Категории недостатков, утвержденные данным документом, вступили в силу с 1 июня 1996 года. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
15 мая 1996 г.
N 292
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КАТЕГОРИЙ НЕДОСТАТКОВ, ВЫЯВЛЯЕМЫХ В ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛИНЕЙНО — КОНТРОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ДЕПАРТАМЕНТА
В целях объективизации и дифференцированной оценки результатов проверки лечебно — профилактических учреждений врачами линейно — контрольной службы 1. Утверждаю «Категории недостатков, выявляемых в ЛПУ врачами линейно — контрольной службы Департамента здравоохранения Москвы» (Приложение 1). 2. Объявляю о введении в действие «Категорий недостатков …» с 01.06.96 г. 3. ПРИКАЗЫВАЮ:
3.1. Заместителям руководителя, вице — директорам, начальникам управлений и отделов Департамента, главным врачам лечебно — профилактических учреждений принять к руководству «Категории недостатков …» при оценке работы учреждений по результатам проверок врачами лечебно — контрольной службы Департамента. 3.2. Врачам линейно — контрольной службы по результатам проверки ЛПУ, помимо составления протокола установленной формы, в обязательном порядке проводить оценку выявленных недостатков по 4-х балльной системе. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на первого заместителя руководителя Департамента И.А.Лешкевича.
Руководитель Департамента
А.Н.СОЛОВЬЕВ
Приложение N 1
к приказу Департамента
здравоохранения
от 15 мая 1996 г. N 292
ОДОБРЕНО
Коллегией Департамента
здравоохранения
25 апреля 1996 г. (протокол N 8)
КАТЕГОРИИ НЕДОСТАТКОВ,
ВЫЯВЛЯЕМЫХ В ЛПУ ВРАЧАМИ ЛИНЕЙНО — КОНТРОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ
Сфера В чем выявлен Характеристика Кате- Примечание деятельности недостаток недостатка гория (оценка) 1 2 3 4 5 Административно - Территория отсутствие или 2 хозяйственная лечебно - неисправность профилактического ограждения учреждения антисанитарное 2 состояние недостаточная освещенность 1 наличие посторонних транспортных средств 1 затрудненный проезд для санавтотранспорта 2 Вход, вывески и отсутствие вывески 2 указатели устарелая вывеска 1 отсутствие 1 указателей на территории отсутствие указателей в учреждении 1 отсутствие звонка 1 при запер- тых дверях Температурный несоблюдение 2 режим температурного режима отсутствие 1 комнатных термометров неудовлетворитель- 1 ное состояние окон, дверей Противопожарная несоблюдение 2 безопасность правил Состояние использование 2 служебных и служебных производственных помещений не по помещений назначению наличие помещений, 1 требующих ремонта строительно - 1 ремонтный мусор в помещениях складирование 1 имущества в производственных помещениях недоступность 2 служебных помещений размещение 3 посторонних организаций без соответствующего разрешения Вспомогательные неработающий 1 помещения и гардероб оборудование неисправный лифт 1 несоблюдение 2 условий хранения одежды больных несоответствие 1 в т.ч. санитарным туалетов требованиям подсобных и вспомогательных помещений Белье, предметы недостаточное 1 ухода за больным, количество средства уборки сменного белья недостаток посуды 1 недостаток 2 предметов ухода за больными недостаток средств 2 уборки помещений Условия работы неудовлетворитель- 2 персонала ные условия хранение личных 2 вещей в производственных помещениях хранение продуктов 2 вместе с медикаментами Охрана возможность 3 бесконтрольного доступа в учреждение отсутствие охраны 3 отсутствие 2 сотрудников охраны на рабочем месте неэффективные часы 2 работы охраны отсутствие у 3 охранной фирмы лицензии (или просроченная) отсутствие у 1 сотрудников охраны удостоверений
Производственная Графики работы отсутствие графика 2
дисциплина работы на день проверки несоблюдение 2 графика несоблюдение 1 установленного порядка утверждения графика Присутствие на отсутствие 1 рабочем месте дежурного администратора отсутствие 3 персонала Внешний вид без спецодежды 2 персонала несоответствующая 1 требованиям спецодежда неопрятная 1 спецодежда Посторонние лица доступность для 2 посторонних документации доступность для 3 посторонних медикаментов присутствие 1 посторонних в служебных помещениях Организация Лицензия отсутствие 4 основного лицензии производственного процесса истекший срок 3 действия недоступность 2 лицензии Обязательные ООИ 3 Отсутствие укладки или неу- комплекто- ванность ЭМП 3 антипедикулезная 3 анти-СПИД 3 терапевта 3 педиатра 3 Наличие медикаменты Недоста- медикаментов, точная материалов, обеспе- оборудования ченность инфузионно - 1-3 трансфузионные растворы стерильные 1-3 материалы инструментарий 1-3 аппаратура и 1-3 оборудование Правила хранения медикаменты 3 Несоблюде- и обновления ние правил хранения или обнов- ления реактивы 3 оборудование 2 аппаратура 2 имущество 2 Исправность и аппаратура 2 пригодность оборудование для 2 манипуляций Обслуживание задержки в 1 больных приемном отделении задержки в 1 проведении диагностических исследований отсутствие записей 2 в истории болезни (Ф-003/у) обходов зав. отделением, главного врача, профессора наличие 2 обоснованных жалоб больных на момент проверки Морг нарушение условий 3 хранения трупов длительное 2 хранение невостребованных трупов несоблюдение 2 порядка регистрации поступления и выдачи трупов Готовность к Соблюдение плана отсутствие резерва 3 работе в условиях - задания по ЧС неснижаемому недоступность 3 медицинскому резерва резерву неукомплектован- 2 ность резерва Система связи отсутствие системы 3 оповещения неудовлетворитель- 2 ное состояние системы связи Порядок действий незнание 3 в ЧС персоналом порядка действий отсутствие 3 сведений о количестве и структуре транспортабельнос- ти больных по отделениям отсутствие плана 3 экстренной эвакуации учреждения Ведение служебной Утвержденная отсутствие 3 документации учетная неполная 2 документация устаревшая или 2 произвольная форма неправильное или 2 небрежное ведение отсутствие 1 надлежащего учета работы санавтотранспорта отсутствие журнала 1 линейного контроля отсутствие подписи 1 руководителя в журнале линейного контроля Медицинская нарушение 2 документация установленного порядка ведения замечания по 1 ведению Информация для недостоверная или 1 посетителей и недостаточная больных информация не предусмотренные 3 "Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан" ограничения в получении медицинской помощи наличие сведений 2 об оказании медицинских услуг не предусмотренных лицензией хранение книги 1 отзывов и предложений в недоступном месте отсутствие графика 1 приема посетителей администрацией отсутствие 1 информации о разборе администрацией критических замечаний граждан Санитарное Санитарно - грубые нарушения 4 состояние и гигиенический санитарно - питание режим гигиенического режима несоблюдение 3 персоналом правил асептики отсутствие условий 2 для санитарной обработки больных неудовлетворитель- 2 ное санитарное состояние помещений отсутствие 1 стационарных облучателей Уборка несоблюдение 2 графика уборок уборка без 2 применения дезсредств отсутствие 1 уборочного инвентаря Санитарное нарушение 3 состояние санитарных норм в пищеблока пищеблоке неудовлетворитель- 2 ное хранение и товарное соседство пищевых продуктов неудовлетворитель- 2 ное хранение кухонного инвентаря Питание больных не оговоренная в 2 бракеражном журнале замена продуктов несоответствие 2 меню - раскладки принципам лечебного питания несоответствие 2 реальных порций меню - раскладке несвоевременная 2 раздача пищи неудовлетворитель- 2 ные вкусовые качества и температура пищи несоблюдение 2 правил организации питания больных в столовой несоблюдение 2 правил организации питания больных в палате раздача пищи без 3 снятия пробы ответственным медработником отсутствие допуска 3 к работе в пищеблоке у персонала
Примечание. Категория недостатка по 4-х балльной шкале предполагает следующие оценки: 1 — недостаток, требующий устранения, но не влияющий на основные производственные показатели; 2 — серьезный недостаток, требующий устранения в кратчайшие сроки и снижающий эффективность основных производственных показателей; 3 — недопустимый недостаток, требующий немедленного устранения; в случае неопределенной оценки (1-3) решение принимает линейно — контрольная служба на месте; 4 — недостаток, требующий закрытия учреждения.
