались, в основном, японские ученые. Сейчас уже данная тема интересна всему миру. Есть очень любопытные данные и находки.
— В чем преимущество молекулярного водорода? Какие он дает эффекты?
— Оксидативный стресс – это не всегда плохо. Активные формы кислорода участвуют в естественных физиологических процессах. Например, они помогают бороться с инфекциями, усиливают иммунную защиту. При гриппе макрофаг выпускает активные формы кислорода именно для того, чтобы бороться с вирусом. Поэтому перед медициной стоит очень сложная задача. С одной стороны, необходимо убрать самые сильные и вредные оксиданты. С другой – оставить физиологически важные. И вот тут оказалось, что у молекулярного водорода есть очень большое преимущество, как антиоксидант он взаимодействует только с самыми сильными оксидантами. А те активные формы кислорода, которые послабее, продолжают выполнять свою физиологическую функцию.
Мы знаем, что самым активным природным оксидантом является гидроксильный радикал ·ОН. На втором месте – пероксинитрит ONOO¯. Остальные оксиданты значительно менее активны. Молекулярный водород взаимодействует, в первую очередь с этими двумя радикалами. Он помогает убрать их избыток, не трогая остальные.
Обратите внимание на такой момент. Молекулярный водород имеет формулу H2. При его взаимодействии с радикалом ОН получается молекула воды. И больше ничего. Воды у нас и так содержится 70-80 процентов во всех клетках. То есть, молекулярный водород не только захватывает и нейтрализует активные формы кислорода, но и в результате реакции образует абсолютно нейтральное, безвредное вещество.
Было проведено интересное исследование, которое показало, насколько высокой биодоступностью обладает молекулярный водород, растворенный в воде. Средство вводили двумя способами – внутривенно и внутрь, через желудок. Далее фиксировали, как нарастает концентрация водорода в тканях. Оказалось, что оба способа дают практически одинаковый результат. Молекулы очень легко проникают в организм: через мембраны, внутрь клетки и оказывают антиоксидантный эффект.



