МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ПИСЬМО
2 марта 2001 г.
N 14ФЦ-766
О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ СПИРТОВ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Проблема обеспечения охраны здоровья населения от некачественной и потенциально опасной алкогольсодержащей продукции была и остается одной из приоритетных задач Госсанэпидслужбы Российской Федерации. В 2000 году значительное место в работе специалистами санэпидслужбы России уделялось выполнению Приказа Минздрава РФ N 344 от 16 сентября 1999 г. «О реализации постановления правительства Российской Федерации «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)», Постановления Главного государственного санитарного врача N 13 от 4.10.99 г. «Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом спиртосодержащей не пищевой продукции». Эти документы, подготовленные с использованием основополагающих положений Законов Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», позволили создать достаточную правовую основу для осуществления действенного государственного надзора. В Госкомстате России в 2000 году создана межведомственная база данных в которой информация, представляемая Минздравом России, является составной частью единой информационной системы, характеризующей как состояние рынка алкогольсодержащей продукции, так и сведения о деятельности контролирующих организаций. Для реализации этого проекта в системе госсанэпидслужбы Российской Федерации в 2000 году создано программное средство «АИС-Алкоголь», которое начиная со второго полугодия 2000 года успешно эксплуатируется практически во всех субъектах Российской Федерации. Сводная информация за 2000 год, представленная в рамках вышеуказанной системы органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации представлена в приложении. Реализуя потребность в дальнейшем развитии методологической базы Госсанэпидслужбы Российской Федерации в целях совершенствования систему управления, на основании итогов работы за 1999 год Главным государственным санитарным врачом было вынесено постановление N 2 «Об усилении госсанэпиднадзора за алкогольной продукцией» от 20.04.00 г. Этим документом упорядочивается процедура допуска на рынок алкогольной продукции, содержащей в своем составе различные травы и биологические добавки. В июне 2000г. на Федеральной комиссии по гигиеническому нормированию рассмотрены новые метода интегральной оценки алкогольных напитков с использованием живых тест-культур и сперматозоидов животных. Эти экспресс-методы, после их доработки в соответствии с замечаниями Федерального центра ГСЭН и экспертной комиссии, и утверждения позволят ускорить оценку токсичности алкогольных напитков и создать дополнительный заслон проникновению высокотоксичных соединений на отечественный рынок. Специалистами госсанэпидслужбы России за 2000 год проведено 68157 рейдовых проверок, в ходе которых было обследовано 350992 предприятий, в т.ч. занятых производством спиртов-718, алкогольной Продукции-3774, реализующих алкогольную продукцию-258412 предприятий. В общем объеме проведенной работы 97% приходится на предприятия, реализующие алкогольную продукцию. В области контроля за лекарственной и спиртосодержащей продукцией, содержащей алкоголь проведена работа, позволившая, (по материалам Центров ГСЭН) минимизировать наличие на рынке продукции, попадающей под запрет для продажи. Так в Алтайском крае при проведении 66 рейдовых проверок 260 объектов выявлено 13 образцов такой продукции, В Челябинской области в 277 проверенных предприятиях обнаружено 5 образцов такой продукции. В целом, единичные нарушения этой области фиксировались в 60% субъектов Федерации. В Ярославской, Калининградской, Иркутской и некоторых других областях реализации продукции, подпадающей по действие Постановления N 13, не обнаруживалось. Наибольшее число обследований проведено в Новосибирской, Московской, Кировской и Нижегородской областях. При этом необходимо отметить, что в тех субъектах Федерации где проводится значительная работа по контролю за производством и реализацией спиртов и алкогольной продукцией, данные о приросте смертности от отравлений алкоголем имеют меньшую тенденцию роста. Корякский и Агинско-Бурятский Автономные Округа и Камчатская область. Республика Бурятия и ряд других территорий имеют высокий уровень прироста смертности при весьма скромных результатах своей деятельности. При осуществлении госсанэпиднадзора органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации исследовано 78696 образцов спирта и алкогольных напитков. Основной объем исследований составила продукция, отобранная из торговой сети — 91%, а на предприятиях-изготовителях — 8%. Несмотря на то, что основная работа по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукцией осуществляется в предприятиях торговли, работа производителей так же находится под жестким контролем госсанэпидслужбы Российской Федерации. Практически при каждом обследовании предприятий-производителей отбирается и исследуется не менее 2х проб производимой на них продукции. Определенным успехом деятельности всех надзорных органов, а в т.ч. и госсанэпидслужбы Российской Федерации, можно считать снижение удельного веса проб, не соответствовавших гигиеническим нормам 5169 (6,57%). Это как в относительных, так и в абсолютных показателях лучшие результаты за последние 4-5 лет Импортная алкогольная продукция составляет в общем, объеме исследований до 10%. Результаты ее исследований из года в год стабильно подтверждают ее более высокое качество — только 3,8% проб не отвечает требованиям отечественных гигиенических нормативов.
