Вокруг безглютеновой-безказеиновой диеты идут споры. Есть родители, которые уверены, что отказ от молочных и глютеносодержаших продуктов сильно помогает аутичным детям. Есть и те, кто сомневается. Как вы считаете: диета – это часть терапии или основа лечения? Влияет ли питание на поведение ребенка?
Это большой разговор. Его надо делить на отдельные темы. Первое. По какой-то не очень понятной причине у людей с аутизмом гораздо чаще встречаются проблемы желудочно-кишечного тракта, чем у людей без аутизма. Синдром раздраженного кишечника, частые запоры, поносы и другие проблемы.
Второе. У людей с аутизмом наблюдается проблема с переносимостью тех или иных продуктов. Дети могут отказываться от той или иной еды из-за проблем с сенсорной сферой. Какие-то вещи они воспринимают не так, как все: теплая еда может казаться более горячей. Консистенция может быть неприятной. Все это нужно учитывать, когда сталкиваешься с аутизмом. Например, у ребенка постоянные поносы. Иногда детям помогает диета, при которой из питания убирают определенные продукты.
Родители детей-аутистов часто не могут получить точный диагноз. Одни врачи говорят о расстройствах аутистического спектра, другие – о нарушении сенсорной интеграции, третьи – об СДВГ.
Помогает ли это человеку с аутизмом в целом? Конечно. Его самочувствие улучшается. Он не испытывает болевых ощущений, которые он испытывал, например, из-за запора. Однако очевидных данных о том, что диета влияет непосредственно на ключевые проявления аутизма, кроме отзывов родителей нет. Не на самочувствие, которое будет нарушаться, если у ребенка есть проблемы ЖКТ, а именно на симптомы аутизма. И наоборот – объективные данные, которые были получены, говорят о том, что такого влияния нет. Поэтому моя рекомендация – заниматься этими вопросами только тогда, когда есть очевидные сложности с желудочно-кишечным трактом.
То есть не нужно надеяться на то, что диета совершит чудо?
В аутизмотерапии есть много логических ловушек. Я с огромным уважением отношусь к отзывам родителей. Действительно, они настоящие эксперты в области собственных детей. Может быть, они не эксперты в области аутизма, но им столько приходится узнавать, что в отношении собственного ребенка они эксперты. Однако нужно всегда помнить про ограничение отдельных описаний. Например, родителям говорят: чтобы диета сработала, нужно придерживаться ее 6 или 9 месяцев, а иногда и год. Тогда вы будет эффект. Но дело в том, что это дети. И за 9-12 месяцев обязательно будет прогресс. Вот если мы смотрим по одному ребенку: что помогло – диета или возраст? У нас нет второго такого же ребенка, чтобы сделать сравнение.
А какие еще несвязанные с неврологией проявления есть у аутизма?
Кроме проблем с желудочно-кишечным трактом встречаются проблемы со сном, атопический дерматит и бронхиальная астма. Не обязательно, но часто. И еще головные боли.
Многие родители хотят знать, можно ли самостоятельно стать тьютором своему ребенку? Пройти курс ABA-терапии и не зависеть от занятий, за которые 12 месяцев в году нужно платить деньги?
Сильно зависит от родителя, от самого человека. Это требует перестройки мышления. Что действительно нужно – это учитель, который покажет, как родителю заниматься, если нужных услуг в районе нет. Всегда необходим живой учитель, который скажет: «Когда ребенок кричит и плачет – мы делаем вот так. Когда мы хотим, чтобы он с нами играл, мы делаем вот так». На такого рода помощь и нужно ориентироваться.
Многие родители детей-аутистов предпочитают не оповещать систему о сложностях, с которыми сталкиваются.
Каким вещам должен научить тьютор ребенка-аутиста: что главное, а что второстепенное в терапии?
Это во многом зависит от возраста. Аутизм – это специфическое социально-коммуникативное нарушение. Именно социальное взаимодействие всегда будет слабой стороной. А другие сферы могут не страдать совсем. Моторика, визуальное восприятие, память могут быть сравнительно сильными. И оказывается, что некоторым вещам учить человека с аутизмом одно удовольствие. Некоторых детей с аутизмом – не всех – удовольствие учить чтению. Но проблема в том, что нужно учить социально-коммуникативному взаимодействию. Это самое сложное и это предпочитают не трогать. Подсказать ребенку, как правильно играть с другими ребятами сложнее, чем учить бегать, прыгать и считать. То же самое происходит с подростками. Научить не разговаривать с чужими людьми, вежливо просить о каких-то вещах.