Реализация норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» призвана обеспечить своего рода прорыв в построении современной системы здравоохранения в России, основанной на общецивилизационных ценностях соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечении связанных с этими правами на госгарантии.
23 сентября в Общественной палате РФ прошли слушанья законопроекта «Об основах здоровья граждан». В ходе, которых председатель Комиссии ОП по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Евгений Ачкасов сообщил, что Общественная палата РФ проведет экспертизу данного законопроекта.
Он отметил, что «члены Палаты соберут все необходимые поправки и замечания к будущему законопроекту, который планируется передать в Госдуму на рассмотрение». По его мнению, «общество нуждается в новом, продуманном законе, так как нынешняя система здравоохранения исчерпала себя и уже не работает».
В мероприятии также принимали участие представители Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которые получили официальное приглашение принять участие в этих слушаниях.
Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков прокомментировал: «Очень хорошо, что Общественная палата относится с вниманием к этому вопросу. И на слушания приглашаются не только представители государства, но и профессиональные ассоциации и общественные организации. И мы признательны за внимание к нашей точке зрения.
Реализация норм федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" призвана обеспечить своего рода прорыв в построении современной системы здравоохранения в России, основанной на общецивилизационных ценностях соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечении связанных с этими правами на государственные гарантии.
В целом нас устраивает вектор движения, который закладывается данным законом, как ранее принятыми нормативными правовыми актами и сохраняющимися свою актуальность в настоящее время, так и несколькими новеллами правового регулирования, которые не были учтены в Федеральном законе № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. "Об обращении лекарственных средств".
К таким нововведения, к примеру, относится регулирование вопросов, связанных с оказанием лекарственной помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями.
Также существенно, что в проекте федерального закона уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ — обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий.
Мы пристально следим за эволюцией ст.70, которая гласит об ограничениях, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Мы считаем, что эту сферу необходимо регулировать и готовы предлагать апробированные мировые практические подходы. Мы за ограничения, но против запретов. Должны быть определенные рамки, процедуры, регламентирующие эту сферу отношений, но никак не запреты. Мы очень обеспокоены некоторыми предложениями, которые в случае их одобрения, могут быть чреваты весьма серьезными негативными последствиями не только и не столько для врачей и фармацевтической индустрии, но, прежде всего для пациентов, общества и экономики страны в целом.
Основной задачей медицинских представителей фармкомпаний является предоставление наиболее актуальной, полной и достоверной информации, в том числе о направлениях развития терапии, о новых препаратах, о результатах клинических исследований и т.п. Посредством взаимодействия медицинских представителей и врачебного сообщества происходит регулярный обмен информацией о применении того или иного препарата, а также осуществляется наиважнейшая функция и государства (в том числе врачей), и фарминдустрии (читай компании) фармаконадзора – мониторинга данных о безопасности лекарственных средств».
В большинстве стран мира деятельность медицинских представителей поддерживается на законодательном уровне и медицинские представители имеют возможность проводить встречи и профессионально общаться с врачебным сообществом в любом месте в удобное время.
Регламентирование деятельности медицинских представителей в странах с развитой регуляторной системой одновременно строится с учетом профессиональных самоограничений, при этом, как правило, приоритет отдается саморегулированию на основе кодексов этического поведения, принимаемых ассоциациями и другими саморегулирующими организациями.
Директор по внешним связям компании TEVA Александр Быков в свою очередь, отметил, что это уже давно назревший и необходимый инструмент для обеспечения гарантированного качества медицинской помощи в России. Поэтому подготовка данного законопроекта уже сама по себе – положительный факт.
«Практически все основные пункты данного законопроекта можно поддержать. Значимо то, что дано понятие редкие (орфанные) заболевания. Определение редких заболеваний на законодательном уровне значительно облегчит доступность лекарственных препаратов для такой уязвимой категории больных.
Больше всего вопросов вызывает ст.70, посвященная взаимодействию медицинского сообщества и фармацевтических работников. На мой взгляд, взаимодействие между медицинским сообществом и бизнесом должно быть отрегулировано. К примеру, как это осуществляется в странах Европы — в рамках этических процедур, этических кодексов.
Вопросы взаимодействия медработников и медпредставителей фармкомпаний – это движение двухстороннее. Оно должно находить взаимопонимание, как со стороны медработника, так и со стороны фармацевтической компании. Подобный закон подтолкнет обе стороны к более открытому, прозрачному и цивилизованному отношению. Но при этом хотелось бы, чтобы в конечном итоге не пострадали пациенты, чтобы у них остался доступ к современным лекарственным препаратам. Информацию о современных лекарственных препаратах, новых показаниях, новых технологиях должна оперативно доходить до медицинского сообщества. Кроме того, необходима обратная связь: к фармкоманиям должна поступать информация о том, как эти лекарственные препараты действуют, как переносятся, возникают ли побочные эффекты. Взаимодействие необходимо. Его стоит строго регламентировать, но при этом нельзя полностью блокировать», — прокомментировал Александр Быков.R