Фото: olesia_g/FOTODOM/Shutterstock
На маркетплейсах растет объем продаж несертифицированных товаров для индустрии красоты и здоровья. Сегодня онлайн-площадки предлагают незарегистрированные лекарственные средства, медицинские изделия и БАДы, которые потенциально несут угрозу здоровью. При этом сами участники онлайн-торговли порой и не подозревают о проблеме. На конгрессе «Право на здоровье» регуляторы, представители площадок и рынка обсудили, как бороться с растущей угрозой. Среди перспективных инициатив эксперты назвали создание реестра незарегистрированных продуктов, а также возможность премодерации, которая позволит исключать контрафактную продукцию на этапе подачи заявки.
«Мы занимаемся проблемой “серого” рынка косметологии уже не первый год и видим, что этот сегмент постоянно растет вместе со всем рынком эстетической медицины. Ежегодно мы выпускаем единственное в России соответствующее исследование. По нашим данным, если в 2022–2023 годах мы выявили в обращении семь незарегистрированных ботулотоксинов, то в 2024 году это число выросло до 13. Только 69% филлеров и 53% биоревитализантов, продающихся сегодня в России, официально зарегистрированы», — такие данные привела Ольга Гончарова, исполнительный директор «Право на здоровье».
Продавцы на маркетплейсах порой даже не понимают, что товары, которыми они торгуют, требуют специальной лицензии и могут нанести вред здоровью. В их числе — лекарственные средства (ботулотоксины и анестетики), медицинские изделия (биоревитализанты, филлеры, липолитики, стоматологические устройства и др.), БАДы. Это выяснилось в результате отправки предостережений индивидуальным предпринимателям, рассказал Алексей Другов, врио заместителя руководителя территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской области.
На данный момент маркетплейсы применяют ряд технических и организационных мер, чтобы предотвратить продажу контрафактной продукции и обеспечить контроль за легальностью продаваемых лекарств и медизделий.
«На Яндекс Маркете, чтобы продавать лекарства, нужно в первую очередь иметь розничную лицензию и разрешение на дистанционную торговлю лекарствами. Без этих документов доступ в категорию лекарственных средств закрыт. Однако есть предприниматели, которые заводят лекарственные препараты в другие категории», — пояснил Михаил Степаненко, директор категории «Аптека» Яндекс Маркета. По его словам, площадка отслеживает попытки незаконного ввоза лекарств и с помощью автоматических систем блокирует такие товары. Сейчас также обсуждается интеграция с Росздравнадзором для проверки документов, чтобы товар размещался только после подтверждения регистрации.
В рамках дискуссии также обсудили возможность создания реестра незарегистрированных медицинских изделий и лекарственных средств, который позволил бы маркетплейсам эффективно фильтровать запрещенную к продаже продукцию. Такой реестр мог бы включать фотоматериалы товаров, вызывающих сомнения, поскольку часто препараты регистрируются под непривычными или непонятными названиями, что затрудняет их идентификацию на платформах. По мнению участников, формирование и использование подобного списка значительно упростит контроль за оборотом незарегистрированных товаров и поможет минимизировать риски для здоровья потребителей.
Несмотря на усилия маркетплейсов и регуляторов, большой массив данных (миллионы карточек, тысячи продавцов) и постоянные попытки «переупаковать» товар со стороны недобросовестных продавцов оставляют лазейки для продажи контрафакта. «Цифровое удобство часто коррелирует со снижением безопасности», — заметила Екатерина Авдеева, президент Союза интернет-торговли. По ее словам, потребитель ищет, как купить быстро и дешево, а некоторые клиники закупают «анестетики без лидокаина» в надежде избежать аллергий — и лишь усугубляют риски. Поэтому покупатель также должен проявлять настороженность.
«Если вы видите предложение к продаже препарата, но на упаковке нет русскоязычных надписей, уже стоит насторожиться», — пояснил Алексей Другов.
По итогам дискуссии участники подчеркнули важность наличия квалифицированных специалистов с медицинским образованием в службах контроля качества маркетплейсов, а также отметили необходимость повышения информированности населения о рисках приобретения лекарств и медизделий через онлайн-платформы.