Зам. Руководителя Департамента
Л.Г.КОСТОМАРОВА
Начальник Управления организации
и контроля медпомощи взрослому населению Н.Ф.ПЛАВУНОВ
Начальник Управления организации
и контроля медпомощи матерям и детям
В.Ф.СМИРНОВ
Документ введен в действие с 14 мая 1996 года. Текст документа
Утверждаю
Председатель
Госкомсанэпиднадзора России,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ
14 мая 1996 года
Дата введения
с момента утверждения
1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ, ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
Р 1.1.003-96
- Область применения
1.1. Настоящее Руководство устанавливает общие требования к структуре построения нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, изложению их содержания и порядку оформления. 1.2. Настоящее Руководство предназначено для организации и специалистов, осуществляющих деятельность в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 N 625, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 554.
1.3. Руководство разработано на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. 2.2. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625. 2.3. Руководство Р 1.1.002-96 «Классификация санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов». 2.4. ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
3. Требования к построению документов
3.1. Структурные элементы документов:
— титульный лист;
— предисловие;
— содержание;
— наименование;
— область применения;
— нормативные ссылки;
— требования;
— приложения;
— библиографические данные.
Структурные элементы, за исключением элементов «Титульный лист», «Предисловие», «Наименование», «Требования», используются в зависимости от особенностей документа. 3.2. Титульный лист
Страницы титульных листов оформляются в соответствии с Приложениями 1, 2, 4, 6. Документы при необходимости допускается брошюровать в тематический сборник. При этом на первой странице титульного листа для сборника помещают обозначения всех вошедших в сборник документов. При непрерывной последовательности чисел обозначения документов допускается указывать обозначения первого и последнего документа через «тире». 3.3. Предисловие
Предисловие помещают на оборотной стороне титульного листа.
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
После предисловия, для нормативных документов, в нижней части листа размещают выдержку из Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Приложение 2). Слово «Предисловие» записывается с прописной буквы по центру страницы. Сведения, приводимые в предисловии, нумеруются арабскими цифрами и располагаются в следующей последовательности. 1) Сведения о разработчике с указанием Ф.И.О. исполнителей. 2) Сведения об утверждении:
«Утверждены и введены в действие Постановлением (Председателем) Госкомсанэпиднадзора России от _____________.».
(дата, N) 3) Сведения о применении международного, регионального или национального документа другой страны в качестве государственного нормативного или методического документа Российской Федерации в соответствии с установленным Госкомсанэпиднадзором России порядком. 4) Сведения о законах, из которых использованы законодательные нормы. 5) Сведения о документе, в котором использованы лицензионные материалы: «Требования документа (наименование) соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах лицензиара». 6) Сведения об изобретениях. Приводятся номера и даты патентов, заявок на изобретения и авторских свидетельств. 7) Сведения о документах, взамен которых разработаны:
«ВЗАМЕН» _____________________________________________________
(наименование документа) или «ВЗАМЕН» _____________________________________, в части…
(наименование документа) При введении впервые пишут: «ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ». 8) Сведения о переиздании документа: «ПЕРЕИЗДАНИЕ» _____________
(дата, N)
«ПЕРЕИЗДАНИЕ» __________________________________ с ИЗМЕНЕНИЯМИ N ___________________________________________________________.
(номер изменения, номер информационного документа) 9) При необходимости в предисловие могут быть включены дополнительные сведения. 3.4. Содержание
Содержание включает порядковые номера, наименование разделов (подразделов), приложений (с указанием их заголовков) с указанием номера страницы. Содержание размещается с новой страницы. Слово «Содержание» записывается по центру страницы с прописной буквы. 3.5. Наименование
Наименование документа должно быть кратким, соответствовать «Классификации нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Р 1.1.002-96». В наименовании не допускаются сокращения, римские цифры, математические знаки, греческие буквы. Перед заголовком, как правило, приводят заголовок подгруппы, к которой относится документ по Классификатору. Заголовок документа печатается прописными буквами, групповой заголовок и подзаголовок — строчными с первой прописной. Первым словом в заголовке, как правило, должно быть имя существительное, а последующими словами — определения в порядке их значимости. 3.6. Область применения
Структурный элемент «Область применения» приводят для определения области назначения (распространения) документа и при необходимости уточнения объекта нормирования. 3.7. Нормативные ссылки
Дается перечень документов нормативного характера, на которые и тексте дана ссылка, в следующей очередности: — указы Президента Российской Федерации; — постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; — постановления Госкомсанэпиднадзора России; — санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы; — стандарты и т.д.
3.8. Требования
В этом разделе отражаются специфические для каждого документа требования. Положения нормативных и методических документов должны основываться на результатах научных исследований и практического опыта, учитывать требования санитарного законодательства Российской Федерации и международной практики, обеспечивать достижение целей и задач, поставленных перед разработчиком документов. Положения нормативных и методических документов не должны содержать требований, не относящихся к сфере регулирования отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ссылки на государственные стандарты и другие нормативные документы, имеющие статус межведомственных обязательных актов (СНиПы, правила и т.д.), допускаются в случаях отсутствия в документах государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации соответствующих норм и положений. Отдельным разделом в нормативных и методических документах необходимо определить требования к организации контроля за их выполнением. Гигиенические нормативы, как правило, представляют к утверждению в виде перечней с указанием наименования вещества (фактора), предельно допустимых величин и уровней, агрегатного состояния, класса опасности, особенностей действия на организм. Требования к содержанию отдельных видов нормативных и методических документов определяются в соответствующих руководствах. Требования к содержанию методических указаний на методы контроля должны также соответствовать ГОСТу Р 1.5-92, пункт 7.3. 3.9. Приложения
Приложения дополняют положения документов. Приложения могут быть в виде таблиц, графиков, расчетов, описаний и т.д. Они могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера. Обозначение приложений допускается арабскими цифрами. Каждое приложение начинается с новой страницы, посредине страницы пишется слово «Приложение», а в скобках — «обязательное», «рекомендуемое» или «справочное». Приложения должны иметь заголовок, текст его может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые в пределах каждого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. 3.10. Библиографические данные
Библиографические данные размещаются на отдельной странице в порядке ссылок на них в тексте. В гигиенических нормативах в этом разделе указываются их разработчики в порядке изложения в тексте.
