К счастью, времена меняются и меняется взгляд на эту проблему. Из-за чего увеличиваются аденоиды и почему не надо спешить их удалять, рассказала МедНовостям главный научный сотрудник отделения детской ЛОР патологии Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА, профессор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Галина Тарасова.
Галина Дмитриевна, еще тридцать лет назад аденоиды удаляли чуть ли не всем подряд, даже младенцам младше года. Сегодня что-то изменилось?
— Действительно, одна из моих преподавателей, которая учила меня оперировать аденоиды, рассказывала, что оперировала как-то даже семимесячного ребенка. Сейчас такого, слава богу, нет. И есть такое положение, что до пяти лет все-таки лучше глоточную миндалину не удалять. Дело в том, что раньше часто болеющим считали ребенока, у которого за год случалось 4-6 эпизодов ОРЗ. Была даже такая классификация Баранова-Альбицкого в зависимости от возраста. Сейчас аллергологи и иммунологи объясняют, что нормой, особенно для ребенка до пяти лет, может считаться до 12 эпизодов ОРЗ в год. Это его адаптация к внешнему миру, к встрече с новыми бактериальными агентами, с новой средой, таким образом происходит становление иммунной системы.
Но отношение к этому двоякое, и по-прежнему есть сторонники удаления аденоидов, которых немало. Хотя все-таки мировая тенденция такова, что лучше лечить их консервативно. В организме нет ничего лишнего, и глоточная миндалина – важный иммунный орган. Кроме того, как правило, увеличение глоточной миндалины происходит не само по себе, а за счет воспалительного процесса (аллергического или вызванного бактериальной инфекцией). Значит надо найти возбудителя, который поддерживает это воспаление и «убрать» его, как это делают в другом месте. То есть вылечить, а не просто отрезать воспаленный орган.
Тем более, если проблема заключается в аллергии.
— Конечно. Аденоиды могут развиться за счет аллергического процесса. В аллергическое воспаление вовлекается не только слизистая оболочка полости носа, лимфоидная ткань носоглотки, но и глоточная миндалина. Уберите это обострение аллергического процесса, и она тоже уменьшится. И, самое главное, не придется ее удалять, достаточно будет консервативного лечения.
Отолорингология – одновременно и хирургическая, и терапевтическая специальность. И по выбору методов лечения нас можно условно делить на «хирургов» и «консерваторов». Хирурги всегда настроены на удаление, но я в таком случае сравниваю воспаленную миндалину с миокардитом. Это ведь тоже воспалительный процесс, но там почему-то речь об удалении органа не идет.Но у нас врач, видя, что ребенок либо часто болеет, либо у него резко затруднено носовое дыхание, все-таки рекомендует аденомотомию. На какое-то время после операции, действительно, наступает облегчение, но очень быстро все возвращается на круги своя. Ведь причина болезни (искривление перегородки носа либо воспалительный процесс или др.) никуда не делась.
Несколько поколений родителей пугали тем, что, если вовремя не удалить у ребенка аденоиды, будет осложнение на уши, и он может потерять слух.
— Было такое. Да и сейчас хирургически настроенная часть ЛОР-врачей пугает родителей тем, что будут развиваться отиты, а за ними тугоухость и глухота. Напугать можно, это проще всего, а вот лечить у нас любят не все. Потому что это достаточно длительный процесс, ребенком нужно заниматься, а у врачей, особенно в поликлинике, времени на это нет – продолжительность приема пациента ограничена несколькими минутами.
Но это не значит, что консервативный подход к этому заболеванию невозможен. Конечно, это достаточно тяжело, но если правильно лечить воспалительный процесс в глоточной миндалине или уже при наличии аденоидов, то отит у ребенка не разовьется, и тугоухости не будет. И саму тугоухость тоже сейчас лечят достаточно эффективно: есть специальные приспособления, для того чтобы восстановить проходимость слуховой трубы, есть ингаляционные кортикостероиды, которые снимают воспалительные процессы в глоточной миндалине, и тем самым уменьшается размер аденоидов и ликвидируется воспалительный процесс.
А бывают ситуации, когда без операции все-таки не обойтись?
— В редких случаях, которые, к тому же, связаны с тем, что родители долгое время вообще не обращались ни к каким врачам, ребенок совершенно не может дышать носом. И тогда нужна экстренная помощь. Есть еще такая проблема, когда глоточная миндалина очень велика по размерам, и возникает ситуация ночного апноэ, то есть остановки дыхания у ребенка. Причины этого до конца еще не изучены, но все-таки апное в детском возрасте чаще связывают с увеличением глоточной миндалины и рекомендуют аденотомию. Я думаю, этот вопрос еще ждет своего решения и, возможно, будет найдена другая причина, но пока здесь у нас еще белое пятно.
Кроме глоточной миндалины есть еще небные (гланды). Их сейчас тоже реже стали удалять?
— Конечно, хирургическая активность сегодня снижена и в отношении небных миндалин, воспаление которых называется тонзиллит – острый, либо хронический (синоним острого тонзиллита – ангина). Разработано много лекарственных препаратов, которые воздействуют на воспалительный процесс в миндалинах, и прекращают рецидивы заболеваний у пациента.
Кроме того, появилась более тонкая и точная диагностика. Сейчас показанием к удалению небных миндалин являются сопряженные заболевания типа ревматизма, болезней почек и других. И лишь проводимая (в основном, за рубежом) на уровне антител иммунологическая диагностика позволяет определить, есть ли взаимосвязь между этими заболеваниями и воспалением миндалин. Только тогда решают вопрос об их удалении. У нас такого пока не внедрено в широкую практику. И врач принимает это решение по своему субъективному ощущению, изменены миндалины клинически или не изменены.