По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 13.07.2006 N 01/69088-АБ. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
3 ноября 2005 г.
N 762
ОБ АККРЕДИТАЦИИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ЦЕНТРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПЫТАНИЙ
В связи с переименованием Федерального государственного учреждения «Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства здравоохранения Российской Федерации в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приказываю: 1. Считать Центральным органом по аккредитации «Системы аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации» (далее — Система аккредитации лабораторий) Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а его руководителем — главного врача указанного учреждения А.И.Верещагина. 2. Главному врачу Федерального государственного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — руководителю Центрального органа по аккредитации А.И.Верещагину в целях приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации: 2.1. Внести изменения и дополнения в Систему аккредитации лабораторий и в Положение о Центральном органе по аккредитации Системы аккредитации лабораторий. 2.2. В срок до 17.11.2005 представить на утверждение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в новой редакции Систему аккредитации лабораторий и Положение о Центральном органе по аккредитации. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Примечание.
По вопросу, касающемуся организации и проведения дополнительной иммунизации населения Российской Федерации в 2007 году, см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.08.2006 N 25. Текст документа
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2005 г. N 7164
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2005 г. N 25
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИММУНИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с иммунизацией населения и состояние заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, установил, что в результате проведения организационных и практических мероприятий в Российской Федерации достигнут высокий уровень охвата населения прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок. В настоящее время охват прививками детей раннего возраста составляет 95-98%. Принимаются меры по созданию надлежащих условий транспортировки, хранения и использования медицинских иммунобиологических препаратов. Повысилась эффективность информационно-разъяснительной работы с населением о необходимости проведения профилактических прививок в установленные сроки. Все это позволило добиться снижения или стабилизации уровней заболеваемости по указанной группе инфекционных заболеваний. В 2004 году имело место снижение заболеваемости населения дифтерией на 40,1%, коклюшем — на 11,5%, корью — на 26,1%, эпидемическим паротитом — в 2,0 раза, вирусным гепатитом В — на 20,0%. С 1997 года в стране не регистрируются заболевания полиомиелитом, обусловленные диким штаммом полиовируса. Вместе с тем в профилактике заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, остаются нерешенные вопросы. При этом одной из основных проблем является недостаточное выделение ассигнований из федерального и региональных бюджетов на приобретение вакцин. Введенная в 1998 году в национальный календарь профилактических прививок иммунизация против вирусного гепатита В осуществляется в недостаточном объеме, так как необходимые ассигнования для закупки вакцины из федерального бюджета выделены лишь в текущем году. В связи с эти накопилась значительная когорта детей и лиц молодого возраста, не привитых против гепатита типа В в рамках национального календаря профилактических прививок. Заболеваемость вирусным гепатитом В остается высокой и составила в 2004 году 10,0 на 100 тысяч населения. До сих пор в стране не организовано производство вакцины против краснухи, закупки зарубежного препарата проводятся не в полном объеме. Недостаточный охват детей профилактическими прививками способствовал росту заболеваемости краснухой в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 15,8%, тенденция к снижению заболеваемости не отмечается и в текущем году. С 2002 года в стране реализуются мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе. В целях обеспечения высокого охвата прививками против полиомиелита всех детей, в том числе с хронической патологией, первичными и вторичными иммунодефицитами требуется инактивированная полиомиелитная вакцина, которая в стране не производится, средства для ее закупки из федерального бюджета не выделяются. Несмотря на большой ущерб для здоровья людей и значительные экономические потери от гриппа, уровень охвата населения иммунизацией против этой инфекции в последние годы снизился, что является недопустимым в преддверии возможной пандемии гриппа. До 2002 г. закупки вакцины финансировались из федерального бюджета и достигали 18-20 млн. доз, что обеспечивало защиту населения из групп повышенного риска заражения и неблагоприятных последствий заболевания гриппом. В связи с прекращением централизованного финансирования в 2003 г. было закуплено только 14,5 млн. доз противогриппозных вакцин, в 2004 г. — 17,3 млн. доз, что позволило вакцинировать только 11,5% населения. Органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации выделяют ассигнования на закупку вакцин в минимальных объемах. По этой причине остаются практически не привитыми лица старшего возраста, больные хроническими соматическими заболеваниями, дети, заболеваемость которых во время эпидемии значительно превышает средний уровень. Для повышения эффективности системы иммунизации наряду с обеспечением высокого уровня охвата населения профилактическими прививками необходимо обеспечить надлежащие условия на всех этапах транспортировки и хранения вакцин, улучшить подготовку медицинских работников в области организации и проведения иммунизации населения, осуществлять постоянную разъяснительную работу в средствах массовой информации о необходимости и целях вакцинопрофилактики. В целях дальнейшего снижения заболеваемости вирусным гепатитом В, краснухой, гриппом, поддержания свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736) постановляю: 1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать: 1.1. Организовать и провести в 2006 году дополнительную иммунизацию населения против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа и полиомиелита, в том числе: 1.1.1. Против вирусного гепатита В детей в возрасте до 17 лет, не привитых ранее. 