«Рынок БАД», 2006, N 5
КТО НАРУШАЕТ САНПИН И ВВОДИТ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ?
Проблема качества БАДов и вопрос «о недопустимости введения потребителя в заблуждение» рассматриваются на самом высоком уровне законодательных и контролирующих органов власти, широко обсуждаются в средствах массовой информации и… будоражат умы потребителей. Но вместо поиска совместных конструктивных решений, опять таки ради заботы о потребителях, законодатели и создаваемое ими общественное мнение занимаются… борьбой с производителями БАД. Именно крупные производители, в силу их доступности и открытости для контролирующих органов, известности для населения оказываются виновниками всех существующих проблем. Но позвольте и нам открыто высказать свою точку зрения на решения Роспотребнадзора, вводящие существенные ограничения в области реализации БАД в аптечных учреждениях и предприятиях торговли. Начнем с действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.3.2.1078-01, СанПиН 2.3.2.1290-03), согласно требованиям которых на упаковке необходимо указывать область применения и сведения об основных потребительских свойствах БАД. И сопоставим с последними Письмами руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Письмом от 26 апреля 2006 года устанавливается возможность выносить на этикетку БАД информацию о качестве продукции и оценке эффективности использования БАД, декларированную производителями после проведения добровольной сертификации. При этом «Система добровольной сертификации биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» (далее — Система) утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации непосредственно самим Роспотребнадзором. В дополнение письмом от 7 июня 2006 года требования к производителям БАД ужесточаются. Выносить на этикетку информацию об эффективности использования БАД разрешается только после проведения добровольной сертификации и наличия сертификата соответствия. Одновременно дается указание Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора и Главным врачам федеральных государственных учреждений здравоохранения «не допускать оборот БАДов в аптечных учреждениях и предприятиях торговли, информация на этикетке которых не подтверждена сертификатом соответствия и (или) знаком соответствия Системы добровольной сертификации». Цель данных писем благая: повышение качества выпускаемой продукции и недопустимость введения потребителя в заблуждение. Но в этом конкретном случае, кто нарушает СанПиН и вводит потребителя в заблуждение? Сегодняшняя регистрация биологически активных добавок к пище и подтверждающий ее СоГР содержит лишь информацию о том, источником каких биологически активных веществ является БАД. Если следовать требованиям вышеуказанных документов, то на полках аптечных учреждений и специальных магазинов будет стоять великое множество БАДов, являющихся источниками флавоноидов, каратиноидов, дубильных веществ и т.д. При этом каждый класс биологически активных веществ «включает» в себя разнообразные виды, а именно: одни флавоноиды способствуют улучшению функционального состояния сердечно-сосудистой системы, другие необходимы для поддержания остроты зрения. В этом годами разбираются научно — исследовательские институты и лаборатории, химики, биохимики, фармакологи и клиницисты. А как прикажете быть рядовому потребителю? Ведь он приходит в аптеку выбирать БАД не вообще, а для конкретных целей: поддержать остроту зрения, улучшить работу сердца, в конце концов, помочь своему желудку переварить съеденное! Не зная показаний к применению того или иного БАД, а на упаковке указан лишь источник биологически активных веществ, потребитель рискует ошибиться в выборе!
Добровольная или принудительная?
Согласно СанПиН 2.3.2.1290-03 по «Гигиеническим требованиям к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище», сведения об основных потребительских свойствах БАД в обязательном порядке должны выноситься на упаковку. Но, повторимся, сегодняшняя регистрация БАД и документ — Свидетельство о Госрегистрации — дают право указать на упаковке лишь источник биологически активных веществ. А отразить на этикетке показания к применению БАД возможно только после прохождения процедуры добровольной сертификации. Однако существующие санитарные нормы и правила, в которых регламентированы требования к информации выносимой на этикетку БАД, никто не отменял! С одной стороны, требования вышеуказанных документов обязывают производителей БАД выносить сведения о потребительских свойствах продукта на этикетку. С другой — позволяют это сделать только после проведения добровольной сертификации. По сути, процедура добровольной сертификации дублирует Государственную регистрацию! Ведь для ее проведения требуется точно такой же пакет документов. Для чего? Зачем при добровольной сертификации новому подразделению того же Роспотребнадзора повторно проводить проверку на безопасность БАДов при наличии у них свидетельства о государственной регистрации, уже выданной Роспотребнадзором? ЗАО «Эвалар», как ответственный производитель, не против добровольной сертификации и предоставило на эту процедуру 23 препарата из своего ассортиментного портфеля, в котором более 100 наименований. Но пусть добровольная сертификация станет действительно добровольной, а не принудительной! Что изначально заложено в СанПиНе, то останется при государственной регистрации БАД. Не надо лишать потребителя четких и понятных ему показаний к применению. А добровольная сертификация станет действительно добровольной для тех производителей, кто по результатам проведения дополнительного пострегистрационного клинического мониторинга желает расширить область применения БАД, дополнить данными о повышении эффективности или внести иные сведения с целью предоставления потребителю наиболее полной информации о свойствах продукции.
Председатель Совета
директоров ЗАО «Эвалар»
Л.ПРОКОПЬЕВА
Подписано в печать
13.10.2006