Вопрос: Какие приказы должны быть в аптеке (МУП, численность 17 человек, автомобиль) по природоохранной деятельности? Нужно ли разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?
Ответ: Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.01.2014 N АА-03-03-36/306 требования к обращению с медицинскими отходами устанавливаются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163. Согласно пункту 3.2 указанных СанПиН руководителем организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. В соответствии с пунктом 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями указанных санитарных правил и утверждается руководителем организации. В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 в схеме обращения с медицинскими отходами указываются: — качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; — нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; — потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария — не реже 72 часов, в операционных залах — после каждой операции; — порядок сбора медицинских отходов;
— порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; — применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов; — порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов); — организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами. Согласно пункту 8.2 указанных выше СанПиН для учета медицинских отходов классов Б (эпидемиологически опасные отходы — отходы фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также живые вакцины, непригодные к использованию) и В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы — отходы фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности) служат следующие документы: — технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов; — технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз; — документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов; — технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка. Что касается автомобиля, то Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 24.12.2014) установлены нормативы платы за выбросы от передвижных источников негативного воздействия в зависимости от вида израсходованного топлива. Плата взимается за весь объем израсходованного топлива. Таким образом, аптека должна вести учет израсходованного автомобильного топлива и самостоятельно осуществлять расчет платы за выбросы на основании указанных нормативов. Заметим, что согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона РФ от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2014) с 1 января 2016 года передвижные источники (в том числе автомобили) исключены из системы нормирования в области охраны окружающей среды и, соответственно, плата за вредные выбросы от передвижных источников взиматься не будет. В отношении образовавшихся твердых бытовых отходов аптеки отметим, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. «Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712. В соответствии с п. 4 этих Правил паспорт отходов I-IV классов опасности составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются подобные отходы. Обязанность подтверждать отнесение отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и составлять паспорт на них возлагается на лицо, в процессе деятельности которого образуются эти отходы. Таким образом, на твердые бытовые отходы аптека должна самостоятельно составить паспорт отходов с отнесением указанных отходов (за исключением медицинских отходов) к IV классу опасности.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
28.05.2015