1.1.2. Против краснухи детей в возрасте 5-7 лет и девочек в возрасте 14-17 лет, не болевших и не привитых ранее. 1.1.3. Против полиомиелита инактивированной вакциной детей раннего возраста, часто и длительно болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, с онкологическими заболеваниями, первичными иммунодефицитными состояниями и заболеваниями крови. 1.1.4. Против гриппа медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет, детей, посещающих дошкольные учреждения, и учащихся 1-4 классов. 1.2. Оказать всестороннюю поддержку и помощь органам и учреждениям здравоохранения в организации и проведении дополнительной иммунизации населения. 1.3. Обеспечить осуществление в средствах массовой информации постоянной пропаганды о необходимости и целях иммунизации населения. 1.4. Рассмотреть вопрос о выделении ассигнований для обеспечения эффективной «холодовой» цепи на всех этапах транспортировки и хранения вакцин. 1.5. Проанализировать региональные программы по вакцинопрофилактике, перераспределить ассигнования с учетом средств, выделенных из федерального бюджета на закупку вакцин, и направить их на осуществление организационных мероприятий (подготовка кадров, закупка холодильного оборудования, информационно-пропагандистская работа среди населения и др.). 2. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию рекомендовать: 2.1. Обеспечить в 2006 году формирование государственного заказа на вакцины против гепатита В и гриппа на предприятиях Российской Федерации, своевременное объявление и проведение конкурсов на закупки вакцины против краснухи и инактивированной вакцины против полиомиелита. 2.2. Организовать доставку вакцин в субъекты Российской Федерации для проведения дополнительной иммунизации в соответствии с утвержденным графиком и соблюдением условий транспортировки, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов», зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003 года, регистрационный N 4410. 3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации: 3.1. Определить численность контингентов детского и взрослого населения, подлежащих дополнительной иммунизации против гепатита В, краснухи, гриппа и полиомиелита и представить сведения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2005 года. 3.2. Сформировать заявки на вакцины против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа, полиомиелита и представить их в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2005 года. 3.3. Провести подготовку медицинских работников по вопросам организации вакцинопрофилактики населения. 4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 4.1. Обеспечить необходимое оснащение лечебно-профилактических учреждений для проведения дополнительной иммунизации населения, создать при необходимости прививочные бригады. 4.2. Принять дополнительные меры по созданию надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин. 4.3. Организовать ведение ежемесячной отчетности о проведенной дополнительной иммунизации и расходе вакцин, создать информационную базу данных о профилактических прививках, обеспечить выдачу населению сертификатов профилактических прививок. 5. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации: 5.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проведением дополнительной иммунизации населения. 5.2. Обеспечить ежемесячное представление информации о ходе дополнительной иммунизации населения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 6. Руководителям средств массовой информации рекомендовать проведение постоянной пропаганды о необходимости и целях иммунизации населения. 7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
31 октября 2005 г.
N 0100/9269-05-25
О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ
В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года в целях реализации задач, поставленных 5 сентября 2005 г. Президентом Российской Федерации на встрече с членами Правительства Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации, проводится подготовка «Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения». В рамках проекта предусмотрена организация программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи, уязвимых групп населения и людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, обеспечение диагностическими препаратами для выявления ВИЧ-инфицированных и мониторинга эффективности их лечения. Одной из важных целей проекта является повышение доступности медицинской помощи для пациентов с ВИЧ-инфекцией. На эти цели запланировано выделить 3,1 млрд. рублей, которые будут направлены в субъекты Российской Федерации в виде большого объема товаров и услуг. Сложившиеся за последние несколько лет подходы к работе по организации лечения больных ВИЧ/СПИД, стереотипы в ее организации и проведении вызывают тревогу о возможности своевременно, эффективно и в полном объеме обеспечить решение поставленных задач. Существовавшая практика работы в