4. Требования к изложению нормативных
и методических документов
Тексты нормативных и методических документов могут излагаться в виде текста, таблиц, графического материала или их сочетаний, должны быть краткими, точными, не допускающими различных толкований, логически последовательными. При изложении требований в тексте следует применять слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». В нормативных и методических документах не допускается сокращений. Термины и определения, используемые в нормативных и методических документах, должны быть общепринятыми и соответствовать требованиям санитарного законодательства. При необходимости специальные термины и их определения могут быть приведены после раздела «нормативные ссылки». В текстах документов не допускаются обороты разговорной речи, произвольные словообразования, сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. Разделы, подразделы, пункты, подпункты имеют заголовки, их следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Пример — 2.1.4.3. При перечислениях внутри пунктов или подпунктов следует ставить дефис или строчную букву, арабскую цифру, после которых ставится скобка. Таблицы, графический материал, за исключением приложений, нумеруют цифрами со сквозной нумерацией, в тексте должны быть на них ссылки.
5. Требования к построению и изложению изменений и дополнений к документам
Изменения оформляют в соответствии с Приложением 8. Содержание ранее утвержденных изменений не включает последующие изменения — каждое действует самостоятельно. При изложении текста следует применять слова «заменить», «дополнить», «исключить», «изложить в новой редакции».
6. Требования к оформлению документов
Первые страницы нормативных и методических документов оформляются в соответствии с Приложениями 3, 5, 7. Материалы проектов документов готовятся на магнитном носителе и печатаются в машинописном варианте в 3-х экземплярах на бумаге формата А-4 через 2 интервала с полями: верхнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое и нижнее — не менее 20 мм; абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти знакам. Отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, чертежи необходимо выполнять черными чернилами, пастой или тушью. Повреждения листов документов, помарки не допускаются. Документ должен обеспечивать возможность изготовления с него копий надлежащего качества. Дату введения обозначают через дефис арабскими цифрами: год, месяц, число (1994-02-01). Нумерацию страниц обозначают арабскими цифрами в правом нижнем углу на нечетных и в левом нижнем углу на четных страницах документа.
7. Требования к обозначению документов
Обозначение нормативных и методических документов осуществляется в соответствии с «Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Р 1.1.002-96». На титульных листах нормативных документов, утверждаемых для территории субъекта Российской Федерации, согласно Приложениям 1 и 4 вместо слов «Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы» пишется: «Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы для» и далее указывается наименование субъекта Российской Федерации.
Приложение 1
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
2.4.7. ПРЕДМЕТЫ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА
ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ИГР И ИГРУШЕК Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.007-93
Издание официальное
Госкомсанэпиднадзор России Москва 1993
Приложение 2
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ОБОРОТНОЙ СТОРОНЫ
ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
Предисловие
- Разработано ……………..
- Утверждено ………………
- Введено взамен ………….. (впервые)
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3). «Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил… Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).
Приложение 3
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Госкомсанэпид- надзора России от 12 августа 1993 года N 7 Дата введения 1993-01-09
2.4.7. ПРЕДМЕТЫ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА
ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ИГР И ИГРУШЕК (на английском языке) Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.007-93
- Область применения
(далее — текст документа)
Издание официальное Настоящие санитарные правила и нормы не могут быть полностью или частично Госкомсанэпиднадзор воспроизведены, тиражированы и России распространены без разрешения Госкомсанэпиднадзора России.
Приложение 4
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМАТИВА
Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
2.2.5. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.002-93
Издание официальное
Госкомсанэпиднадзор России Москва 1993
Приложение 5
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМАТИВА
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Госкомсанэпид- надзора России от 18.03.93 N 4 ГН 2.2.5.002-93 Дата введения 01.06.93
2.2.5. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ (дополнение N 8 к перечню ПДК N 4617-88) (на английском языке)
N Наиме- Величина Преимущественное Класс Особенности п/п нование ПДК агрегатное состояние опасности действия на
в-в в воздухе в условиях организм производства 1 2 3 4 5 6
1.
2.
3.
Издание официальное Настоящий перечень не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и Госкомсанэпиднадзор распространен без разрешения России Госкомсанэпиднадзора России.
Приложение 6
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ГОДОВОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС Методические указания МУ 2.6.1.001-93
Издание официальное
Госкомсанэпиднадзор России Москва 1993
Приложение 7
(обязательное)
ОБРАЗЕЦ ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Председателя Государственного комитета санитар- но-эпидемиологического надзора Российской Федерации - заместитель Главного государственного санитар- ного врача Российской Федерации С.В.Семенов "__" _____________ МУ 2.6.1.001-93 Дата введения - с момента утверждения 2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ГОДОВОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Методические указания
- Область применения
(далее текст — методических указаний)
Издание официальное Настоящие методические указания не могут
быть полностью или частично воспроизведены, Госкомсанэпиднадзор тиражированы и распространены без разрешения России Госкомсанэпиднадзора России.
Приложение 8
(обязательное)
ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ К НОРМАТИВНОМУ (МЕТОДИЧЕСКОМУ) ДОКУМЕНТУ
ИЗМЕНЕНИЕ N __________________
(порядковый номер)
(обозначение и наименование документа)
Утверждено и введено в действие
(наименование документа и кем утверждено изменение)
от _______ 19__ г. N ______________________________
Дата введения ___________________ (год, число, месяц) ТЕКСТ
Документ введен в действие с 14 мая 1996 года. Текст документа
Утверждаю
Председатель
Госкомсанэпиднадзора России,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ
14 мая 1996 года
Дата введения —
с момента утверждения
1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
Р 1.1.001-96
- Область применения
1.1. Настоящее Руководство устанавливает требования к организации разработки нормативных и методических документов государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования, порядок проведения конкурса и формирования заказа на их подготовку, положения об аккредитации организаций, осуществляющих разработку указанных документов. 1.2. Настоящее Руководство предназначено для организаций и специалистов, осуществляющих деятельность в области разработки нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 N 625, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 554.
1.3. Руководство разработано на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. 2.2. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625.
