ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
30 июня 2006 г.
N 0100/7168-06-32
О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы о состоянии расследования острых профессиональных отравлений в Российской Федерации за 2001-2005 годы, сообщает. За период с 2001 по 2005 гг. было зарегистрировано 396 случаев острых профессиональных отравлений, из них 30 — со смертельным исходом, и 674 пострадавшими, из них 162 — женщины. Указанные отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации. Наибольшее число случаев острых отравлений и пострадавших зарегистрировано: в Республике Татарстан (23 случая и 35 пострадавших), Алтайском крае (соответственно 19 и 22), Красноярском крае (10 и 23), Пермской области (46 и 51), Свердловской области (28 и 67), Нижегородской области (20 и 21), Самарской области (18 и 24), Архангельской области (16 и 38), Астраханской области (15 и 25), Иркутской области (14 и 39), Липецкой области (14 и 19), Кемеровской области (13 и 25), Челябинской области (11 и 17), Тульской области (10 и 20), г. Москве (12 и 20). От воздействия химических веществ острые отравления регистрировались, в основном, у работников химической промышленности, цветной и черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства (на водопроводно-канализационных системах), сельского хозяйства: Групповые случаи (с числом пострадавших 2 и более человек) острых отравлений ежегодно регистрируются в цветной металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, химической, газовой промышленности, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. За анализируемый период зарегистрировано 83 групповых случая с числом пострадавших 284 человека. Основные вещества, послужившие причиной отравлений — углерода оксид, хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид, диоксид серы, фенол, формальдегид, кислоты, гербициды и фунгициды. Возрастной состав пострадавших свидетельствует о большой частоте случаев острых отравлений у работников активного трудоспособного возраста: до 20 лет — 12 человек, 20-29 лет — 116, 30-39 лет — 121, 40-49 лет — 173, 50-59 лет — 71, 60 лет и старше — 14 человек. Возникновение острых профзаболеваний (отравлений) обусловлено нарушением правил техники безопасности (28,8-37,2%), авариями (14,4-25,8%), несовершенством технологических процессов (5,1-14,4%), отступлениями от технологического регламента (6,4-13,5%), неприменением средств индивидуальной защиты (6,3-7,8%). Следует отметить серьезные нарушения порядка извещения, расследования и учета острых профессиональных отравлений. Так, в учреждения Роспотребнадзора были направлены извещения по отмененным формам, утвержденных Минздравом СССР в 1980, 1978 и даже в 1954 году (Пермская, Иркутская, Калужская, Самарская, Курганская, Кемеровская области, Республика Чувашия, Хабаровский край и др.). Кроме того, использовались бланки «Об острозаразном заболевании», «О реакции на прививку», форма N 58-1/у «Экстренное извещение о случае острого отравления химической этиологии» утвержденная приказом N 460 от 29.12.2000 «Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга» (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Мурманская, Самарская, Иркутская области), часть извещений оформлена небрежно, без заполнения всех пунктов. В соответствии с действующим порядком, в течение первых суток, в территориальные органы Роспотребнадзора из лечебно-профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6% пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были получены в срок: от 2 до 7 дней — 122 человека, от 8 дней до 1 месяца — на 72 человека, 1 месяц и более — на 17 человек (Республика Татарстан, Вологодская, Самарская области, Приморский, Красноярский край, г. Москва.). В 25% случаев срок поступления извещения не указан. В 181 акте о случаях острых профессиональных заболеваний не указано наименование учреждения, направившего извещение, что повлекло нарушение сроков расследования или невозможность расследования, недостоверность учета случаев профессиональных отравлений. Основными недостатками составления санитарно-гигиенических характеристик и актов о случаях профессиональных заболеваний являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения заболеваний (отравлений), отступления от установленных требований оформления и несвоевременное составление этих документов. 30% актов расследования острых профессиональных заболеваний, оформленных за анализируемый период, составлены с нарушениями законодательства Российской Федерации (Ставропольский, Красноярский, Приморский край и др.). В большинстве случаев при проведении расследований, не в полной мере проводятся необходимые лабораторно-инструментальные исследования уровней производственных факторов, не проводится их объективная оценка. По вине работодателей, в ряде случаев, в работе комиссий по расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали только представители Роспотребнадзора, без привлечения других заинтересованных организаций. Без привлечения в необходимых случаях представителей заинтересованных лечебно-профилактических учреждений, территориальных органов Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и других, оформлено 80% актов, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967. Представители территориальных органов Роструда приняли участие в расследовании лишь 17,5% случаев. Работа по переоформлению или восстановлению утраченных санитарно-гигиенических характеристик условий труда работника, актов о случае профессионального заболевания, проводимая территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по жалобам работников, работодателей, органов социальной защиты, свидетельствует о серьезных нарушениях законодательства Российской Федерации. Учитывая изложенное, в целях обеспечения установленного порядка расследования и учета острых профессиональных заболеваний в субъектах Российской Федерации: 1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, предлагаю: 1.1. Усилить контроль за мероприятиями по государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, применяемых в подведомственных организациях и предприятиях; 1.2. Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации при безусловном их соответствии действующему санитарному законодательству; 1.3. Усилить надзор и контроль, в пределах компетенции службы, за организацией и проведением обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, сроками их проведения при использовании на производствах потенциально опасных химических и биологических веществ; 1.4. Обеспечить контроль за своевременным направлением извещений учреждениями здравоохранения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления); об установлении, изменении или отмене заключительного диагноза; качеством и полнотой оформления извещений; 1.5. Повысить оперативность при организации расследования обстоятельств и причин возникновения у работника острого профессионального заболевания, формировании комиссии по расследованию и оформлению акта расследования; 1.6. Проводить в необходимом объеме санитарно-эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника; 1.7. Своевременно и в полном объеме оформлять акт о случае профессионального заболевания с указанием обстоятельств и причин профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного законодательства, иных нормативных актов; 1.8. Оперативно решать вопросы устранения разногласий при постановке диагноза профессионального заболевания и его расследования; 1.10. Обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию случаев острых профессиональных заболеваний; 1.12. Оказывать содействие работникам в решении особо сложных случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с профессией, нерешенные на уровне субъектов Российской Федерации, в ГУ «НИИ медицины труда РАМН» и Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России; 1.13. Обеспечить хранение актов о случае профессионального заболевания и материалов расследования случаев профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством; 1.14. Инициировать (совместно с территориальными органами Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и другими) разработку документа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о порядке координации и взаимодействия заинтересованных организаций по вопросам организации профилактических мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и расследования причин острых и хронических профессиональных заболеваний; 1.15. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, применять к работодателям, нарушающим санитарные правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры воздействия, препятствующие возникновению острых профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. 2. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора» усилить информационное, юридическое и нормативное обеспечение территориальных управлений Роспотребнадзора по вопросам профилактики и расследования профессиональных заболеваний (отравлений); усилить контроль приема статистических форм, совершенствовать методы анализа профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов. О результатах проведенной работы прошу доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2006 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО