Исследование на материале китайского Уханя показало, что чаще всего лица, перенесшие коронавирусное заболевание, не демонстрируют заметного уровня антител к SARS-CoV-2. За иммунитет могут отвечать не только антитела, и поэтому пока не известно достоверно, насколько высок шанс повторного заражения этим вирусом. Однако если устойчивый иммунитет к нему действительно не возникает, мир может оказаться в очень сложной ситуации уже этой осенью.
Ученые из Уханьского университета исследовали на наличие антител более 26 тысяч жителей города. Среди них было 3832 работника здравоохранения, которым во время эпидемии, в силу нехватки тестов и иных причин, не успели поставить диагноз Covid-19. Оценочно среди медперсонала не менее четверти должны были заразиться коронавирусом. Еще 1470 непосредственно пациентов переболели Covid-19, причем кровь на анализ у них брали уже после того, как они вылечились (спустя 21 день).
Оказалось, среди недавно переболевших достоверных коронавирусных больных 10,8% не имели антител IgG к новому вирусу. Такие антитела отвечают за долговременный иммунитет. Иными словами, как минимум каждый десятый пациент уже через три недели после болезни не имел устойчивого иммунитета к вирусу.
Среди медицинских работников такие антитела были только у 4% — притом что переболеть должны были не менее 25%. Меньшая частота встречаемости антител к новому коронавирусу среди медиков объясняется тем, что большинство из них к моменту тестирования уже много недель как переболели.
Из этого авторы делают вывод, что у переболевших вряд ли на длительной основе могут быть защитные антитела к новому вирусу. Если это действительно так и уже через три месяца после заболевания переболевшие вновь могут быть заражены, то коронавирус представляет для ряда регионов куда большую угрозу, чем считалось ранее.
Например, Швеция предполагала выработать у своего населения «групповой иммунитет» к SARS-CoV-2, а для итальянской провинции Бергамо, как считалось, подобный иммунитет уже достигнут, хотя и большой ценой (там во время вспышки эпидемии погиб каждый 200-й житель). Теперь же может оказаться, что уже этой осенью, во время ожидаемой более энергичной второй волны коронавируса, те же регионы столкнутся с инфекцией еще раз. Возможно, это объясняет и тот факт, что число шведов с антителами от коронавируса, судя по тестам, растет заметно слабее, чем ожидалось.
Надо сказать, что выводы китайских исследователей могут до некоторой степени преувеличивать масштабы проблемы. Шансы иммунитета предупредить болезнь зависят не только от антител IgG, но и от антител IgA. Ситуация с их ролью при заражении коронавирусом менее ясна. IgА на сегодня изучены настолько слабо, что не до конца понятно и то, действуют ли они на такие изученные вирусы, как грипп (лишь часть данных указывает, что это возможно). Не исключено, что они могут влиять и на устойчивость к коронавирусу у переболевших Covid-19.
Тем не менее никаких явных указаний на наличие долговременного — хотя бы в несколько месяцев — иммунитета от новой болезни пока нет. Все проводившиеся эксперименты по повторному инфицированию животных занимали лишь несколько недель, а для людей такие эксперименты, по понятным причинам, малореалистичны.
Следует отметить, что отсутствие у большинства переболевших долговременной выработки антител IgG не означает автоматической невозможности создания вакцины от нового вируса, хотя в ряде сценариев и способно заметно усложнить ситуацию с ней.