Документ введен в действие с 30 ноября 2005 года. Текст документа
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
30 ноября 2005 г.
Дата введения:
с момента утверждения
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 5.1.2031-05
- Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 30 ноября 2005 г.
- Введены в действие с 30 ноября 2005 г.
- Область применения
1.1. Методические указания определяют комплекс мероприятий по организации планирования деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 1.2. Методические указания предназначены для использования территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Общие положения
Планирование является одним из обязательных видов деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организацию целенаправленной работы по изменению показателей, характеризующих состояние здоровья населения и среды его обитания, достижение заданных результатов в течение установленного планом периода времени.
3. Основные принципы планирования
3.1. Обоснованность, что предусматривает использование при планировании объективных данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию на территории деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3.2. Системность, то есть планирование деятельности территориального управления, как составной части Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учет влияния на уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения множества факторов, формирование которых происходит вне сферы деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3.3. Целенаправленность, то есть ориентирование плана на достижение приоритетных целей, установленных как для всей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и для территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3.4. Достижимость, предусматривающая формирование и постановку задач, реально выполнимых в конкретных условиях имеющимися ресурсами. 3.5. Преемственность, то есть подготовка плана как логического продолжения плана предыдущего периода и основы для планирования на последующий период. 3.6. Конкретность, что предусматривает формулирование мероприятий плана таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их контроля и оценки выполнения. 3.7. Индивидуальность, что предусматривает учет реальных условий реализации запланированных мероприятий.
4. Объекты планирования
Объектами планирования являются показатели, характеризующие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения территории, состояние здоровья населения, факторов среды обитания, а также показатели, характеризующие деятельность территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5. Система планирования
5.1. Система планирования деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соответствует системе управления в ней. 5.2. На федеральном уровне документами планирования являются: — основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год, при подготовке которых используются федеральные целевые и ведомственные целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, планы профилактики отдельных заболеваний, уменьшения влияния факторов среды обитания на здоровье, а также мероприятия, выполнение которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказами руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, протоколами ежегодных совещаний главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации, иными документами; — план основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год; — план мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на квартал. Основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должны содержать показатели, достижение которых планируется в результате реализации основных направлений. 5.3. На региональном уровне документами планирования являются: — основные направления деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год, при подготовке которых используются основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год, региональные целевые и ведомственные целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, планы профилактики отдельных заболеваний, уменьшения влияния факторов среды обитания на здоровье, а также мероприятия, выполнение которых предусмотрено приказами руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, протоколами ежегодных совещаний главных государственных санитарных врачей по субъектам российской Федерации, иными документами. В указанный документ включаются, также, основные направления деятельности центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации; — планы работы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации на год; — планы работы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации на квартал; — планы работы территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, филиала центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации на квартал.
6. Годовое планирование
6.1. Основные направления деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должны содержать показатели, достижение которых планируется в результате реализации основных направлений. 6.2. Планы работы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации на год в качестве приложения должны содержать финансово-экономическое обоснование планируемых мероприятий, которое является основой бюджетного финансирования территориального управления и центра гигиены и эпидемиологии. 6.3. Годовое планирование начинается с анализа показателей здоровья населения, среды его обитания, выявления отдельных факторов, влияющих на здоровье и определения уровня этого влияния, а также с анализа состояния функционального потенциала территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии. Итогом данного этапа планирования должно стать определение ведущих, социально значимых показателей здоровья, состояние и (или) динамика которых в существенной степени определяет уровень общественного здоровья, выявление факторов, прямо или косвенно, влияющих на формирование этих показателей, а также достаточность кадрового потенциала, материально-технических ресурсов для решения задач, установленных на планируемый период. Методическую и практическую основу этой работы составляет социально-гигиенический мониторинг. 6.4. Для территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указанный этап работы завершается в октябре-ноябре подготовкой «Основных направлений деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год». 6.5. Указанный документ представляет собой сгруппированный по разделам перечень задач, решение которых предстоит осуществить в течение планируемого года. Структура Основных направлений должна включать следующие разделы: — меры по оптимизации организационного построения, кадрового, материально-технического обеспечения; — обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора; — совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей; — совершенствование профилактики инфекционных болезней, санитарной охраны территории; — меры по снижению и предупреждению неинфекционных заболеваний, включая профессиональные; — улучшение состояние среды обитания, включая снижение загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания, улучшение условий труда, обучения, быта; — совершенствование деятельности в области нормативно-правового обеспечения надзора и контроля. В документ могут быть включены и другие разделы.