условиях недофинансирования мероприятий по профилактике и лечению больных ВИЧ/СПИДом давала возможность руководителям учреждений здравоохранения, ссылаясь на трудности работы с уязвимыми группами населения и отсутствие в бюджетах средств для лечения больных ВИЧ/СПИД, считать нормальным явлением, когда выявленные ВИЧ-инфицированные не обращались за медицинской помощью. В 2004 г. охват диспансерным наблюдением пациентов с ВИЧ-инфекцией составлял по стране около 62% от числа всех выявленных пациентов с ВИЧ-инфекцией. Антиретровирусную терапию получали не более 38% всех нуждавшихся, из которых почти 20% получали неполную терапию одним или двумя препаратами. В Краснодарском крае, Волгоградской области и Республике Кабардино-Балкарии лечение получали менее трети нуждающихся пациентов. В Чеченской Республике и Республике Северная Осетия-Алания нуждающиеся в лечении больные ВИЧ-инфекцией специфических антиретровирусных препаратов не получали. Наиболее неудовлетворительная ситуация с охватом диспансерным наблюдением сложилась по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД в Костромской, Ленинградской, Ивановской областях и Усть-Ордынском АО. Вместе с тем в Алтайском крае, Брянской, Саратовской, Тюменской, Кировской, Мурманской и Тверской областях на диспансерном наблюдении находятся более 80% ВИЧ-инфицированных. В последние годы, как результат снижения охвата диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных, отмечается рост числа пациентов, в стадии ВИЧ-инфекции, требующей немедленного назначения антиретровирусной терапии. Наиболее, часто больные в стадии вторичных проявлений и в терминальной стадии выявлялись в Республике Дагестан, Ростовской области, Краснодарском крае и Республике Ингушетия. Улучшение организации диспансерного наблюдения необходимо проводить в Московской, Ленинградской, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях. Чрезвычайно остро стоит проблема получения медицинской помощи ВИЧ-инфицированными наркопотребителями. В первую очередь это касается формирования и закрепления приверженности их к лечению. Несмотря на значительно возросшее количество наркологических стационаров и реабилитационных центров, ВИЧ-инфицированных наркопотребителей принимают в эти учреждения крайне неохотно. Не обеспечена преемственность в работе амбулаторной и стационарной наркологической службы, как в плане активного выявления ВИЧ-инфицированных наркопотребителей и вовлечения их в наркологическое лечение, так и в плане их последующего сопровождения. Неудовлетворительно, несмотря на проводимую организационную и научно-методическую работу, обстоят дела с профилактикой вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Диагноз ВИЧ-инфекции подтвержден у 421 ребенка с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции. Особо тяжелое положение сложилось в Чеченской Республике, где ни одна ВИЧ-инфицированная женщина не получила профилактического лечения во время беременности и родов. Несмотря на снижение в 2004 г. коэффициента передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку до 6,2%, этот показатель остается недопустимо высоким. В особо тяжелом положении находятся ВИЧ-инфицированные беременные женщины, заразившиеся из-за злоупотребления инъекционными наркотиками и/или вовлеченные в сферу оказания платных сексуальных услуг. Позднее выявление беременности и проблемы оказания специализированной помощи для наркозависимых беременных способствуют высокому уровню отказа от детей в этой социальной группе. Еще одним показателем неблагополучия в организации медико-социальной работы с ВИЧ-инфицированными женщинами и семьями является регистрация случаев выявления ВИЧ-инфекции у детей, заразившихся при грудном вскармливании (7 случаев инфицирования детей в 2001-2003 гг. в Приволжском Федеральном округе.) Это происходит, как из-за нежелания матерей заботиться о здоровье ребенка, так и из-за отсутствия у них средств на приобретение детского питания для искусственного вскармливания, а также в результате плохо организованного послеродового патронажа таких семей, не позволившего вовремя выявить проблемы, оказать помощь в их решении и уберечь ребенка от заражения. Существующие проблемы связаны с поведенческими особенностями пациентов с ВИЧ-инфекцией, требующими увеличения социальной составляющей в организации профилактической и лечебной работы, решения методических вопросов. До настоящего времени не решен вопрос с организацией центров по профилактике и борьбе со СПИДом в качестве самостоятельной структуры в Ленинградской, Тамбовской областях, Республике Коми, Ненецком автономном округе. В крайне неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база Тывинского и Усть-Ордынского региональных центров по профилактике и борьбе со СПИД. Не выделены койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией с другой патологией в областных многопрофильных учреждениях. Помощь пациентам с ВИЧ-инфекцией оказывается в ЦРБ по месту жительства. В результате возникают проблемы в получении высококвалифицированной специализированной помощи, особенно в случае лечения больных сочетанной патологией и при хирургических вмешательствах (Московская и Лениградская области, Ставропольский край, Республики Алтай, Карачаево-Черкесия, Тыва). В ряде существующих центров не созданы нормальные условия для проведения консультационной работы врача с пациентом. В одном кабинете проводят прием от 2-х до 4-х врачей одновременно (Воронежская, Пермская, Ивановская области), вследствие чего возникает вопрос о сохранении конфиденциальности. Лабораторная база для осуществления клинико-лабораторного мониторинга ВИЧ-инфицированных больных развита недостаточно. Определение иммунного статуса методом проточной цитометрии