Таблица 1. Удельный вес проб алкогольных продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям по России за 1995-1999 гг.
Года 1995 1996 1997 1998 1999 2000 <*>
Алкогольные 6,73 16,3 17,0 13,0 9,0 6,57 напитки
<*> предварительные данные.
Из общего количества исследованных проб наибольшее число не отвечающих гигиеническим нормативам отмечено в Московской, Кемеровской, Читинской, Тюменской, Астраханской областях, Республике Татарстан. В 2000 году по данным органов и учреждений госсанэпидслужбы, всего забраковано 8566,5 партии в количестве 1175182,817 л, в том числе 596 партий импортной продукции в количестве 102454,02 л. Главными государственными санитарными врачами всех уровней за нарушения санитарного законодательства по вопросу производства и реализации спиртов и алкогольной продукции, вынесено 2458 постановлений о приостановке эксплуатации предприятий, из них приостановлено 1961. Отозвано 488 лицензий. Передано 390 материалов в следственные органы, из них приняты к производству 260 дела. За выявленные в ходе проверок нарушения наложено 12444 штрафа суммой 12695613,91 рубля.
Таблица 2. Количество забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов, забракованных учреждениями госсанэпидслужбы России за 1995-1999 гг.
Года 1997 1998 1999 2000 <*>
Число 12185 11737 11969 8566 партий
Объем тонн 8072 4918 1556 1175
<*> предварительные данные.
По данным 2000 года снизилось количество забракованной продукции до 8566 против 11969 в 1999 году. Вместе с тем, средний объем забракованной партии практически не изменился и составляет порядка 130 литров на тонну. В целом снижение объемов забраковки подтверждает тенденцию улучшения качества и безопасности продукции. Однако, несмотря на эти положительные сдвиги, потребность в ведении жесткого надзора и контроля не уменьшилась, т.к. в абсолютных цифрах объемы забраковки составляют более 1 млн. литров нестандартной, в том числе потенциально опасной для здоровья населения продукции из них 67 тыс. литров непосредственно на предприятиях-производителях. Самое большое количество алкогольной продукции было забраковано на территории Республик Татарстан и Саха (Якутия), Кемеровской, Иркутской и Ростовской областей. Достаточно стойкой тенденций является выявление нестандартной продукции в основном (более в чем 90% случаев) в торговой сети. До 98% вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, 99% предложений об отзыве лицензий, 93% дел, передаваемых в следственные органы, 99% от числа и 95% от суммы штрафов касаются предприятий торговли. По видимому здесь сказывается тот факт, что при проверке торговли в руки специалистов попадает значительная часть контрафактной продукции, выпущенной на незарегистрированных предприятиях. Именно эта продукция и все, что связано с ее продажей составляет основную часть нарушений и объем забраковок. Главными государственными санитарными врачами всех уровней за выявленные нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукцией в 2000 году вынесено 2458 постановлений о приостановке эксплуатации предприятий, из них приостановлено 1961, что составляет 79%. Это определенный рост в качестве организации работы органов и учреждений госсанэпидслужбы, т.к. за 1996-2000 гг. этот показатель не превышал 60%. Однако, по предприятиям пищевой промышленности и торговли в целом эта цифра достигает 96-97%. В 2000 году по представлениям органов и учреждений госсанэпидслужбы Российской федерации отозвано 488 лицензий в 52 субъектах Российской Федерации. Однако это составило только 62% от направленных в органы исполнительной власти предложений об их отзыве. Наибольшее количество лицензий отозвано в Кемеровской, Челябинской, Ленинградской, Тамбовской, Иркутской, Кировской, Ростовской областях, Краснодарском и Алтайском краях, Республике Татарстан. В Тульской, Новосибирской, Астраханской, Читинской областях, несмотря на неоднократные обращения специалистов госсанэпидслужбы, не отозвано практически ни одной лицензии. Это свидетельствует о необходимости более четкого оформления принимаемых решений и необходимости приложения дополнительных усилий на установление должного взаимодействия в этом вопросе с органами