АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) по поручению президента Владимира Путина подготовила «Концепцию совершенствования системы здравоохранения РФ». Многостраничный документ предлагает, среди прочего, ввести в стране клиринговую систему при межтерриториальных расчетах в ОМС, установить минимальный оклад врачей в размере четырех МРОТ, а также запустить программу льготного лекобеспечения пациентов из групп риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Идеи, осуществление которых АСИ оценивает минимум в 700 млрд рублей дополнительного финансирования каждый год, обсудят на грядущем заседании комиссии Госсовета по здравоохранению.
Стратегия поступила в адрес членов комиссии Госсовета для ознакомления, а также к участникам Нацмедпалаты. Последние до 19 сентября должны были подготовить замечания и предложения к документу.
О том, что доклад с такой концепцией действительно разработан и выслан в Госсовет, Vademecum подтвердили в пресс-службе АСИ.
Когда именно состоится заседание совета, на котором и должны обсудить предложения профсообщества, не уточняется. Последний раз комиссия собиралась в январе 2022 года.
Во введении к Концепции утверждается, что в России, особенно в связи с пандемией COVID-19, высокий уровень смертности, низкая продолжительности жизни среди мужчин, а также общее недофинансирование медицины, поэтому и разработан комплекс мер «с целью обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан и повышения эффективности реализации политики народосбережения». Документ подготовлен по поручению Владимира Путина № Пр-2491 от 16 декабря 2021 года.
Авторы стратегии уточняют: часть предложений уже одобрена Минздравом России и может быть внедрена в практику с большой долей вероятности в ближайшие годы. Среди них:
- исключение практики сокращения клиниками стимулирующих выплат, если медработник не отработал нормативное количество часов, отраженных в типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (для этого Минздраву нужно будет подготовить разъяснения и выслать их в регионы);
- снижение предельно допустимого уровня совместительства медработников до 0,25 ставки, но лишь после того, как кадровый дефицит в стране будет ликвидирован;
- возможность нанимать немедицинский персонал для помощи врачам в заполнении документации (данное решение потребует ежегодного дополнительного финансирования от 35 млрд рублей, уточняют в АСИ);
- необходимость разработать методрекомендации по управлению психоэмоциональным состоянием медиков;
- внедрение элементов профориентации в медицине во время обучения в школе;
- увеличение объемов изучения английского языка студентами медвузов и колледжей.
Ряд предложений, напротив, пока не обсуждались на общественных площадках и в правительстве, но, по мнению авторов Концепции, необходимо это сделать, как и следует проработать бюджет на их реализацию.
В межтерриториальных расчетах, считают в АСИ, было бы целесообразно поменять систему оплаты с текущей, когда фонды ОМС оплачивают выставленные друг другу счета клиник, на клиринговую, когда в зачет долга одного фонда шла бы задолженность другого. Это бы помогло избежать кассового разрыва бюджетов ТФОМС разных регионов, отмечают эксперты агентства.
Реализация идеи возможна через переформатирование 326-ФЗ «Об ОМС» и Правил ОМС и, по предположению агентства, не потребует допсредств бюджетов.
Одним из главных ограничений на активное включение частных медорганизаций в систему оказания медпомощи специалисты АСИ считают жесткую структуру допустимых трат по ОМС, что не позволяет компаниям компенсировать свои инвестиции страховыми средствами. Предлагается исключить для частных клиник, работающих в ОМС, требования соблюдать структуру тарифа. Идентичное предложение партии «Новые люди» сейчас рассматривается в Госдуме.
Кроме того, АСИ хочет рекомендовать комиссиям по разработке терпрограмм ОМС распределять объемы негосударственным клиникам, проводящим наиболее дорогостоящее лечение, «пакетами» с сопутствующими медицинскими услугами. К примеру, давать объемы не только на саму услугу ЭКО, но и на последующее ведение беременности.
Среди прочего авторы документа упомянули, что Минздрав готовит проект поправок, чтобы частные клиники могли распоряжаться средствами ОМС «только после завершения годового контракта». Что именно имеется в виду, в документе не поясняется.
По данным Счетной палаты РФ, 56 субъектов не участвуют в финансировании территориальных программ ОМС ввиду недостаточности средств в региональных бюджетах. Из-за низкого уровня финансовой вовлеченности субъектов России в судьбу региональных сетей клиник, указано в Концепции, необходима разработка перечня случаев, когда медорганизация, имеющая большую кредиторскую задолженность и низкий уровень доходов, по своему усмотрению может воспользоваться распределенными ей средствами ОМС.
Авторы Концепции предлагают изменить на федеральном уровне соотношение структурных элементов зарплаты медицинских сотрудников, с фиксированным окладом в 70% (размером не менее четырех МРОТ для врачей и 2,5 МРОТ для среднего медперсонала), компенсационных выплат – 10%, стимулирующих выплат – 20%. «Указанные размеры оклада соответствуют зарплатным ожиданиям медицинских работников и могут повысить их мотивацию», – объясняют в АСИ.
Такие изменения оцениваются в 353 млрд рублей допсредств ежегодно.
В АСИ считают, что данные программы нужно рассматривать не как стимул для переезда медика в сельскую местность, а скорее как механизм вахтовой работы там, где сотрудник необходим больше всего.
Предлагается вместе с подъемными для специалиста, выехавшего работать в населенные пункты с населением до 50 тысяч человек, выдавать жилищный сертификат на 30 кв. м на покупку жилья в любом регионе.
Кроме того, указано в Концепции, программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» необходимо расширить до работы в населенных пунктах численность от 50 до 100 тысяч человек.
Этот блок предложений потребует дополнительных 60 млрд рублей из госбюджета ежегодно.
Для снижения уровня смертности, связанного с сердечно-сосудистыми заболеваниями, предлагается расширить программу обеспечения препаратами для профилактики ССЗ на людей, входящих в группу риска развития таких болезней, а также разработать правила ведения регионального регистра таких пациентов. Новая программа, по оценкам АСИ, будет иметь ежегодный бюджет в 240-500 млрд рублей.
Прогнозируемый охват такой программы может составить от 11 млн до 21 млн человек, а стоимость набора лекарств на человека предварительно оценена в 12,5-20 тысяч рублей в год в розничных ценах. Подобная программа в случае ее разработки и принятия позволит снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 10-12%, а также непрямые медицинские затраты в среднем на 63-70 млрд рублей, считают в АСИ.