3. Требования к организации разработки
нормативных и методических документов
3.1. На основании анализа и оценки состояния государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, практики применения санитарных правил, норм, гигиенических нормативов и методических документов (далее — нормативные и методические документы) Госкомсанэпиднадзором России разрабатывается и утверждается Программа развития государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в Российской Федерации. Указанная Программа составляется на пять лет и включает перечень нормативных и методических документов, подлежащих разработке и (или) требующих внесения изменений и дополнений, а также сроки их подготовки. 3.2. Разработка нормативных и методических документов, внесение в них дополнений и изменений осуществляется на основании ежегодного заказа для государственных нужд, формируемого Госкомсанэпиднадзором России, а также в порядке инициативных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, а также организаций Госсанэпидслужбы России (далее — организации). 3.3. Заказ на разработку нормативных и методических документов для государственных нужд включает документы, предусмотренные Программой развития государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в Российской Федерации, а также представляемые заинтересованными организациями дополнительные заявки. 3.4. Заявки на разработку нормативных и методических документов для включения в заказ представляются заинтересованными организациями в Госкомсанэпиднадзор России не позднее 1 сентября предшествующего года. В заявке указывается название и краткое обоснование необходимости работ, предлагаются организации-разработчики, ответственные исполнители и соисполнители, ориентировочные сроки выполнения и предполагаемая стоимость работ. 3.5. Представленные заявки рассматриваются в Госкомсанэпиднадзоре, а при необходимости проходят экспертизу в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России. Рекомендации указанной Комиссии, подготовленные по результатам экспертизы поступивших предложений, учитываются при формировании заказа. 3.6. Госкомсанэпиднадзор России не позднее 1 октября определяет перечень нормативных и методических документов, разработка которых должна осуществляться для государственных нужд, и объявляет конкурс на их разработку. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации и специализированных научно-практических изданиях. 3.7. Организации, временные творческие коллективы, желающие участвовать в конкурсе, направляют до 15 декабря в Госкомсанэпиднадзор России заявку, краткую аннотацию по содержанию и структуре разрабатываемого документа, проект плана НИР с указанием предполагаемых сроков исполнения и объемов финансирования с соответствующим экономическим обоснованием, перечень организаций-соисполнителей. 3.7.1. Заявка на инициативную (вне конкурса) разработку нормативного или методического документа должна представляться письмом заявителя (ведомства, организации, гражданина) в Госкомсанэпиднадзор России и включать мотивированное обоснование целесообразности (актуальности) такой разработки, предлагаемое название документа, определение его статуса и сферы применения, а при достаточной проработанности вопроса — указание предполагаемого исполнителя, сроков выполнения работы, источников и объемов финансирования и другую информацию, способствующую оценке предложения. 3.7.2. Заявка на разработку гигиенических нормативов химических и биологических факторов должна обязательно содержать данные о структуре (составе) рассматриваемого вещества (продукта), его основных физико-химических характеристиках, а также о технологических, производственных и других параметрах, определяющих возможность и масштабы его выделения в окружающую среду и воздействия на человека. 3.8. Организация и проведение конкурса обеспечивается Центром законопроектных работ и санитарно-эпидемиологического нормирования Госкомсанэпиднадзора России. 3.9. Основными критериями при отборе поступивших на конкурс заявок являются: — аккредитация в установленном порядке Госкомсанэпиднадзором России организации-разработчика; — наличие у организации-разработчика опыта работы в конкретной области санитарно-эпидемиологического нормирования; — обоснованность предложений по организации разработки документа; — приемлемость сроков выполнения и объемов финансирования работы. 3.10. Рассмотрение поступивших на конкурс материалов проводится Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России, которая на основании проведенной экспертизы готовит для Госкомсанэпиднадзора России аргументированные заключения и рекомендации по кандидатурам организаций, имеющим предпочтение по результатам экспертизы. 3.11. При проведении конкурса обеспечивается полная конфиденциальность. 3.12. На основании результатов проведенного конкурса Госкомсанэпиднадзор России утверждает до 1 января текущего года заказ на разработку нормативных и методических документов для государственных нужд, который включает перечень указанных документов, организаций-разработчиков, ответственных за их подготовку, сроки исполнения, объемы и источники финансирования. 3.13. На основании утвержденного заказа организации-разработчики и Госкомсанэпиднадзор России заключают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственные контракты (договоры) на выполнение соответствующих научно-технических работ. 3.14. Финансирование разработки нормативных и методических документов в соответствии с утвержденным заказом для государственных нужд осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, а также за счет средств организаций-заказчиков по прямым хозяйственным договорам с организациями — разработчиками документов.
4. Требования к разработке нормативных
и методических документов
4.1. Разработка проектов нормативных и методических документов осуществляется в соответствии с техническим заданием. 4.1.1. Техническое задание составляется организацией-разработчиком совместно с представителями заказчика работы, согласовывается представителями заинтересованных сторон и утверждается руководством Госкомсанэпиднадзора России. 4.1.2. Техническое задание должно определять: — наименование и содержание проекта нормативного и методического документа; — перечень основных исполнителей и соисполнителей работ; — основные требования к содержанию разделов документа, приложений к нему; — этапы проведения научно-исследовательских работ и ссылки на нормативные и методические документы, в соответствии с которыми должны быть проведены научные исследования; — сроки выполнения работ и передачи их заказчику. 4.2. При разработке проектов нормативных и методических документов осуществляется следующее. 4.2.1. Выполнение комплексных гигиенических, эпидемиологических, медико-биологических, социологических, статистических и других видов исследований на основе современных достижений отечественной и мировой науки и практики. 4.2.2. Изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека, влияния неблагоприятных химических, физических, биологических факторов окружающей природной, производственной и социальной среды на организм человека, установление критериев и норм безопасности, определение требований к условиям жизнедеятельности человека во взаимодействии с факторами среды его обитания. 4.2.3. Выполнение социологического и экономического прогнозов внедрения нормативного и методического документа с учетом замечаний и предложений заинтересованных организаций. 4.2.4. Проведение анализа международного опыта нормирования по изученной проблеме. 4.2.5. Подготовка обоснованных предложений по срокам введения в действие документа. 4.2.6. Соблюдение требований руководящих и методических документов к оформлению и изложению проекта разрабатываемого документа. 4.2.7. Проведение в установленном государственными стандартами порядке метрологической аттестации разработанных методик и приборов контроля. 4.3. Подготовленный проект нормативного или методического документа с пояснительной запиской и отчетом о проведенной научно-исследовательской работе представляется заказчику. 4.3.1. Проекты нормативных и методических документов, оформленные в соответствии с требованиями Руководства Р 1.1.004-94 «Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования», представляются в Комиссию по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России в трех экземплярах, подписанных исполнителями, заверенных подписью руководителя и печатью организации-разработчика, а также на магнитном носителе (дискете). 4.3.2. Представляемый на магнитном носителе текст должен быть выполнен в программе LEXICON или WORD.WINDOWS. 4.3.3. Материалы по обоснованию гигиенических нормативов и методических указаний на методы контроля могут не представляться на дискетах, но должны содержать, соответственно, аннотационные карты и данные по метрологической аттестации предлагаемых методов. 4.3.4. Оформление отчетов и пояснительных записок должно соответствовать требованиям государственных стандартов.
