Вопрос: Участвовали в аукционе на поставку лекарственных средств, выиграли и подписали контракт 22 марта. От наших поставщиков пришла информация в виде электронного письма 21 марта о перерегистрации предельной отпускной цены лекарственного препарата. Конечно же, по электронной почте мы уведомили Заказчика, а затем в письменной форме, сопроводительным письмом направили данную информацию 6 апреля. Однако, Заказчик, никоим образом не ответил. Поставки всех лекарственных препаратов по данному контракту были выполнены, кроме того препарата, который был на перерегистрации. Через некоторое время Заказчик подал на нас в суд, выставил пени и штраф. Мы с исковыми требованиями не согласились, так как физически не смогли бы поставить товар. Судья, также решила, что вся ответственность лежит на нас, что, прежде всего, мы должны были знать, что препарат находится на перерегистрации, и информация поступила 21 числа, то есть до момента подписания контракта. Судья, полностью удовлетворила исковые требования Заказчика. Хотелось бы узнать мнение по данной ситуации, и как можно это предотвратить. Это у нас не первый такой суд, если лекарственный препарат на перерегистрации или сертификации, Заказчик все равно проводит аукцион, мы, конечно, стараемся все максимально проверять, однако, это не всегда работает, и предвидеть в какой день может настать момент перерегистрации и сертификации, также не можем. Затем, при подписании контракта выясняется данный факт, изложенный выше, и на нас потом Заказчик за это подает в суд, где, как правило, помогает снизить санкции только ст. 333 ГК РФ. Условия контракта, информирующие нас о том, что есть обстоятельства непреодолимой силы, либо то, что стороны не могут предотвратить, никакой силы не имеют ни для Заказчика, ни для судьи, в данном случае. Очень прошу, прокомментируйте, пожалуйста, как нам подстраховаться, в подобных ситуациях.
Ответ: В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 07.06.2013) в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы. Заметим, однако, что согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ в отношении обязательств поставщика при выполнении поставок для государственных нужд к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Таким образом, фактическое отсутствие на рынке конкретных лекарственных препаратов в связи с какими бы то ни было обстоятельствами не считается по закону обстоятельствами непреодолимой силы и судья, формально, не может принять во внимание невозможность поставки лекарственных препаратов в связи с фактами их перерегистрации. В то же время согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер. В сложившейся ситуации, поставщик может попробовать обратиться с регрессным иском о возмещении ущерба к производителю, сославшись на то, что последний не предупредил заранее контрагентов о планируемой перерегистрации лекарственных средств. Однако предсказать решение суда по такому иску достаточно сложно, поскольку, в принципе, из доступных источников (Государственный реестр лекарственных средств, Государственный реестр цен на лекарственные средства) теоретически возможно получить информацию о вероятных примерных сроках перерегистрации препаратов и/или цен на них.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
19.06.2013