7. Подготовка плана работы
План работы представляет собой систематизированный перечень задач (мероприятий), реализация которых необходима для достижения планируемых результатов. Для формулирования задач используются результаты анализа санитарно — эпидемиологической ситуации на территории, а также данные о состоянии кадров, финансов, технической базы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии. Важно, чтобы задачи были конкретны, понятны исполнителям, имели сроки исполнения. Примером такой постановки задач является определение ожидаемых уровней заболеваемости по ряду инфекционных болезней, как результата реализации мер по расширению объема вакцинации населения, улучшение качества питьевой воды, продуктов питания, как итог действий, направленных на обеспечение соблюдения санитарных норм и правил на объектах надзора и т.п. В территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в центре гигиены и эпидемиологии составляются планы работы соответственно территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации на год. При составлении годового плана территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо предусматривать ресурсное обеспечение (кадры, финансы, оборудование), осуществление связей с другими организациями, координацию деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора ведомств, а также организаций, цель деятельности которых совпадает с задачами территориального управления. В годовых планах предусматриваются также изменения, связанные с совершенствованием организационно-функциональной структуры, работа по повышению квалификации персонала и т.п. Обязательным является раздел, отражающий работу с центром гигиены и эпидемиологии — контроль за деятельностью, оказание помощи, подготовка специалистов и т.д. В плане указывается наименование мероприятия, срок его исполнения и перечень исполнителей, из которых первый — заместитель руководителя, либо руководитель отдела, ответственные за соответствующий раздел работы. Порядок расположения мероприятий плана может предусматривать группирование мероприятий по разделам (организационные мероприятия, санитарно-гигиенические мероприятия, противоэпидемические мероприятия, защита прав потребителей материально-техническое обеспечение и т.д.), либо по темам. В годовой план центра гигиены и эпидемиологии следует включать мероприятия, направленные на обеспечение деятельности территориального управления — лабораторные исследования и измерения, экспертизы, информационно-аналитическая работа и т.д. План работы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год составляется и утверждается в ноябре — декабре предшествующего года и до 20 декабря направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По результатам анализа планов работы территориальных управлений на год руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимается решение о вызове руководителя территориального управления для защиты плана работы. План работы центра гигиены и эпидемиологии на год составляется в ноябре — декабре предшествующего года и до 20 декабря представляется для согласования в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласование и утверждение плана работы центра гигиены и эпидемиологии на год завершается до 31 декабря. В течение года работа территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии осуществляется на основании квартальных планов работы, в которые включаются мероприятия годового плана, а также мероприятия, выполнение которых диктуется складывающейся обстановкой и указаниями вышестоящей организации. Форма квартального плана может быть аналогичной форме плана работы на год. Необходимость составления месячных планов работы, планов-графиков (месячных и недельных) определяется руководством территориального управления, центра гигиены и эпидемиологии самостоятельно. В территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центре гигиены и эпидемиологии не реже одного раза в квартал на совещании у руководителя подводятся итоги выполнения плана. При этом оценивается полнота выполнения запланированных мероприятий, соответствие достигнутого результата запланированному, качество работы специалистов — организаторов и исполнителей соответствующих мероприятий, а также принимаются решения о необходимости корректировки плана с учетом реально складывающейся ситуации. Решения совещания оформляются протоколом. Итоги работы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии за год подводятся на специальном совещании у руководителя территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в феврале следующего за отчетным года.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
30 ноября 2005 г.
