По данным исследования компании «АНКОР Медицина и фармация»: Рынок труда в фармацевтической сфере в 2013 году. Прогнозы на 2-е полугодие, на текущий момент фармацевтический сектор продолжает претерпевать изменения как на глобальном, так и на локальном уровнях. Безусловно, данные перемены не могут не отражаться и на ситуации в кадровой сфере. Так, многочисленные сделки по слияниям и поглощениям продолжают оказывать сильное влияние на структуры компаний. В результате этих процессов ряд специалистов выходят на рынок труда и оказываются в поиске нового места работы. Кроме того, курс на становление фармацевтических кластеров также провоцирует спрос на персонал новых категорий.
Нельзя не упомянуть и законодательные изменения, которые значительно затронули фармсектор. В частности, согласно нашим данным, более половины медицинских представителей ощущают на себе влияние данных факторов, которые проявились в переносе встреч на нерабочее время, изменении формата общения с врачами или уменьшении количества визитов. Большое внимание крупнейшие фармацевтические компании уделяют и compliance-политикам: проводятся многочисленные проверки с целью соблюдения всех норм, существующих в топ-фарме.
Структура спроса
Большинство компаний по-прежнему отмечают острую нехватку специалистов, но при этом лишь единицы готовы снижать свои требования к кандидатам: ведущие организации хотят видеть у себя в штате сотрудников с профильным образованием либо профильным опытом. Кроме того, ввиду активного развития производств, возросло количество релокационных предложений для специалистов всех уровней – от начального до топового. Активное развитие фармацевтического рынка, появление новых производств, изменение в законодательстве провоцируют спрос на персонал новых категорий:
Market Access менеджеры
Менеджеры по фармакоэкономике
Специалисты по регистрации
Специалисты по compliance-политикам
Маркетологи / специалисты по рекламе
Специалисты в области фармпроизводства (микробиологи, начальники производств, менеджеры по качеству, специалисты по валидации)
Спрос на sales-персонал по-прежнему высок и, более того, количество позиций медицинских представителей в небольших городах возросло примерно в 2 раза. Кроме того, в отличие от 2012 года, увеличилось количество запросов на топовые позиции в регионах: региональные менеджеры, территориальные менеджеры, руководители коммерческого отдела.
В настоящий момент на рынке кандидатов на начальные позиции преобладают представители так называемого поколения Y. Зачастую зарплатные ожидания таких кандидатов завышены, а амбиции необоснованны. Именно молодые специалисты чаще выражают желание работать в комфортных условиях (ближе к дому, без командировок, без переработок) и редко готовы выкладываться на все 100%. Вместе с тем, современные выпускники зачастую выдвигают высокие требования и к социальному пакету (корпоративный автомобиль более высокого класса, оплата питания, ДМС на всю семью, корпоративы за границей и т.д.). Следует отметить, что в большей степени с этими проблемами работодателям приходится сталкиваться в Москве и Санкт-Петербурге, что побуждает компании более пристально присматриваться к кандидатам из регионов, у которых требования ниже.
Комментирует Ирина Ольховенко, директор компании «АНКОР Медицина и фармация»:
«Действительно, в первом полугодии 2013 года мы наблюдаем общий рост рынка, и фармацевтический сектор здесь – один из самых динамичных. Компании не снижают активности найма – скорее наоборот, они продолжают увеличивать численность сотрудников, запускать новые проекты, причем это касается не только городов-миллионников, но и небольших городов в регионах. Вместе с тем, вопреки сохраняющемуся дефициту квалифицированных кадров, компании не готовы снижать свои требования к соискателям, и мы полагаем, что данная тенденция сохранится.
Также все более актуальным для компаний становится вопрос работы с новым, молодым поколением сотрудников, так как именно они в скором времени будут играть решающую роль в экономике. Сотрудники поколения Y действительно легко осваивают новые технические горизонты, прекрасно разбираются в социальных медиа. Менеджеры среднего звена хорошо понимают законы функционирования корпораций, а вот современные технологии для них не самая простая область. Задача HR-менеджера – интегрировать людей с разным предыдущим опытом в единую корпоративную культуру. HRу необходимо понимать плюсы и минусы разных категорий работников и тонко управлять этим. Сегодня работа с поколениями Х и Y содержит в себе новые вызовы, и HR должен увидеть их особенности, чтобы вся система действовала гармонично и эффективно».