осуществляется только в 32 субъектах Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации используются менее стандартизованные методы (непрямая иммунофлюоресценция, метод магнитной сепарации клеток, метод розеткообразования). В таких территориях как Ивановская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария мониторинг иммунного статуса ВИЧ-инфицированных пациентов практически не проводится. Лабораторное оборудование, поставленное в субъекты Российской Федерации в рамках подпрограммы «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», зачастую используется неэффективно из-за отсутствия диагностических тест-систем для определения количества клеток СД4 и вирусной нагрузки. Их закупки в рамках региональных программ производятся в крайне ограниченных объемах. До настоящего времени не завершена компьютеризация центров СПИДа, не везде созданы компьютерные базы данных пациентов, находящихся на диспансерном учете, что особенно важно при резком увеличении количества пациентов, объема оказываемых услуг и необходимости четкого контроля расхода диагностических препаратов и лекарств, поступающих из разных источников. Примером эффективной работы по компьютеризации медицинских учреждений и созданию единого центра, куда направляется информация, позволяющая отслеживать историю болезни каждого пациента с ВИЧ-инфекцией, является Тюменская область. Еще одной важной проблемой для больных в крупных территориях является территориальная удаленность аптек, в которых пациент может получить антиретровирусные препараты. В Ростовской и Волгоградской областях, несмотря на большую территориальную протяженность и значительное количество больных, для выдачи антиретровирусных препаратов имеется лишь по одному пункту отпуска, тогда как в Краснодарском крае таких аптек 119. К общим недостаткам в организации лечебного процесса также следует отнести: — несоблюдение сроков и объемов обследований, предусмотренных рекомендациями, и стандартов оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией; — недостаточную взаимосвязь между врачом, наблюдающим пациента в центре СПИДа, и врачом по месту жительства; — прерывание терапии из-за отсутствия антиретровирусных препаратов; — назначение схем терапии не являющихся оптимальными с точки зрения фармэкономики и удобства приема пациентов, использование наиболее дорогостоящих препаратов при наличии не менее эффективных, но гораздо более дешевых, в том числе и для терапии первого ряда (Мурманская, Московская области). Это приводит к необоснованной затрате средств, уменьшению числа пациентов, получающих лечение, и снижению приверженности к терапии; — повторное проведение иммунного блота пациентам, направленным в центр СПИДа с уже имеющимся положительным результатом иммунного блота, что является неоправданной тратой средств; — отсутствие документального подтверждения того, что с пациентом проводится работа по выяснению приверженности пациента (в том числе среди беременных женщин) к терапии и повышению этой приверженности. Считаю целесообразным обратить Ваше внимание на необходимость срочного принятия мер по улучшению лечебно-диагностической помощи ВИЧ-инфицированным больным и проведению профилактики ВИЧ/СПИД. До конца текущего года необходимо:
— обеспечить увеличение доли ВИЧ-инфицированных, находящихся на диспансерном наблюдении и своевременную диагностику стадий ВИЧ-инфекции. При необходимости привлекать для проведения диспансерного наблюдения специалистов из общей сети лечебно-профилактических учреждений по месту жительства пациентов, для чего активизировать работу по подготовке врачей КИЗов, участковых терапевтов, врачей инфекционных отделений стационаров к ведению ВИЧ-инфицированных больных; — создать возможности для оказания дезинтоксикационной помощи ВИЧ-инфицированным, являющимися потребителями наркотиков на базе центров СПИД и тех ЛПУ, где будет проводиться антиретровирусное лечение; — принять меры по эффективному использованию диагностического оборудования, поставленного в рамках программы «Анти-ВИЧ/СПИД» в 2002-2005 гг.: выделить соответствующие площади и подготовить кадры для работы с диагностическим оборудованием, которое будет поставлено в субъекты Российской Федерации за счет федерального бюджета и проектов, реализуемых на средства Глобального фонда и Всемирного Банка (более 200 единиц в 2006-2007 гг.). Расширить номенклатуру лабораторных исследований, включая обязательное определение вирусной нагрузки и иммунного статуса у ВИЧ-инфицированных; — учитывая возрастающее число пациентов с клинической манифестацией ВИЧ-инфекции, создать систему адекватного лекарственного снабжения. С целью предотвращения перерывов в лечении больных, уже начавших специфическую терапию, необходимо распределять препараты индивидуально для каждого больного — на длительный период с учетом возможных перебоев в поставках лекарственных средств; — организовать обучение врачей клинического профиля центров СПИДа и специалистов общей лечебной сети навыкам консультирования ВИЧ-инфицированных пациентов с целью оценки их уровня готовности к приему антиретровирусных препаратов и повышения приверженности лечению. Провести работу по обеспечению в территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом адекватных условий для проведения индивидуального консультирования пациентов; — организовать и поддерживать работу групп взаимопомощи и поддержки ВИЧ-инфицированных пациентов в области формирования приверженности к лечению; — предусмотреть в регионах мероприятия по созданию, развитию и поддержанию системы психосоциального консультирования беременных женщин по вопросам ВИЧ-инфекции, а ВИЧ-позитивных женщин — по вопросам планирования желанной беременности.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО