Проект поправок в Госдуму внес депутат от «Единой России» Сергей Боярский в 2017 году, в конце 2018-го инициативу поддержали в первом чтении. Ко второму чтению появилось уточнение о том, что курилки должны быть оборудованы так, чтобы процесс не был виден извне.
Соответственно, места для курения появятся в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и в транзитных зонах. Курилки должны быть оборудованы системами вентиляции. Затраты на создание соответствующей инфраструктуры лягут на аэропорты.
Минздрав РФ не раз выступал против создания зон для курения в аэропортах. В начале 2019 года министр здравоохранения Вероника Скворцова обращалась к вице-спикеру Госдумы Сергею Неверову с просьбой отклонить тематический законопроект. По мнению Минздрава, принятие и исполнение подобного закона противоречит положениям ст. 55 Конституции РФ – принятие поправок нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия табака.
Кроме того, организация курилок в терминалах аэропортов повышает вероятность нарушения запрета курения в других помещениях в 4,8 раза, а создание каких-либо специальных условий для курильщиков исключает снижение потребления табака, отмечали в ведомстве.
Сторонники инициати, в свою очередь, настаивали, что административный запрет курения на территории аэропортов на практике не привел к желаемым результатам, потому что часть пассажиров так или иначе курит в «чистых» зонах и залах транзитных пассажиров. По данным ВЦИОМ, 37% респондентов лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в аэропортах.