По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 10.07.2006 N 01/5930-ЕЗ. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июня 2006 г.
N 12
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАЛЯРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав заболеваемость малярией, отмечаю, что несмотря на снижение показателей заболеваемости в 2005 году на 44%, маляриологическая ситуация в Российской Федерации остается напряженной. Всего в 2005 году был зарегистрирован 201 случай заболевания малярией (0,14 на 100 тыс. населения) в 43 административных территориях против 382 (0,25 на 100 тыс. населения) в 2004 году в 60-ти административных территориях. Среди заболевших в 2005 году зарегистрировано 16 детей до 14 лет, в 2004 году — 31 ребенок. На долю городских случаев приходится 96% (в 2004 г. — 86,1%). Максимальное количество случаев малярии зарегистрировано в г. Москве и Московской области — 98 случаев, в том числе на долю с местной передачей приходится 34,6% (в г. Москве 20 случаев, Московской области — 14 случаев). Интенсивность эпидемического процесса в г. Москве в последние 5 лет, значительно выше чем за 35 летний период с 1961 по 1997 г.г. В указанный период был зарегистрирован 3581 случай, на долю местной передачи малярии приходилось 0,4% (17 случаев), в то время как за 5 летний период с 2000 по 2005 г.г. зарегистрирован 851 случай, из них 24% (206 случаев) — с местной передачей, что свидетельствует об укоренении малярии в Московском регионе. Из-за отсутствия регистрации примахина в Российской Федерации на 4 административных территориях, в том числе в Москве и Московской области, сформировались очаги с местной передачей малярии. Отсутствие хинина в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации приводит к ежегодной регистрации летальных исходов от тропической малярии (2002 г. — 2 сл., 2003 г. — 4 сл., 2004 г. — 5 сл., 2005 г. — 2 сл., 2006 г. — 2 сл.), а зарегистрированные таблетированные формы противомалярийных препаратов (лариам, фансидар) не эффективны для лечения осложненной и резистентной к хлорохину форм тропической малярии. Выпуск отечественных препаратов (примахина, хинина) планируется осуществлять с июля месяца 2006 года в Республике Башкортостан (г. Уфа). В большинстве субъектов Российской Федерации сокращается число пунктов наблюдений за переносчиками. Повсеместно ослаб контроль за эффективностью проведения дезинсекционных мероприятий. Заселенность малярийными комарами объектов надзора остается высокой. Так, заселенность водоемов в 2005 г. составила 47,6% от количества обследованных (в 2004 г. — 34,5%, в 2003 г. — 46,8%), природных биотопов — 14,2% (2004 г. — 63,9%, в 2003 г. — 19,5%), что связано с недостаточным объемом истребительских мероприятий, направленных на сокращение численности переносчика и гидротехнических работ. Не проводились исследования на малярию в Калужской, Костромской, Тамбовской, Вологодской, Магаданской областях, Коми-Пермяцком, Ненецком, Чукотском, Эвенкийском автономных округах, в Республике Марий Эл. Отмечаются ошибки при лабораторной диагностике. Так, например, в Ханты- Мансийском автономном округе у больного, прибывшего из Африки, в препаратах крови были обнаружены плазмодии трехдневной малярии, вместо плазмодиев тропической малярии, что свидетельствует о низкой квалификации специалистов, как в лечебной сети, так и в органах и учреждениях, осуществляющих госсанэпиднадзор в округе. Лабораторный диагноз был выставлен только в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Отмечается повсеместное сокращение ставок паразитологов, энтомологов в субъектах Российской Федерации. Так, например, в Ярославской области сокращена единственная ставка энтомолога. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний малярией и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650) постановляю: 1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в Москве и Московской области: 1.1. Организовать комитет по борьбе с малярией при Правительстве Москвы и Московской области с участием представителей органов Роспотребнадзора, здравоохранения, образования, МВД России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. 1.2. Разработать и утвердить в установленном порядке комплексный план по борьбе с малярией на территории Москвы и Московской области. 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации изыскать возможность выделения финансовых средств в необходимых объемах для проведения противомалярийных мероприятий. 3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 3.1. Рассмотреть в июле 2006 года на заседании коллегии органов управления здравоохранением вопрос организации медицинской помощи больным малярией. 3.2. Установить строгий контроль за работой лечебно-профилактических учреждений по вопросам своевременной диагностики малярии. 3.3. Рекомендовать систематическую подготовку кадров по лабораторной диагностике малярии, в том числе на центральных базах Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и кафедры тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования в г. Москве. 3.4. Поручить руководителям лечебно-профилактических учреждений: 3.4.1. Взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3.4.2. Иметь достаточный запас противомалярийных препаратов для лечения трехдневной малярии (примахин) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинин). 4. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации в целях профилактики заболеваний малярией: 4.1. Принять меры по укомплектованию специалистами должностей врачей-паразитологов, энтомологов в оперативных отделах и паразитологических лабораториях, необходимым оборудованием и автотранспортом для проведения энтомологических наблюдений в сезон передачи малярии. 4.2. Информировать органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соседних территорий о случаях заболевания малярией для принятия ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер. 4.3. Обеспечить:
4.3.1. Организационно-методическое руководство противоэпидемической деятельностью в лечебно-профилактической сети. 4.3.2. Контроль за наличием противомалярийных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях для лечения трехдневной малярии (примахина) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинина). 4.3.3. Регулярную подготовку (переподготовку) специалистов территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по профилактике малярии. 4.3.4. Предупредительный и текущий надзор за строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и маляриогенностью территории. 4.3.5. Представление внеочередных донесений о случаях местной передачи и летальных исходов от малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 4.3.6. Организацию и проведение энтомологических наблюдений. 4.4. Считать основным мероприятием борьбы с переносчиком малярии в сельской местности и местах проживания мигрантов (недостроенные здания, нелегальные перевалочные базы, общежития и т.п.), обработку инсектицидами остаточного действия. 4.5. Обеспечить качественное проведение ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием специализированных технических средств; отказаться от них в сельской местности средней полосы Российской Федерации ввиду их нецелесообразности. 4.6. Проводить эпидемиологическое обследование очагов малярии и качественное проведение мероприятий в очагах. 4.7. Направлять карты эпидемиологического обследования больных и очагов малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на электронном носителе и на бумажном носителе в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова в течение одного месяца после проведения обследования. 4.8. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова в недельный срок. 4.9. Организовать проведение активной работы по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики малярии с привлечением средств массовой информации. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
13 июня 2006 г.
N 152
О ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРА ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ
В соответствии с пунктом 19.4.3. Плана мероприятий по реализации основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на 2006 год и в целях повышения эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора приказываю: 1. Провести 4-6 октября 2006 года в г. Иркутске на базе Восточно-Сибирского территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту семинар по вопросам санитарной охраны территории Российской Федерации на железнодорожном транспорте в соответствии с программой (приложение N 1).
Примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Руководителю Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (Ю.Н.Каськову), главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту» (Ю.М.Артеменкову), директору ФГУЗ «Иркутский НИПЧИ Роспотребнадзора» (Голубинскому Е.П.) обеспечить подготовку и проведение семинара. 4. Руководителям органов и учреждений Роспотребнадзора командировать специалистов для участия в работе семинара согласно приложению N 2.
Примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
6. Оплату командировочных расходов провести по месту работы командируемых. 7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение N 1
к приказу Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека
от 13.06.2006 г. N 152
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫЙ К РАССМОТРЕНИЮ
НА СЕМИНАРЕ ПО ВОПРОСАМ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
- Организация санитарной охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней и предотвращения ввоза товаров и грузов, представляющих потенциальную опасность для человека.
- Порядок взаимодействия специалистов территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и ФГУЗ «Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту» по вопросам организации санитарной охраны территории.
- Проведение тренировочного занятия с вводом условного больного.
Приложение N 2
к приказу Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека
от 13.06.2006 г. N 152
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ
N Органы и учреждения Количество п/п мест 1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты 2 прав потребителей и благополучия человека 2. ФГУЗ "Российский научно-исследовательский 2 противочумный институт "Микроб" 3. ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский 2 противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" 4. ФГУЗ "Северо-Кавказская противочумная станция 1 Роспотребнадзора" 5. Территориальное управление Роспотребнадзора по 2 железнодорожному транспорту 5.1. Октябрьский территориальный отдел 7 5.2. Московский территориальный отдел 7 5.3. Горьковский территориальный отдел 1 5.4. Северный территориальный отдел 1 5.5. Северо-Кавказский территориальный отдел 5 5.6. Юго-Восточный территориальный отдел 3 5.7. Приволжский территориальный отдел 3 5.8. Куйбышевский территориальный отдел 1 5.9. Свердловский территориальный отдел 1 5.10. Южно-Уральский территориальный отдел 6 5.11. Западно-Сибирский территориальный отдел 5 5.12. Красноярский территориальный отдел 1 5.13. Восточно-Сибирский территориальный отдел 4 5.14. Забайкальский территориальный отдел 3 5.15. Дальневосточный территориальный отдел 4 6. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и 15 эпидемиологии Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту" 7. Территориальное управление Роспотребнадзора по 1 Калининградской области 8. Отдельный контрольно-пропускной пункт 1 "Иркутск" ФСБ Российской Федерации (по согласованию) 9. Иркутская таможня Федеральной таможенной 1 Службы (по согласованию) 10. Управление Федеральной службы по ветеринарному 1 и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (по согласованию) 11. ОАО "Российские железные дороги" 2 (по согласованию) 12. Территориальное управление Роспотребнадзора 2 по Иркутской области 13. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в 2 Иркутской области"
Примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
15. Итого 86