5. Требования к аккредитации организаций — разработчиков нормативных и методических документов
5.1. Разработка нормативных и методических документов может осуществляться научно-исследовательскими организациями, высшими образовательными учреждениями, а также учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, аккредитованными Госкомсанэпиднадзором России в установленном настоящим Руководством порядке. К разработке нормативных и методических документов могут привлекаться временные творческие коллективы. 5.2. Аккредитация организаций является процедурой, направленной на определение соответствия их деятельности по разработке нормативных и методических документов установленным требованиям. 5.3. Аккредитации подлежат организации независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, расположенные на территории Российской Федерации. 5.4. Организации, претендующие на аккредитацию, представляют в Госкомсанэпиднадзор России следующие документы. 5.4.1. Письмо-заявление, подписанное руководителем организации, с указанием основных направлений и видов деятельности по санитарно-эпидемиологическому нормированию. 5.4.2. Краткую справку о деятельности организации в области санитарно-эпидемиологического нормирования. 5.4.3. Заполненную аккредитационную карту (Приложение 1). 5.5. Представленные документы проходят экспертизу в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России. 5.5.1. При необходимости членами указанной Комиссии проводится обследование претендующей на аккредитацию организации (ее подразделения). 5.5.2. По результатам проведенной экспертизы и обследования членами Комиссии составляется заключение, содержащее рекомендации о возможности или нецелесообразности аккредитации претендующей организации. 5.6. На основании рекомендаций Комиссии Госкомсанэпиднадзором России выдается сертификат аккредитации (Приложение 2) или оформляется письменный отказ в аккредитации. 5.7. Претендующие на аккредитацию учреждения должны иметь: 5.7.1. Подразделения соответствующего профиля с необходимым оборудованием и оснащением. 5.7.2. Квалифицированный персонал по всем вопросам решаемой проблемы, обладающий опытом работы по разработке нормативных и методических документов. 5.7.3. Необходимые методические и нормативные документы, утвержденные в установленном порядке. 5.8. Аккредитуемые организации имеют право: 5.8.1. Получать все необходимые сведения и документы о порядке проведения аккредитации, условиях и сроках ее проведения. 5.8.2. Вносить предложения Госкомсанэпиднадзору России о сроках аккредитации. 5.8.3. Проходить аккредитацию повторно. 5.8.4. При несогласии с решением об отказе в аккредитации опротестовать его председателю Госкомсанэпиднадзора России. 5.9. Аккредитуемые организации обязаны: 5.9.1. Подготовить необходимые материалы для проведения аккредитации. 5.9.2. Нести ответственность за достоверность сведений в документах, представленных для проведения аккредитации. 5.9.3. Представлять по требованию Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России дополнительную информацию, необходимую для проведения аккредитации. 5.9.4. Обеспечить условия проведения аккредитации и связанное с этим, в необходимых случаях, покрытие финансовых расходов. 5.9.5. Обеспечить, при необходимости, представительство на заседаниях указанной выше Комиссии при рассмотрении вопроса об аккредитации. 5.10. Комиссия по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России имеет право: 5.10.1. Получать информацию от аккредитуемых и аккредитованных организаций, необходимую для выполнения своих экспертных функций. 5.10.2. Определять порядок проведения процедуры аккредитации, состав и регламент деятельности групп экспертов. 5.10.3. Вносить Госкомсанэпиднадзору России предложения о совершенствовании системы аккредитации. 5.11. Комиссия по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России при выполнении своих функций по аккредитации организаций обязана: 5.11.1. Информировать организацию о сроках и порядке аккредитации. 5.11.2. Проводить экспертизу заявленных видов деятельности на соответствие установленным требованиям. 5.11.3. Представлять аргументированные рекомендации Госкомсанэпиднадзору России о возможности или отказе в аккредитации, изменении положения об аккредитации. 5.12. При проведении аккредитации стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.13. Аккредитованные Госкомсанэпиднадзором России организации вносятся в реестр с включением необходимой информации об учреждении и указанием направлений возможных разработок. 5.14. Аккредитация организаций подтверждается каждые 5 лет. 5.15. Вопрос об исключении организации из числа аккредитованных решает Госкомсанэпиднадзор России в каждом конкретном случае по представлению Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России.
Приложение 1
АККРЕДИТАЦИОННАЯ КАРТА
организации (отдела, лаборатории, кафедры)
- Министерство 2. Полное название 3. Отдел (лаборатория, (ведомство) учреждения, адрес кафедра)
Работает с 19
4. Кадры
4.1. Научный потенциал На бюджете На хоздоговорах
штат. факт. потреб. штат. факт. потреб.
Всего научных сотрудников
и т.ч. докторов наук медицинских наук биологических наук др.
в т.ч. кандидатов наук медицинских наук биологических наук др.
в т.ч. не имеющих степени
в т.ч. аспирантов
Штаты
Ст. н. с., доценты, ст. преподаватели, вед. инженеры
М. н. с., ассистенты, преподаватели, ст. инженеры, врачи и др. специалисты с высшим образованием
Лаборанты, вспомогательный персонал, работники вивария
4.2. Подготовка кадров 19 19
Защита докторских диссертаций
Защита кандидатских диссертаций
Специализация
Усовершенствование
5. Финансирование, расходы (тыс. руб.)
5.1. 19 19 всего, в т.ч. на приобретение всего, в т.ч. на приобретение оборудования оборудования
Бюджетное
Хоздоговорное
5.2. Ведомства, организации — основные заказчики хоздоговорных работ:
Наименование помещений кв. Санитарно-техническое состояние <> м 6.1. Токсикологическое отделение 1 2 3 1.1. Затравочная-ингаляционная 1 2 3 1.2. Помещение для хим. анализа 1 2 3 1.3. Помещение для пат.-анатом. 1 2 3
исследований
1.4. Помещение для биохим. 1 2 3 исследований
1.5. Помещение для функц. 1 2 3 исследований
1.6. Весовая 1 2 3
1.7. Моечная 1 2 3
1.8. Материальная 1 2 3
1.9. Для персонала 1 2 3
1.10. Санитарные помещения 1 2 3
Итого кв. м
6.2. Виварий 1 2 3
1.1. Помещение для содержания 1 2 3 животных
1 2. Карантин 1 2 3
1.3. Изолятор 1 2 3
1.4. Манипуляционная для 1 2 3 токсикологического отделения
1.5. Помещение для заражения 1 2 3 животных
1.5.1. Манипуляционная 1 2 3
1 5.2. Боксы для контр. животных 1 2 3
1.5.3. Автоклавная 1 2 3
1.5.4. Моечная 1 2 3
1.5.5. Сан. пропускник 1 2 3
1.6. Кухня 1 2 3
1.7. Служебная 1 2 3
2.8. Гардероб 1 2 3
2.9. Туалет 1 2 3
2.10. Комната для временного 1 2 3 хранения забитых животных
2.11. Комната для сжигания трупов 1 2 3 мелких животных и отходов
2.12. Комната для обработки 1 2 3 ловушек и приготовления приманок
Итого кв. м
<> 1 — удовлетворительное; 2 — помещение нуждается в ремонте; 3 — помещение отсутствует.
7. Характеристика исследований
7.1. Область исследований
Промышленная токсикология 1 Токсикология пестицидов 2 Пищевая токсикология 3 Коммунальная токсикология 4 Токсикология полимеров 5 Сельскохозяйственная токсикология и т.д. 6 7.2. Объект исследований Воздух рабочей зоны 1 Атмосферный воздух населенных мест 2 Вода водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования 3 Вода водоемов рыбохозяйственного назначения 4 Пищевые продукты 5 Почва 6 7.3. Преобладающий характер исследований Теоретический 1 Экспериментальный 2 Обследование 3 Моделирование 4 Клинико-экспериментальный 5 Испытание 6 7.4. Изучаемое действие Общетоксическое 1 Раздражающее 2 Сенсибилизирующее 3 Тератогенное 4 Мутагенное 5 Эмбриотропное 6 Гонадотропное 7 Бластомогенное и т.д. 8 7.5. Методы, используемые в работе Физиологические 1 в т.ч. показатели состояния сердечно-сосудистой системы 1.1 центральной нервной системы 1.2 периферической крови 1.3 Биохимические 2 Иммунологические 3 Морфологические 4 Санитарно-химические 5 Биотестирование 6 Ускоренные 7 Расчетные 8 Экспрессные и др. 9
8. Оснащение
8.1. Наименование прибора Марка, Срок Оценка состояния <> Потреб- изгото- эксплуа- ность витель тации (кол-во) 1. Камеры затравочные 1 2 3 4 2. Атомно-адсорб. СФ 1 2 3 4 3. Хроматограф 1 2 3 4 4. Полярограф 1 2 3 4 5. Спектрофотометр 1 2 3 4 6. Фотоэлектроколориметр 1 2 3 4 7. pH-метры 1 2 3 4 8. Весы аналитические 1 2 3 4 9. Весы технические 1 2 3 4 10. Флуориметр 1 2 3 4 11. Денситометр 1 2 3 4 12. Дистиллятор 1 2 3 4 13. Бидистиллятор 1 2 3 4 14. Муфельная печь 1 2 3 4 15. Центрифуга 1 2 3 4 16. Микроскоп 1 2 3 4 17. Холодильник 1 2 3 4 18. Шкаф вытяжной 1 2 3 4 19. Шкаф сушильный 1 2 3 4 20. Хронорефлексометр 1 2 3 4 21. ПХР МВ 1 2 3 4 22. МПХЛ 1 2 3 4 23. Микротом 1 2 3 4 24. Термостат 1 2 3 4 25. Аспиратор 1 2 3 4 26. Криостат 1 2 3 4 27. Ареометр 1 2 3 4 28. Газовые счетчики и др. 1 2 3 4 29. 1 2 3 4 30. 1 2 3 4 <> 1 - исправен, используется систематически; 2 - исправен,
используется редко; 3 — требует ремонта.