Фото: olesia_g/FOTODOM/Shutterstock
На маркетплейсах растет объем продаж несертифицированных товаров для индустрии красоты и здоровья. Сегодня онлайн-площадки предлагают незарегистрированные лекарственные средства, медицинские изделия и БАДы, которые потенциально несут угрозу здоровью. При этом сами участники онлайн-торговли порой и не подозревают о проблеме. На конгрессе «Право на здоровье» регуляторы, представители площадок и рынка обсудили, как бороться с растущей угрозой. Среди перспективных инициатив эксперты назвали создание реестра незарегистрированных продуктов, а также возможность премодерации, которая позволит исключать контрафактную продукцию на этапе подачи заявки.
«Мы занимаемся проблемой “серого” рынка косметологии уже не первый год и видим, что этот сегмент постоянно растет вместе со всем рынком эстетической медицины. Ежегодно мы выпускаем единственное в России соответствующее исследование. По нашим данным, если в 2022–2023 годах мы выявили в обращении семь незарегистрированных ботулотоксинов, то в 2024 году это число выросло до 13. Только 69% филлеров и 53% биоревитализантов, продающихся сегодня в России, официально зарегистрированы», — такие данные привела Ольга Гончарова, исполнительный директор «Право на здоровье».
Продавцы на маркетплейсах порой даже не понимают, что товары, которыми они торгуют, требуют специальной лицензии и могут нанести вред здоровью. В их числе — лекарственные средства (ботулотоксины и анестетики), медицинские изделия (биоревитализанты, филлеры, липолитики, стоматологические устройства и др.), БАДы. Это выяснилось в результате отправки предостережений индивидуальным предпринимателям, рассказал Алексей Другов, врио заместителя руководителя территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской области.
На данный момент маркетплейсы применяют ряд технических и организационных мер, чтобы предотвратить продажу контрафактной продукции и обеспечить контроль за легальностью продаваемых лекарств и медизделий.
«На Яндекс Маркете, чтобы продавать лекарства, нужно в первую очередь иметь розничную лицензию и разрешение на дистанционную торговлю лекарствами. Без этих документов доступ в категорию лекарственных средств закрыт. Однако есть предприниматели, которые заводят лекарственные препараты в другие категории», — пояснил Михаил Степаненко, директор категории «Аптека» Яндекс Маркета. По его словам, площадка отслеживает попытки незаконного ввоза лекарств и с помощью автоматических систем блокирует такие товары. Сейчас также обсуждается интеграция с Росздравнадзором для проверки документов, чтобы товар размещался только после подтверждения регистрации.
В рамках дискуссии также обсудили возможность создания реестра незарегистрированных медицинских изделий и лекарственных средств, который позволил бы маркетплейсам эффективно фильтровать запрещенную к продаже продукцию. Такой реестр мог бы включать фотоматериалы товаров, вызывающих сомнения, поскольку часто препараты регистрируются под непривычными или непонятными названиями, что затрудняет их идентификацию на платформах. По мнению участников, формирование и использование подобного списка значительно упростит контроль за оборотом незарегистрированных товаров и поможет минимизировать риски для здоровья потребителей.
Несмотря на усилия маркетплейсов и регуляторов, большой массив данных (миллионы карточек, тысячи продавцов) и постоянные попытки «переупаковать» товар со стороны недобросовестных продавцов оставляют лазейки для продажи контрафакта. «Цифровое удобство часто коррелирует со снижением безопасности», — заметила Екатерина Авдеева, президент Союза интернет-торговли. По ее словам, потребитель ищет, как купить быстро и дешево, а некоторые клиники закупают «анестетики без лидокаина» в надежде избежать аллергий — и лишь усугубляют риски. Поэтому покупатель также должен проявлять настороженность.
«Если вы видите предложение к продаже препарата, но на упаковке нет русскоязычных надписей, уже стоит насторожиться», — пояснил Алексей Другов.
По итогам дискуссии участники подчеркнули важность наличия квалифицированных специалистов с медицинским образованием в службах контроля качества маркетплейсов, а также отметили необходимость повышения информированности населения о рисках приобретения лекарств и медизделий через онлайн-платформы.