исполнительной власти региона. В Воронежской, Московской, Нижегородской и ряде других регионов присутствует ситуация, когда несмотря на значительный объем бракуемой продукции, представления об отзыве лицензии практически не оформлялись. В 44 субъектах Российской Федерации по фактам нарушений законодательства передано 390 материалов в следственные органы, из них приняты к производству 260 дел. При этом, если по предприятиям, производящим алкогольную продукцию приняты к рассмотрению 100% дел, то в сфере торговли, являющейся основным поставщиком различных нарушений приняты к рассмотрению только 64% дел. Наиболее часто эта мера использовалась в Томской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской областях. Приморском и Краснодарском краях, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Дагестан. За выявленные в ходе проверок нарушения наложено 12444 штрафа суммой 12695613,91 рубля. Основная часть наложенных штрафов приходится на сферу торговли. Вместе с тем не всегда принимаемые меры адекватны нарушениям. Так на территориях Псковской области, Республиках Тыва и Северная Осетия, несмотря на достаточно большой объем забракованной продукции (более 10 тыс. литров) штрафные санкции в денежном выражении весьма незначительны. Наибольшие суммы взысканных штрафов, были наложены главными врачами в Ростовской, Тульской и Кемеровской областях, Республиках Татарстан и Адыгея, г. С.-Петербурге, что связано в первую очередь с объемами продукции, забракованными на вышеуказанных территориях. Анализ проведенной работы центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора свидетельствует о значительном объеме проводимых работ, определенных положительных тенденциях в области качества и безопасности алкогольной продукции, сформировавшихся в 2000 г. Вместе с тем, ЦГСЭН в субъектах федерации необходимо повысить действенность госсанэпиднадзора, усилить взаимодействие с другими органами надзора и контроля, правоохранительными органами, связанными с реализацией Законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», указанными Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Приложение: Сводные аналитические таблицы, характеризующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации — листов.
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ
Приложение
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРА УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ, РЕАЛИЗАЦИЕЙ СПИРТОВ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Наименование строки Всего Предприятия, занятые Предприятия, (сумма граф производством занятые 3+4+5) реализацией спиртов Алкогольной алкогольной продукции продукции NN 1 2 3 4 5 1 Всего объектов 2726055 5385 15669 2705750 2 Проведено рейдовых проверок 68157 434 1469 66271 3 Число проверенных предприятий 350992 718 3774 346530 4 Число исследованных образцов 78696 427 6617 71662
спирта и алкогольных напитков
- всего
5 В том числе не соответствует 5169 9 129 5090 гигиеническим нормам (из строки 4)
6 Импортная продукция — всего 8107 X X 8107 (из строки 4)
7 В том числе не соответствует 309 X X 309 гигиеническим нормам (из строки 6)
8 Число забракованных партий 8566,5 7 87 8481,4 (всего)
9 В том числе импортной продук- 596 X 3 593,4 ции (из строки 8)
10 Объем забракованных партий 1175182,817 40500 67311,51 1069986,345
(л) — всего
11 В том числе импортной 102454,02 X 745,4 101729,2
продукции (из строки 10)
12 Число вынесенных 2458 2 39 2418
постановлений о приостановке эксплуатации предприятий (всего)
13 Из них приостановлено 1961 2 31 1928
(из строки 12)
14 Число поданных предложений об 779 2 777
отзыве лицензий (всего)
15 Из них отозвано 488 1 487
(из строки 14)
16 Количество переданных 390 24 366
материалов и дел в следственные органы (всего)
17 Из них приняты к производству 260 24 236
(из строки 16)
18 Число наложенных штрафов 12444 1 126 12322
19 Сумма наложенных штрафов 12695613,91 1669,8 514925,05 12182728,03
(руб)
О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ, РЕАЛИЗАЦИЕЙ СПИРТОВ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Всего по Российской Федерации
Отчетный период: Январь 2000 г. — Декабрь 2000 г.
Код Территория Число Число в том Число Число терр. проверенных исследованных числе не вынесенных наложенных предприятий образцов спирта соотв. постановл. о штрафов и алког. гигиенич. приостановке напитков - всего нормам экспл. предпр. 1 Республика Карелия 1564 319 32 6 9 2 Республика Коми 2696 695 68 6 46 3 Архангельская область 3362 1919 66 7 38 4 Ненецкий автономный округ 144 588 5 0 0 5 Вологодская область 2277 300 10 22 48 6 Мурманская область 1097 82 8 1 7 7 г. Санкт-Петербург 4615 1942 11 125 330 8 Ленинградская область 2556 863 105 3 48 9 Новгородская область 1966 499 3 13 55 10 Псковская область 5808 141 0 4 5 11 Брянская область 5292 400 11 1 17 12 Владимирская область 2530 520 1 4 33 13 Ивановская область 2123 501 39 10 30 14 Калужская область 2981 3 3 5 35 15 Костромская область 5302 384 62 46 196 16 г. Москва 6857 3924 189 9 326 17 Московская область 10373 7181 1047 29 50 18 Орловская область 2444 249 51 3 177 19 Рязанская область 6174 160 1 14 229 20 Смоленская область 3712 1811 71 5 19 21 Тверская область 4135 147 13 72 53 22 Тульская область 3711 713 45 90 336 23 Ярославская область 3059 855 5 9 18 24 Республика Марий Эл 1571 198 19 1 2 25 Республика Мордовия 2369 91 4 24 30 26 Чувашская Республика 2545 22 7 8 5 27 Кировская область 8361 598 67 12 32 28 Нижегородская область 6477 433 16 5 1 29 Белгородская область 4367 74 31 15 22 30 Воронежская область 4379 630 3 38 240 31 Курская область 1392 135 9 15 101 32 Липецкая область 3084 831 0 1 8 33 Тамбовская область 5427 772 22 19 310 34 Республика Калмыкия 1338 298 6 5 28 35 Республика Татарстан 13781 8039 325 58 1095 36 Астраханская область 2798 571 200 8 89 37 Волгоградская область 4558 883 25 29 143 38 Пензенская область 1022 157 17 119 115 39 Самарская область 7724 616 87 172 327 40 Саратовская область 3787 204 11 153 630 41 Ульяновская область 1524 141 5 1 3 42 Республика Адыгея 1544 267 9 15 268 43 Республика Дагестан 4250 717 221 110 267 44 Республика Ингушетия 6 65 33 4 10 45 Кабардино-Балкарская 2163 462 7 5 185 Республика 46 Карачаево-Черкесская 1602 190 51 0 42 Республика 47 Республика Северная 2225 759 3 0 5 Осетия 48 Чеченская Республика 0 0 0 0 0 49 Краснодарский край 8623 2160 120 42 314 50 Ставропольский край 6870 769 9 6 115 51 Ростовская область 11653 2148 59 237 855 52 Республика Башкортостан 7459 619 18 10 55 53 Удмуртская Республика 4972 497 9 8 9 54 Курганская область 3872 135 3 5 73 55 Оренбургская область 5837 934 66 13 180 56 Пермская область 8061 1257 58 28 27 57 Коми-Пермяцкий 396 37 6 5 22 автономный округ 58 Свердловская область 10758 1033 62 43 212 59 Челябинская область 5763 1108 65 118 300 60 Республика Алтай 990 90 26 4 17 61 Алтайский край 9978 1397 61 89 69 62 Кемеровская область 5090 770 130 169 822 63 Новосибирская область 22051 2016 6 52 173 64 Омская область 6603 178 21 6 9 65 Томская область 6078 3168 135 2 12 66 Тюменская область 3497 580 261 13 17
67 Ханты-Мансийский
автономный округ 3426 2633 202 5 61
68 Ямало-Ненецкий
автономный округ 836 726 79 74 2132
69 Республика Бурятия 2271 1332 73 34 38
70 Республика Тыва 728 190 64 12 0
71 Республика Хакасия 2915 328 27 9 6
72 Красноярский край 5332 1151 24 1 13
73 Таймырский автономный
округ 166 24 0 0 1
74 Эвенкийский автономный
округ 329 0 0 0 4
75 Иркутская область 4799 3664 25 66 113
76 Усть-Ордынский
Бурятский авт. Округ 186 53 1 0 4
77 Читинская область 2683 650 193 1 79
78 Агинский Бурятский
автономный округ 286 144 15 0 2
79 Республика Саха (Якутия) 2484 4139 197 10 95
80 Еврейская авт. Область 1078 14 0 2 0
81 Чукотский авт. Округ 566 129 5 4 5
82 Приморский край 3417 727 60 35 242
83 Хабаровский край 1612 162 16 6 6
84 Амурская область 1642 202 0 15 47
85 Камчатская область 1118 31 6 6 36
86 Корякский автономный
округ 289 14 0 0 0
87 Магаданская область 1893 1074 0 0 115
88 Сахалинская область 3038 61 5 19 72
89 Калининградская область 4234 499 24 2 6
90 Средне-Европейский 300 120 13 3 1 регион 91 Волжско-Уральский 720 132 0 0 0 регион 92 Северо-Западный регион 480 0 0 0 0 93 Средне-Сибирский регион 121 39 0 1 0 94 Дальне-Восточный регион 335 47 1 0 0 95 Южный регион 1538 106 0 2 3 96 Западно-Сибирский 539 60 0 0 17 регион 97 Западная зона на 8 0 0 0 0 транспорте ВСЕГО ПО РФ: 350992 78696 5169 2458 12444