«В советское время размер стипендии в ведущих вузах был сопоставим с минимальной зарплатой. На стипендию можно было без поддержки родителей жить и полноценно учиться. По имеющимся данным, с 1 сентября 2024 года в России минимальный размер государственной академической стипендии для студентов вузов составляет 2 067 рублей в месяц, для студентов среднего профессионального образования – 539 рублей, государственной социальной стипендии для социально незащищенных студентов в вузах – 3 104 рубля, а в ссузах 809 рублей. Наряду с государственными стипендиями устанавливаются в большем размере стипендии Президента РФ, Правительства РФ, именные стипендии, но их количество несоизмеримо мало. Столь незначительные суммы не отвечают тем целям, ради которых, в соответствии с федеральным законодательством, стипендия введена. На такую стипендию невозможно прожить», – отметили авторы законопроекта в пояснительной записке.
Похожий проект закона был разработан в марте 2024 года, но тогда парламентарии предлагали установить размер стипендий не ниже уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ). Во второй редакции документа депутаты выступили с аналогичной инициативой, но исключительно для повышенных государственных академических стипендий, в том числе ассистентам-стажерам.
Однако в начале года проект был отклонен, так как МРОТ входит в систему основных гарантий по оплате труда работников, а процесс получения образования не относится к трудовым отношениям. Такие меры поддержки, указывается в заключении, некорректно применять к институту стипендиального обеспечения. Кроме того, размер выплаты устанавливается за счет федерального бюджета. Если закон примут, то будет установлена фиксированная для всех субъектов сумма стипендии, «что приведет к нарушению принципа самостоятельности бюджетов».
«Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию считает актуальными и значимыми вопросы повышения уровня социальной поддержки граждан России, в частности студентов, но приходит к выводу, что проект федерального закона не может быть поддержан в представленной редакции», – отмечалось в заключении комитета.
Нововведение также не поддержали Правительство РФ, Счетная палата и Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
С рекомендацией о повышении стипендий до уровня прожиточного минимума в феврале 2024 года выступало и Минобрнауки России. Тогда ведомство предложило вузам, в том числе медицинским, пересмотреть стипендиальное обеспечение на 2024 год, уже установленное в 2023-м. Министерство указало, что сумма государственной академической и государственной социальной стипендий не может быть ниже, чем величина прожиточного минимума в 2022 году – 13 919 рублей, так как величина стоимости условной потребительской корзины на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года. Прожиточный минимум в каждом регионе рассчитывается индивидуально.
«В советское время размер стипендии в ведущих вузах был сопоставим с минимальной зарплатой. На стипендию можно было без поддержки родителей жить и полноценно учиться. По имеющимся данным, с 1 сентября 2024 года в России минимальный размер государственной академической стипендии для студентов вузов составляет 2 067 рублей в месяц, для студентов среднего профессионального образования – 539 рублей, государственной социальной стипендии для социально незащищенных студентов в вузах – 3 104 рубля, а в ссузах 809 рублей. Наряду с государственными стипендиями устанавливаются в большем размере стипендии Президента РФ, Правительства РФ, именные стипендии, но их количество несоизмеримо мало. Столь незначительные суммы не отвечают тем целям, ради которых, в соответствии с федеральным законодательством, стипендия введена. На такую стипендию невозможно прожить», – отметили авторы законопроекта в пояснительной записке.
Похожий проект закона был разработан в марте 2024 года, но тогда парламентарии предлагали установить размер стипендий не ниже уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ). Во второй редакции документа депутаты выступили с аналогичной инициативой, но исключительно для повышенных государственных академических стипендий, в том числе ассистентам-стажерам.
Однако в начале года проект был отклонен, так как МРОТ входит в систему основных гарантий по оплате труда работников, а процесс получения образования не относится к трудовым отношениям. Такие меры поддержки, указывается в заключении, некорректно применять к институту стипендиального обеспечения. Кроме того, размер выплаты устанавливается за счет федерального бюджета. Если закон примут, то будет установлена фиксированная для всех субъектов сумма стипендии, «что приведет к нарушению принципа самостоятельности бюджетов».
«Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию считает актуальными и значимыми вопросы повышения уровня социальной поддержки граждан России, в частности студентов, но приходит к выводу, что проект федерального закона не может быть поддержан в представленной редакции», – отмечалось в заключении комитета.
Нововведение также не поддержали Правительство РФ, Счетная палата и Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
С рекомендацией о повышении стипендий до уровня прожиточного минимума в феврале 2024 года выступало и Минобрнауки России. Тогда ведомство предложило вузам, в том числе медицинским, пересмотреть стипендиальное обеспечение на 2024 год, уже установленное в 2023-м. Министерство указало, что сумма государственной академической и государственной социальной стипендий не может быть ниже, чем величина прожиточного минимума в 2022 году – 13 919 рублей, так как величина стоимости условной потребительской корзины на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года. Прожиточный минимум в каждом регионе рассчитывается индивидуально.