8.2. Обеспеченность <**>
- Лабораторной посудой 1 2 3
- Лабораторной мебелью 1 2 3
- Реактивами 1 2 3
- Лабораторными животными 1 2 3
- Кормами 1 2 3
<**> 1 — потребность полностью удовлетворяется; 2 — частично; 3 — не удовлетворяется.
8.3. Организация, осуществляющая метрологический контроль оборудования
9. Использование лабораторных животных в 19__ — 19__ гг.
- Вил животных, их количество __________________________________________
- Кто поставляет животных (организация, ведомство) _____________________
- Кто поставляет корма и какие _________________________________________
- Результаты работы по ________________ с ____ по ____ гг.
N Наименование Среда Вид Год Организация- Финанси- Стоимость п/п работ опреде- нормати- утверж- заказчик рование разработ- ления ва <**> дения <***> ки в тыс. <*> руб.
В соответствующую графу вносится только индекс
<> 1. Среда обитания <*> 2. Вид норматива <***> 3. Финансирование 1.1. Воздух рабочей зоны 2.1. Санитарные нормы 3.1. Бюджетное
1.2. Атмосферный воздух и правила 3.2. Хоздоговорное населенных мест 2.2. ПДК 1.3. Вода водных объектов 2.3. ОБУВ хозяйственно-питьевого 2.4. ДОК водопользования 2.5. ПДУ 1.4. Пищевые продукты 2.6. Санитарно- 1.5. Почва токсикологический 1.6. Другое (указать) паспорт 2.7. Метод определения 2.8. Другое (указать) Примечание: заполнение разделов аккредитационной карты проводится в
соответствии с видом проводимых работ.
Руководитель ________________________________ (подпись)
Дата заполнения «__» _____________ 19__ г.
Приложение 2
(образец)
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России СЕРТИФИКАТ АККРЕДИТАЦИИ
Регистрационный N _______________________ Выдан «__» ______________ 19__ г. Действителен до «__» ______________ 19__ г. Настоящим удостоверяется, что _______________________________________________________________________
(полное наименование учреждения (организации) и адрес)
соответствует установленным требованиям по разработке нормативных и методических документов системы государственного санитарно- эпидемиологического нормирования и аккредитуется для проведения разработок
(наименование и уровень разрабатываемых нормативных документов, область
санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, объекты
окружающей среды и наименование вредных факторов, дополнительные виды работ) / ______________________ М.П. (подпись)
Документ введен в действие с 14 мая 1996 года. Текст документа
Утверждаю
Председатель
Госкомсанэпиднадзора России,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ
14 мая 1996 года
Дата введения —
с момента утверждения
1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
РУКОВОДСТВО
Р 1.1.004-96
- Область применения
1.1. Настоящее Руководство устанавливает порядок проведения научной экспертизы проектов санитарных правил, норм, гигиенических нормативов и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (далее — нормативные и методические документы), а также правовые и организационные основы деятельности Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России (далее — Комиссия). 1.2. Настоящее Руководство предназначено для организаций и специалистов, осуществляющих деятельность в области разработки нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 1.3. Руководство разработано на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2. Нормативные ссылки
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.
Примечание.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 N 625, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 554.
2.2. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625. 2.3. Руководство Р 1.1.001-96 «Общие требования к организации разработки нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования».
3. Требования к проведению научных экспертиз проектов нормативных и методических документов
3.1. Научную экспертизу проходят:
3.1.1. Проекты санитарных правил, санитарных норм, гигиенических нормативов, санитарных правил и норм, руководств, методических указаний, методических указаний по контролю. 3.1.2. Предложения (заявки) по разработке нормативных и методических документов, представляемые в Госкомсанэпиднадзор России с целью формирования заказа для государственных нужд, в том числе в порядке инициативы от органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовой формы, а также от физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и граждан. 3.1.3. Проекты программ и планов Госкомсанэпиднадзора России но вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования. 3.1.4. Прочие материалы, относящиеся к области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 3.2. Задачей научной экспертизы является оценка актуальности рассматриваемых материалов, их научной обоснованности, практической значимости, соответствия законодательству Российской Федерации и действующим международным соглашениям, их согласованности с другими нормативными актами Госкомсанэпиднадзора России. 3.3. Экспертиза проектов нормативных и методических документов проводится с целью оценки их соответствия техническим заданиям на разработку проектов документов, утвержденным в установленном порядке, а также полноты, достоверности и качества выполненных работ и их соответствия Р 1.1.001-96 (п. 4.2). 3.3.1. Поступившие проекты предварительно рассматриваются специалистами заинтересованных управлений Госкомсанэпиднадзора России, которые со своими рекомендациями передают их в Комиссию по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию. 3.3.2. Ответственный секретарь указанной Комиссии, ознакомившись с материалами, направляет их главному эксперту, курирующему соответствующее направление санитарно-эпидемиологического нормирования (в необходимых случаях проект может быть направлен нескольким главным экспертам, а также членам Бюро). 3.3.3. Главные эксперты организуют рассмотрение материалов экспертами Комиссии, а при необходимости — привлекаемыми для этой цели специалистами, обсуждение всех полученных замечаний и предложений и готовят обобщенное заключение, которое представляют в Бюро Комиссии. 3.3.4. Заключение по проекту главного эксперта обсуждается на заседании Бюро Комиссии. Результаты обсуждения с рекомендациями по проекту оформляются протоколом. 3.3.5. Комиссией передаются в Госкомсанэпиднадзор России проекты документов, заключения по ним и выписка с рекомендациями из протокола заседания Комиссии или ее Бюро. 3.3.6. В случае решения Комиссии о необходимости доработки (переработки) проекта документа, заключение и соответствующие рекомендации передаются также разработчику. Исправленный (переработанный) проект документа повторно рассматривается главными экспертами (при необходимости также и Бюро Комиссии) и передается Госкомсанэпиднадзору России с рекомендациями относительно его утверждения. 3.3.7. Срок рассмотрения проектов документов экспертами на каждом этапе экспертизы не должен превышать 1 месяца. Экспертные заключения по проектам гигиенических нормативов и методических указаний по методам контроля и их рекомендуемые к утверждению перечни должны передаваться главными экспертами в секретариат Комиссии ежеквартально. 3.4. Экспертиза предложений (заявок) на разработку нормативных и мелодических документов проводится с целью оценки актуальности и целесообразности выполнения соответствующих работ, обоснованности направления, объемов и сроков планируемых исследований (разработок), компетентности и статуса аккредитации предполагаемых исполнителей, а также для исключения дублирования исследований и разработок. Предложения (заявка) на разработку нормативных и методических документов, поступившие в Комиссию, проходят экспертизу в том же порядке, что и проекты документов. Результаты экспертизы и рекомендации передаются Госкомсанэпиднадзору России и сообщаются заявителю. 3.5. К участию в экспертизе не могут привлекаться главные эксперты и эксперты Комиссии, являющиеся авторами (соавторами) рассматриваемых проектов документов. 3.6. Научная экспертиза выполняется за плату, размер и порядок которой устанавливается решениями Госкомсанэпиднадзора России. 3.6.1. Затраты на проведение научной экспертизы включаются в состав затрат, относимых на себестоимость выполняемых работ. Размер этих затрат устанавливается при определении стоимости договорных работ (контрактов).
4. Общие положения о Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию
4.1. Комиссия по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России (далее именуется Комиссия) образуется приказом Госкомсанэпиднадзора России в соответствии с «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании». 4.2. Комиссия является экспертным органом при Госкомсанэпиднадзоре России, действующим на общественных началах. 4.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», действующим законодательством Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», решениями Госкомсанэпиднадзора России по вопросам санитарно-гигиенического нормирования, положениями настоящего Руководства и подотчетна Госкомсанэпиднадзору России. 4.4. Состав Комиссии формируется из числа ведущих специалистов в области санитарно-эпидемиологического нормирования, контроля факторов среды обитания человека, изучения заболеваемости населения, организации Госсанэпидслужбы России. Состав Комиссии должен обеспечить выполнение возложенных на нее функций. 4.5. Комиссию возглавляет председатель, имеющий двух заместителей соответственно по гигиеническому и эпидемиологическому направлениям работы. Обеспечение организации работы Комиссии осуществляется Бюро Комиссии, в которое входят председатель Комиссии, его заместители, ответственный секретарь, восемь членов Бюро, координирующие деятельность Комиссии по основным направлениям санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.6. Госкомсанэпиднадзор России утверждает персональный состав Комиссии и Бюро, назначает председателя, заместителей председателя и ответственного секретаря Комиссии. 4.7. Для реализации функций Комиссии ее Бюро назначает из числа членов Комиссии главных экспертов по основным направлениям санитарно-эпидемиологического нормирования. При главных экспертах формируются группы экспертов по отдельным вопросам, относящимся к сфере компетенции Комиссии. Состав групп экспертов утверждается Бюро или общим собранием Комиссии. 4.8. Общие собрания членов Комиссии проводятся ежегодно, не реже 1 раза в год, заседания Бюро — ежемесячно. 4.9. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Центром законопроектных работ и санитарно-эпидемиологического нормирования Госкомсанэпиднадзора России. 4.10. Право распоряжения и пользования всеми материалами и информацией, касающимися деятельности Комиссии и вопросов санитарно-эпидемиологического нормирования, на всей территории Российской Федерации и за ее пределами принадлежит исключительно Госкомсанэпиднадзору России и не может быть никем реализовано без его разрешения. 4.11. Комиссия, главные эксперты и эксперты ведут официальную переписку на специальных бланках. 4.12. Основными задачами Комиссии является экспертное, консультативное и научно-методическое обеспечение системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.13. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет: 4.13.1. Участие и организации работ в области совершенствования методологии государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, анализа практики применения действующих нормативных и методических документов, их соответствия современным научным достижениям и требованиям практики. 4.13.2. Научную экспертизу поступающих заявок и предложений по разработке нормативных и методических документов, подготовку рекомендаций по формированию и размещению заказа для государственных нужд и программ санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.13.3. Научную экспертизу проектов нормативных и методических документов, подготовку рекомендаций по их утверждению и введению в действие. 4.13.4. Разработку предложений по совершенствованию системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в Российской Федерации. 4.13.5. Научные консультации по проблемам, отнесенным к компетенции Комиссии, в том числе по вопросам разработки нормативных и методических документов для территорий субъектов Российской Федерации, согласования проектов технических документов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 4.13.6. Научную экспертизу заявок на аккредитацию, подготовку рекомендаций для Госкомсанэпиднадзора России по аккредитации организаций на право разработки нормативных и методических документов. 4.13.7. Межгосударственное сотрудничество по вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.14. Комиссия имеет право:
4.14.1. Запрашивать и получать необходимые для выполнения ее функций документы, материалы и сведения от Госкомсанэпиднадзора России, центров Госсанэпиднадзора и научных учреждений гигиенического и эпидемиологического профиля. 4.14.2. Принимать участие в разработке и экспертизе проектов нормативных и методических документов в области организации государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.14.3. Осуществлять взаимодействие с международными и зарубежными организациями, научными учреждениями по вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования, получать и использовать в пределах, определенных законодательством и соответствующими договоренностями, нормативные, рекомендательные и иные материалы. 4.14.4. Определять обязанности и конкретные направления деятельности членов Комиссии и главных экспертов. 4.14.5. Формировать постоянные и временные группы экспертов по отдельным направлениям санитарно-эпидемиологического нормирования, а также для рассмотрения конкретных документов и вопросов. 4.14.6. Принимать участие в обследовании организаций, претендующих на аккредитацию по разработке нормативных и методических документов. 4.14.7. Предоставлять заинтересованным организациям, в том числе средствам массовой информации, и гражданам официальные заключения по результатам научных экспертиз и консультаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии. 4.14.8. Осуществлять издательскую и иные формы деятельности с целью содействия выполнению возложенных на нее задач. 4.15. При выполнении своих функций Комиссия: 4.15.1. Обеспечивает своевременное проведение экспертизы поступающих проектов нормативных и методических документов, а также заявок на их разработку и на аккредитацию организаций-разработчиков. 4.15.2. Несет ответственность за объективность, обоснованность и компетентность выполняемых экспертиз, а также за сохранение авторских прав в отношении рассматриваемых документов и используемых в процессе экспертизы материалов. 4.16. В своей работе Комиссия взаимодействует с управлениями Госкомсанэпиднадзора России, Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ Госкомсанэпиднадзора России, Комиссией по канцерогенным веществам при Госкомсанэпиднадзоре России, с Российской Академией медицинских наук и подведомственными ей научными организациями, научно-исследовательскими и практическими учреждениями Госсанэпидслужбы России и системы здравоохранения, а также с заинтересованными организациями федеральных органов исполнительной власти, а также иными юридическими лицами. 4.17. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется за счет средств, выделяемых на проведение экспертиз проектов нормативных и методических документов в составе затрат на их разработку, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 4.17.1. Указанные средства используются на оплату труда членов Комиссии за проведение экспертиз и консультаций, на организационно-техническое обеспечение ее деятельности, на проведение научных и аналитических исследований по совершенствованию системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, издательскую деятельность и другие работы, обеспечивающие эффективное функционирование Комиссии и системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в целом. 4.17.2. Оплата труда членов Комиссии за проведение экспертиз производится согласно договорам, заключаемым с ними, по нормативам оплаты труда, утверждаемым Госкомсанэпиднадзором России на основании нормативов оплаты труда членов экспертных комиссий, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти для проведения экспертиз, установленных Правительством Российской Федерации. 4.17.3. Распорядителем средств Комиссии является ее председатель. 4.17.4. Контроль за использованием финансовых средств Комиссии осуществляют Госкомсанэпиднадзор России и уполномоченные контрольные органы. 4.18. Общие вопросы организационной и хозяйственной деятельности Комиссии, включая порядок и размеры оплаты труда членов Комиссии и экспертов, рассматриваются и решаются на общих собраниях Комиссии, а в промежутках между ними — на заседаниях Бюро. 4.19. Главные эксперты Комиссии:
4.19.1. Формируют из числа специалистов, работающих в различных научных и практических организациях Российской Федерации, группы экспертов по соответствующим направлениям санитарно-эпидемиологического нормирования и представляют состав групп на утверждение Бюро Комиссии. 4.19.2. При необходимости вносят в Бюро Комиссии предложения о привлечении временных экспертов — специалистов по частным вопросам, рассматриваемым в конкретных документах. 4.19.3. Организуют рассмотрение экспертами проектов документов, заявок, запросов и других материалов, направляемых ответственным секретарем Комиссии, оформляют документы для оплаты выполненных экспертиз. 4.19.4. Проводят обсуждение с авторами проектов документов замечаний и предложений, высказанных экспертами. 4.19.5. Организуют обсуждение результатов экспертизы на заседаниях экспертных групп, готовят окончательные заключения и передают их в секретариат Комиссии. 4.19.6. Представляют документы (материалы) и результаты экспертизы на заседаниях Бюро. 4.19.7. Проводят экспертизу заявок и материалов (при необходимости — с обследованием на месте) по аккредитации организаций на право разработки нормативных и методических документов и представляют свои заключения в Комиссию. 4.19.8. Докладывают на заседаниях Комиссии (Бюро) результаты работы экспертных групп. 4.19.9. Проводят анализ полноты и эффективности законодательной, нормативной и методической базы санэпидслужбы, результатов научных исследований и других материалов, вносят в Комиссию предложения и рекомендации по развитию курируемого направления санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.20. Группы экспертов Комиссии формируются из числа ученых и практических работников учреждений санэпидслужбы и других ведомств, специалистов по конкретным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования и смежных областей. Кандидатуры экспертов предлагаются главными экспертами и утверждаются Бюро Комиссии. 4.21. Эксперты Комиссии:
4.21.1. Рассматривают проекты нормативных и методических документов или их разделы, а также заявки, запросы и другие материалы, направляемые главными экспертами (в отдельных случаях — секретариатом или Бюро Комиссии). 4.21.2. Готовят экспертные заключения по рассмотренным материалам и направляют их главным экспертам (в секретариат Комиссии). 4.21.3. Принимают участие в обсуждении результатов экспертиз на заседаниях экспертных групп. 4.21.4. Готовят и представляют в Комиссию (главным экспертам) предложения и рекомендации по совершенствованию нормативных и методических документов и развитию системы санитарно-эпидемиологического нормирования. 4.22. При выполнении своих функций эксперты Комиссии имеют право: 4.22.1. Запрашивать и получать информацию, необходимую для полноценной экспертизы рассматриваемых материалов, в Бюро Комиссии и через него — в Госкомсанэпиднадзоре России и подчиненных ему научных и практических организациях, а также в других ведомствах и организациях в соответствии со статьей 25 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 4.22.2. Для ознакомления с материалами, необходимыми для проведения экспертизы, посещать в установленном порядке организации, владеющие этими материалами. 4.22.3. Получать всестороннюю поддержку и содействие в экспертной работе со стороны руководства организаций по месту своей основной работы. 4.23. Эксперты несут ответственность за: 4.23.1. Объективность, компетентность, достоверность и обоснованность проводимой экспертизы. 4.23.2. Независимость и гласность принимаемых решений и выдаваемых рекомендаций. 4.23.3. Соблюдение при рассмотрении документов и материалов конфиденциальности в отношении вопросов, защищаемых авторским правом и правом коммерческой тайны.
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Госкомсанэпиднадзора России,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ
14 мая 1996 года
Дата введения
с момента утверждения
1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ПОРЯДОК
УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ, ИЗДАНИЯ
И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
Р 1.1.005-96
- Область применения
1.1. Настоящее Руководство устанавливает порядок утверждения, регистрации, издания и распространения нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 1.2. Настоящее Руководство предназначено для организаций и специалистов, осуществляющих деятельность в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 1.3. Руководство разработано на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2. Нормативные ссылки
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.
Примечание.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 N 625, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 554.
2.2. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625. 2.3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 мая 1996 г. N 9-п «О санитарных правилах, нормах и гигиенических нормативах». 2.4. Руководство Р 1.1.002-96 «Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования».
3. Общие положения
3.1. Федеральные санитарные правила, санитарные нормы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы утверждаются и вводятся в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России. 3.2. Руководства, методические указания, методические указания по методам контроля, предназначенные для применения на территории Российской Федерации, утверждаются председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или первым заместителем председателя Госкомсанэпиднадзора России, заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. 3.3. Санитарные правила, санитарные нормы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, руководства и методические указания, предназначенные для применения на отдельной территории субъектов Российской Федерации, утверждаются и вводятся в действие главными государственными санитарными врачами по соответствующей территории субъекта Российской Федерации. 3.4. Управление Госкомсанэпиднадзора России, ответственное за ведение системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, для подписания руководством Госкомитета представляет отредактированные и завизированные руководителями заинтересованных подразделений экземпляры постановления и нормативного или методического документа, выписку из протокола заседания Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России с рекомендациями по утверждению и порядку введения в действие документа. 3.5. Регистрация подписанного нормативного или методического документа и присвоение ему порядкового номера осуществляется уполномоченным на это структурным подразделением Госкомсанэпиднадзора России в соответствии с Р 1.1.002-96. Регистрация ведется в журнале установленной формы. После регистрации и присвоения методическому документу порядкового номера подпись утвердившего его должностного лица скрепляется гербовой печатью. 3.6. Оформленный в соответствии с п. 3.5. подлинный экземпляр документа хранится постоянно в структурном подразделении Госкомсанэпиднадзора России, ответственном за ведение системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 3.7. Издание и распространение нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляется организацией, уполномоченной Госкомсанэпиднадзором России (далее — издатель). 3.8. Издание нормативных и методических документов осуществляется в соответствии с издательским планом. 3.8.1. Издательский план на год с ежеквартальной разбивкой формируется издателем и структурным подразделением Госкомсанэпиднадзора России, ответственным за ведение системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, и утверждается первым заместителем председателя Госкомитета. 3.8.2. На основании издательского плана Госкомсанэпиднадзор России заключает с издателем государственный контракт (договор) на издание нормативных и методических документов. 3.9. В 2-недельный срок с момента получения утвержденного документа на магнитном носителе издатель осуществляет выпуск 200 сигнальных экземпляров и направляет их получателям в соответствии со списком обязательной рассылки, утверждаемым управлением Госкомитета, ответственным за ведение системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. 3.10. Минимальный обязательный тираж нормативных и методических документов для организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, издаваемых и рассылаемых издателем в течение 3-х месяцев после выпуска сигнальных экземпляров, составляет 3000 экземпляров. 3.11. Издатель на основании издательскою плана выпускает ежеквартально информационные указатели нормативных и методических документов, распространяемые по подписке в установленном порядке. Издатель обеспечивает также рекламу и распространение информации об издаваемых нормативных и методических документах в средствах массовой информации и специальных научно-практических изданиях. 3.12. Общий тираж издаваемых документов определяется издателем с учетом издательского плана и заявок на распространение документов, получаемых от заинтересованных юридических лиц и граждан. 3.13. Распространение нормативных и методических документов осуществляется издателем в соответствии со списком рассылки, утверждаемым Госкомсанэпиднадзором России, по подписке, а также согласно полученным заявкам (заказам). 3.14. Нормативные и методические документы системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены без разрешения Госкомсанэпиднадзора России. 3.15. Копии, выписки из нормативных и методических документов, их воспроизведенные экземпляры без ссылки на разрешение Госкомсанэпиднадзора России являются неофициальными документами, не признаются в правоприменительной практике и не могут использоваться юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, должностными лицами и гражданами. 3.16. Прибыль, образующаяся после уплаты налогов и платежей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации от издания нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, может быть использована исключительно для ее развития.