N 0100/10719-05-32
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ В 2004 ГОДУ
В 2004 году паразитологические исследования выполнялись в 810 паразитологических лабораториях центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации. Число проведенных паразитологических исследований в 2004 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 14,8% и составило 13083539. На долю проб биологического материала от людей приходится 75%, санитарно-паразитологических проб — 25%. Число исследованных проб на малярию в 2004 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 24,6% и составило 49368. Не проводились исследования на малярию в Амурской, Магаданской, Кировской, Читинской областях, Коми-Пермяцком, Ненецком, Усть-Ордынском, Бурятском, Корякском, Таймырском, Еврейском, Чукотском, Эвенкийском автономных округах, в Республиках Марий Эл, Тыва. Число исследованных проб на гельминтозы и протозоозы в 2004 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 30,6% и составило 7729224 , в 2,7% проб обнаружены возбудители протозоозов и гельминтозов. По видовому составу возбудители паразитарных болезней распределились следующим образом: доля остриц составляет 68%, аскарид — 13%, лямблий — 7%, широкого лентеца — 4%, описторхов — 3%, тениид — 2%, карликового цепня — 2%, прочие гельминты (власоглав, стронгилоиды, дирофилярии) — 1%. Серологически на антитела к антигенам гельминтов и простейших обследовано 131853 человека, выявлено серопозитивных к антигенам: токсоплазм — 35,9%, лямблий — 23%, токсокар — 16%, описторха — 14%, эхинококка — 9%, трихинелл — 3%, прочих — 0,1%. Объем санитарно-паразитологических исследований в 2004 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 5,6% в 2004 году и составил 2615418. В структуре санитарно-паразитологических исследований наибольший удельный вес занимают смывы — 82,3%, почва — 7,6%, пищевые продукты — 6,9%, вода — 3%, прочие — 0,1%. Объем исследованных проб смывов снизился на 4,7% в 2004 году по сравнению с предыдущим годом и составил 2152163. В 0,5% проб обнаружены яйца гельминтов и цисты простейших. На долю яиц остриц приходится 99,6% положительных находок, в 0,4% проб обнаружены ооцисты криптоспоридий, онкосферы тениид, яйца аскарид, токсокар, широкого лентеца, личинки стронгилоид. В 2004 году объем исследований проб почвы увеличился незначительно (1,2%) и составил 199331, в 2,8% проб обнаружены яйца гельминтов и цисты простейших. На долю яиц аскарид приходится 53%, токсокар — 37%, власоглав — 4%, остриц — 3%, в 3% проб обнаружены онкосферы тениид, личинки стронгилоид, яйца описторхисов, цист лямблий. Самый высокий процент обнаружения возбудителей паразитарных болезней в почве территорий животноводческих комплексов (3,49%), в местах растениеводческой продукции (2,96%), в селитебной зоне (2,96%). В разрезе территорий процент обнаружения возбудителей паразитарных болезней в почве колеблется от 0% (Ненецкий автономный округ, Республика Тыва, Саха, Магаданская область), до 50% в Корякском автономном округе Республике Дагестан. Высок процент обнаружения в Ненецком автономном округе 44,4%, Томской области 19%. Объем проб пищевых продуктов снизился на 1,8% в 2004 году по сравнению с предыдущим годом и составил 181340, в 1,7% проб обнаружены яйца гельминтов и цисты простейших. Самый высокий процент обнаружения возбудителей паразитарных болезней в рыбе и рыбной продукции 5,55%. Не проводят исследования пищевой продукции по паразитологическим показателям в Эвенкийском автономном округе, практически не проводятся исследования в Ивановской области (16 проб), Корякском автономном округе (18 проб). В разрезе территорий процент обнаружения возбудителей паразитарных болезней в пищевых продуктах колеблется от 0% в Республике Марий Эл до 76,9% в Республике Дагестан. Высок процент обнаружения в Ненецком автономном округе 44,4%, Томской области 19%. В 2004 году в пробах воды централизованного водоснабжения в 0,5% обнаружены цисты лямблий и в 0,03% ооцисты криптоспоридий, в пробах воды нецентрализованного водоснабжения в 0,2% обнаружены цисты лямблий. Вопреки требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиНа 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» не проводятся исследования питьевой воды централизованного водоснабжения по паразитологическим показателям в Липецкой, Кировской, Томской, Смоленской областях, Еврейском, Корякском автономных округах, Чеченской Республике. По одной пробе воды по паразитологическим показателям проведено в Республике Бурятия и Магаданской области. Объем исследованных проб воды плавательных бассейнов по паразитологическим показателям увеличился на 6,8% в 2004 году по сравнению с предыдущим годом и составил 10338, в 0,7% проб обнаружены яйца гельминтов и цисты простейших. Не проводятся исследования воды плавательных бассейнов по паразитологическим показателям в Республиках Дагестан, Тыве, Алтае; Таймырском, Эвенкийском, Корякском автономных округах. Крайне мало проведено исследований в Астраханской (4 пробы), Ивановской (7 проб), Читинской (5 проб), Калининградской (9 проб), областях, Еврейском автономном округе (9 проб). Копроовоскопические исследования в большинстве паразитологических лабораторий проводятся только одним методом, не внедряются методы исследования эфир-уксусного или эфир-формалинового осаждения. Удельный вес паразитологических исследований выполненных на внебюджетных средствах финансирования увеличился с 26% в 2002 году до 44% в 2004 году. В ряде территорий не контролируется взаимосвязь данных исследований проб по паразитологическим показателям, при составлении таблиц отчетных форм N 18 «Сведения о санитарном состоянии района, города, области, края, республики», N 6-03-санэпид «Сведения о работе микробиологической (бактериологической, особо опасных инфекций, вирусологической, паразитологической) лаборатории центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора» и N 9-94-санэпид «Отчет о работе отделов (отделений) гигиены детей и подростков центров госсанэпиднадзора». Анализ данных формы N 9-94-санэпид «Отчет о работе отделов (отделений) гигиены детей и подростков центров госсанэпиднадзора» обнаруживает недостаточный лабораторный контроль по паразитологическим показателям в детских и подростковых учреждениях страны. Паразитологические лаборатории не укомплектованы квалифицированными кадрами с высшим образованием. Паразитологические исследования в Брянской, Смоленской, Тамбовской, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Псковской, Кировской, Мурманской, Магаданской, Пензенской, Томской, Самарской областях, Хабаровском крае, республиках: Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская, Мордовия, Удмуртская, Коми-Пермяцком, Ненецком, Таймырском, Бурятском, Эвенкийском, Корякском автономных округах выполняются средними медицинскими работниками. При проверке по организации надзора за паразитарными болезнями ряда территорий (Волгоградской, Кемеровской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа) отмечается недостаточность материально-технической базы паразитологических лабораторий: отбор проб воды проводится «ковшом», отсутствуют пробоотборники типа «ПробоКонг» и т.д., центрифуги, вытяжные шкафы, лабораторная мебель, в работе используются микроскопы — монокуляры школьного типа, рекомендуемые для демонстрации препаратов, а не для диагностических исследований. Режим работы паразитологических лабораторий не отвечает требованиям санитарных правил 1.2.731-99 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и гельминтами». Не всегда проводится внутрилабораторный контроль в паразитологических лабораториях. В целях повышения работы по профилактике паразитарных заболеваний Руководителям Территориальных управлений по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации предлагаю: — укрепить материально-техническую базу паразитологических лабораторий (приобрести микроскопы типа Микмед-1,2, центрифуги, пробоотборники, лабораторную мебель и т.д.); — обеспечить режим работы паразитологических лабораторий в соответствии с требованиями санитарных правил 1.2.731-99 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и гельминтами»; — расширить перечень санитарно-паразитологических исследований в соответствии с МУ 3.2.1756-03 «Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями»; — усилить контроль за качественной подготовкой статистических форм отчетности по паразитологическим показателям; — рекомендовать систематическую подготовку кадров по разделу паразитология, в том числе на центральных базах Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского ММА им. И.М.Сеченова и кафедры тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования в г. Москве; — представить данные о кадровом составе и материально-технической базе паразитологических лабораторий в соответствии с разработанными таблицами (приложение) на электронном носителе Е-mail: [email protected] к 30.12.2005; — информировать о ходе выполнения предложений Федеральную службу к 30.12.2005.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
Таблица N 1
Материально-техническая база паразитологических лабораторий
Название ФГУЗ "Центр гигиены Наименование Год выпуска и эпидемиологии" и филиалов оборудования
Таблица N 2
Специалисты, выполняющие паразитологические и энтомологические исследования
Название ФИО должность стаж ра- Последняя Сертификат ФГУЗ "Центр боты (по специализа- N, дата гигиены и специаль- ция по пара- получения эпидемиоло- ности) зитологии гии" и (год, место)
филиалов
Таблица N 3
Специалисты, курирующие раздел паразитологии и имеющие специализацию по паразитологии
Наименование ТУ ФИО должность Стаж Последняя "Роспотребнадзора" работы специализация и территориальных по паразитологии отделов (год, место)